СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Быстрочтение (скоростное чтение) – в науке управления: стратегия чтения «по диагонали» – быстрое просматривание; оно позволяет «зацепить» взглядом ключевые слова и фразы и понять, стоит ли изучать этот текст более детально. Искать факты и мысли, а не вчитываться в каждое слово – главное правило, которому следует быстрочитатель. Этот метод применяется лишь в тех случаях, когда необходимо срочное ознакомление с большим количеством информации; при таком методе чтения художественное описание – лишь балласт, и быстрочитатель старается это пропустить. Привычка к скоростному чтению ведет к «заболеванию внимания».
Возвышенное – возвышенный – благородный и глубокий, стоящий выше повседневности; возвышенное – категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, таят в себе огромные потенциальные силы. Возвышенному противостоит низменное.
Восприятие – форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. Восприятие – это форма познания действительности; будучи необходимым этапом познания, восприятие связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией.
Духовность – стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа, отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов.
Знания – результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Истинность познания действительности проверяется в ходе практики. Знание – процесс понимания, представляющий постижение глубинных смыслов человеческого бытия. Это не только мышление, но и чувственное восприятие, и представления. Знания бывают: научные – эмпирические и теоретические, а также донаучные и обыденные (житейские). В категорию «знание» входят и художественные образцы, и нравственные принципы и идеи. Знание активно – это проявляется в практической деятельности по преобразованию природы и общества. Знания являются важнейшим условием развития гармонических отношений с природой, а также формирования подлинно человеческих отношений людей друг к другу. Знания – важнейший фактор совершенствования личности.
Информационная культура – способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций; применять передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
Информационная культура – способ жизнедеятельности человека в информационном обществе как составляющая процесса формирования культуры человечества ( способы и результаты информационной деятельности). Информационная культура – совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, т.е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
Рассматривая информационную культуру как одну из составляющих общей культуры личности, можно выделить один из ее основных компонентов – читательскую культуру.
Книга – способ аккумулирования культурных ценностей и знаний посредством письменного слова. Книга выражает меру духовного развития человека и в этом случае служит символом культурности и образованности, Книга как феномен культуры в зависимости от ее духовного ранга может иметь и энергетическую аттестацию – несение жизнеспособности или разрушительства.
Красота – все красивое, прекрасное; все то, что составляет эстетическое и нравственное наслаждение, возвышает и гармонизирует внутренний мир человека. В работах отечественных авторов утверждается объективный характер красоты, ее связь с общественным идеалом.
Культура – способ организации и исторического развития человеческой жизнедеятельности. Культура – совокупность достижений в той или иной сфере человеческой деятельности, высокий уровень качественного развития духовных достижений (гуманистические ценности), критерием здесь выступает человек, мера его развития. Слово «Культура» имеет древнее происхождение и этимологически состоит из двух корней: Культ (исходит от кельтских жрецов-друидов) – почитание, Ур (санскрит) – Свет, Огонь. Понимая Огонь как внутреннее горение, а Свет как блеск, как Красота (см. Словарь русского языка), а также свет знаний, просвещение, приходим к толкованию Культуры как почитанию Света знаний и красоты. Таким образом, если Культура есть совокупность достижений человеческой деятельности (материальной и духовной, то почитание Света Знаний и Красоты лежит в основе этих достижений.
Культура мышления – понятие, включающее в себя многие составляющие мыслительной деятельности; это не только уровень развития памяти и внимания, но также наблюдательность, четкость, широта и быстрота мышления (гибкость, переключаемость), синтетичность, оригинальность, краткость, глубина и содержательность мысли, последовательность и т.п. Важнейшим элементом качества мышления, его культуры является направленность мысли: мысль светлая, направленная не к личной выгоде, но к Общему благу – есть крыло прогресса, есть чистая мысль.
Упорядоченность мыслей в большой степени обеспечивает продуктивность мышления. С точки зрения ученых-психологов, мышление есть процесс поиска решения проблемы, искание и открытие нового (С.Л. Рубинштейн). Продуктивности мышления противостоит хаотичность, неорганизованность мыслей. Умение проводить анализ, делать сравнение, осуществлять контроль над своими мыслями – атрибуты правильного, красивого мышления и, наряду с синтезом, эти показатели формируют культуру мышления. «Истинная культура мысли растет культурою духа и сердца» (Е.И. Рерих).
