Утверждаю: руководитель
ШМО иностранных языков
МОУ «СОШ» с.Корткерос
_____________ /Казакова Н.В../
«10» сентября 2013г.
Программа «Наставничество»
Пояснительная
записка
В условиях модернизации системы образования в России значительно
возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и
профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в
обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей
в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает
одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок,
что тормозит и осложняет его профессиональное становление
- различие взглядов молодого и старшего поколений
педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует
специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его
как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего
специальными умениями в данной области деятельности.
Этапы становления молодого
учителя включают:
- адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей,
приобретение автономности)
- стабилизацию (приобретение профессиональной
компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
- преобразование (достижение целостности,
самодостаточности, автономности и способности к инновационной
деятельности)
Параметры
Программа должна помочь становлению молодого педагога
на всех уровнях данного процесса:
1.
вхождение в профессиональное образовательное
пространство,
2.
профессиональное самоопределение,
3.
творческая самореализация,
4.
проектирование профессиональной карьеры,
5.
вхождение в профессиональную самостоятельную
деятельность.
6.
самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Можно выделить два ведущих
направления в становлении учителя:
Направления
|
Содержание
направления
|
профессионализация
|
Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому учителю необходимо
наставничество.
|
социализация
|
Появление новых качеств личности
|
Программа
«Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с
профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Программа «Наставничество»
Цель программы
:
оказание помощи молодому учителю в его
профессиональном становлении.
Задачи
программы
:
1.
активное целенаправленное формирование устойчивой и
осознанной мотивации быть учителем
2.
организация внутришкольной методической работы с
молодым учителем.
3.
организация наставничества по различным направлениям с
молодым учителем.
4.
ускорение
процесса профессионального становления учителя и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по
занимаемой должности.
5.
адаптация к
корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил
поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к
выполнению обязанностей учителя.
Основной
подход
в
оказании помощи молодым учителям – амбивалентный, при
нём проявляется взаимная заинтересованность опытных и начинающих учителей.
Важнейшим
этапом в профессиональном становлении учителей являются первый, второй годы
работы в школе.
Цель
наставничества в этот период: увидеть связь между деятельностью молодого
специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся, их общей культуре,
умении применять теорию на практике и т.д.
Организация
наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого
учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие
функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога
(проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и
соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать
свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный
. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий
молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках,
чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный)
. Наставник разрабатывает и реализует программу
адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя,
помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный
. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности
молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих
функциональных обязанностей.
Обязанности наставника:
-
знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по
занимаемой должности;
-
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития,
педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
-
изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
-
знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов,
кабинетов, служебных и бытовых помещений;
-
вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового
распорядка, охраны труда и техники безопасности);
-
проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления; давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;
контролировать работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать
молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий,
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
-
личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора;
-
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник
работы наставника и периодически докладывать руководителю методического
объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
-
подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять
отчет по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения
адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
-
изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность,
структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности
по занимаемой должности;
-
выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
-
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
-
учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
-
совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
-
периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем
методического объединения.
ПЛАН РАБОТЫ
по организации наставничества
2013-2015учебный год
Наставник
– Порошкина Елена
Анатольевна, учитель иностранного языка
Молодой специалист –
Холопова Екатерина Сергеевна, учитель
английского языка
Месяц
|
Содержание работы
|
Сентябрь -
Октябрь 2013 г
|
-
Час общения "Расскажи о себе"
-
Знакомство молодого специалиста с традициями
школы, правилами внутреннего распорядка, уставом
-
Изучение содержания учебных программ,
нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса
-
Изучение нормативной правовой документации по
правам и льготам молодых специалистов
-
Ознакомление с требованиями оформления
классного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий
|
Ноябрь
Декабрь
2013г.
|
-
Час общения "Основные проблемы молодого
учителя"
-
Практикум по разработке тематических поурочных
планов и планов воспитательной работы
-
Практическое занятие "Как работать с