Культура чувств – степень духовного развития чувств, эмоциональной грамотности человека, его способность к утонченному восприятию. Мерилом, критерием культуры чувств принято считать соотнесение поступка человека как проявления его нравственного чувства с интересами других людей, законами природы. Таким образом, культура чувств нечто большее, чем этикет или вежливость. Сопереживание, доброжелательство определяют критерий воспитанности человека вообще. Культура чувств формируется: в процессе общения с природой; в трудовой деятельности; в межличностных контактах. Утончение чувственных восприятий человека приводит к развитию у него чувствознания, или познания духа.
Массовая культура – мощное средство воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип; имеет негативные следствия для общественной жизни; является откровенно инфантильным «эрзац-продуктом». Среди ее направлений и проявлений:
– средства массовой информации (СМИ), транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», также формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика;
– система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования;
– индустрия формирования имиджа;
– индустрия досуга, включающая в себя «массовую художественную культуру» среди которых: «бульварная» литература, аналогичные развлекательные жанры кино, комиксы в изобразительном искусстве, рок-, поп-музыка, конферанс и «разговорные жанры», различные виды шоу-индустрии, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя.
В массовой и высокой культуре направление творческой мысли прямо противоположное: в массовой создатель тащится в хвосте у потребителя, в высокой – художник вытаскивает потребителя до уровня высокохудожественных ценностей.
Массовая культура – это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа – товар для рынка, утилитарно-развлекательная направленность; ставка на зрелищность приводит к нравственной неразборчивости и рыночному безвкусию.
Имидж (с англ. – «образ», «изображение» ) – ассоциируется с понятиями престижности, репутации, с его помощью реальность подменяется расплывчатыми, но приятными и успокаивающими иллюзиями, используется для манипуляции общественным мнением в торговом бизнесе. (Манипуляция есть мошенничество, махинации, жульничество).
Кич – (от нем. – «удешевлять», или англ. – «для кухни») – одно из наиболее одиозных явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение кич получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.
Триллер (с англ. – «дрожь», «трепет», «волнение») – разновидность детективно-приключенческих жанров: роман, фильм, пьеса об убийцах, гангстерах, сыщиках. Смещение акцентов на подготовку преступления, на создание гнетущей атмосферы ожидания чего-то страшного. Триллер не ставит обычно разоблачительных проблем реального мира, что свойственно лучшим образцам детективного жанра. Нервное возбуждение и нездоровое воображение призваны вызывать также близкие к триллеру фильмы, романы и рассказы ужасов.
Шлягер (с нем. – «гвоздь сезона, боевик») – эстрадная песня или мелодия, имеющая особый успех у публики в данное время. Наряду с произведениями, обладающими художественной ценностью, в шлягеры часто попадают, благодаря усиленной рекламе, ремесленнические поделки, имеющие недолгую жизнь.
Шоу (с англ. – «зрелище, показ») – спектакль (часто используется в политике); акценты смещены в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий (т.е. здесь также в основе – лукавство).
Низменное – характеризует социальные явления, имеющие отрицательную общественную значимость. Низменное – крайняя степень безобразного и ужасного. Как низменное воспринимаются и характеризуются разного рода разрушительные явления действительности, таящие в себе опасность для человечества, в том числе, беспринципные, антигуманные, безнравственные человеческие поступки и характер тех, кто способен их совершить.
Образ – живое, наглядное представление о ком- чём-нибудь; обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Образ, который рождается в воображении художника, создателя произведения, отражающий его мысли и чувства, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной форме (например, словесной) и несет в себе целостно-духовное содержание, в котором органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение к миру. Этот образный язык искусства (в т.ч. искусства книги, искусства преподавания) необходим для того, чтобы воплощать и передавать людям определенные ценностно-познавательные представления, эстетические идеи и идеалы.
Образование – получение систематизированных знаний, обучение, просвещение. Образование – процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. В образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В образовании непосредственное бытие человека соединяется с культурой, осмысляется и упорядочивается в системе художественных образов, нравственных категорий и научных понятий, социально одобряемых образцов поведения и т. п.
Прекрасное – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам; характеризует явления с точки зрения совершенства как обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное трактовалось в эпоху Возрождения как «гармония частей, такое соответствие частей, при котором ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Явления можно считать прекрасными, когда они выступают как общественно-человеческие ценности, способствующие гармоническому развитию личности. Поэтому восприятие Прекрасного (Красоты) вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы. Прекрасному противостоит безобразное (уродливое). Безобразный – крайне некрасивый, непристойный (неприличный); безобразное – явления мертвенные, патологичные, неодухотворенные, лишенные целостности, внутреннего света и богатства.
Психическая энергия – всеначальная энергия – представляет собой дифференциацию, проявление или разновидность основной жизненной энергии. Обмен энергиями между высшим и низшим уровнями организации мироздания составляет главный двигатель эволюции. Психическая энергия есть также то, что в обычном понимании значится как духовность, и развитие психической энергии есть, в сущности, развитие духовности, той истинной, высшей духовности, которая состоит в приобщении к Высшему Миру, в раскрытии в себе высшего сознания. «Все миры и планы бытия имеют общий источник возникновения – единую всеначальную энергию, из которой возникает все сущее. Именно эта всеначальная энергия (которая в Живой Этике именуется психической) делает материю духовной, и посредством ее человек также реализуется как духовная сущность. Овладение психической энергией ведет к развитию высших форм сознания – чувствознания и духоразумения, частичным проявлением которых являются интуиция и озарение» («Вопросы философии» , 2001, № 3, с.85-102). В книгах Учения Живой Этики дано многостороннее освещение этой энергии и приведены методы рационального подхода к ее изучению и развитию.
Синтез – соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы. В педагогической науке: синтез – соединение свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания. Синтез – одна из основных мыслительных операций; включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа (идеи). В культурологии синтез рассматривается как проблема мировоззренческая, как выражение универсальной природы человеческого творчества. Культура синтетична как целостная система, включающая в себя различные сферы духовной жизни.
Утончение – утонченный – хорошо, тонко развитый, изысканный, чуткий, тонко воспринимающий что-нибудь (утонченное восприятие); тонкий – не грубый; острый, проницательный.
Учение Живой Этики (Агни Йога) – это нравственно-духовное учение, синтезирующее древнюю мудрость Востока с научными и философскими достижениями Запада и включающее в себя огромное богатство конкретных методик и приемов работы человека над собой. Открывая неиспользованные возможности и ресурсы человека, скрытые энергии его организма и психики, творческие силы сознания и души, Учение Живой Этики утверждает неразрывную связь человека с космосом, многомерность бытия и тайны бессмертия. “Психическая энергия”, или огненная энергия («агни» – санксрит – «огонь») – краеугольное понятие Учения. Двойное название Учения указывает на две главные стороны человеческого совершенствования – этическое преображение, принятие нравственных основ бытия и овладение психической энергией. По существу, это двуединый процесс, ибо одно непреложно вытекает из другого. Духовная работа должна протекать не в отрыве от окружающей жизни, а параллельно с выполнением жизненных обязанностей и общественного долга (Русская философия. Малый Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995. – С. 9-10.).
Читательская культура (как часть информационной культуры) – комплекс навыков работы с информационными ресурсами, особенно с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную информацию с помощью библиографических пособий, пользоваться информационно-поисковым аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезисы, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.д.), бережно обращаться с произведениями печати, пользоваться электронными документами и базами данных, поисковыми системами Интернета.
Чувствознание – сердечное постижение мира, так называемое прямое познание действительности – не умом, но сердцем, условно говоря, интуиция, или шестое чувство. Это состояние помогает преодолевать возникающее противоречие между эмоциональным и рациональным путем познания и представляет собой более высокую ступень человеческой эволюции. Оно связано с непосредственным познаванием явлений тонкоматериального мира – мира мыслей и чувств.
Этика – философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе; учение о назначении и смысле жизни, обосновывает цели практической деятельности. Этика – это также совокупность норм поведения.
* * *
При составлении словаря терминов использована литература:
Краткий философский словарь. / Под ред. д-ра филос. наук А.П. Алексеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2001. – 489 с.
Культура и культурология.: Словарь. Сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.: Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997. – 940 с.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.
Русская философия. Малый Энциклопедический словарь. – М.: Наука, 1995. – 624 с.
Словарь по этике / Под. ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. – М.: Вече, Мир книги, 2001.
Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? – СПб.: СПбАППО, 2006. – 234 с.
Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. проф. А.А. Радугина – М.: Центр, 1997. – 478 с.
Энциклопедия «Культурология. ХХ век»: В 2-х т. – СПб.: Университетская книга – «Алетейя», 1998.
Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
|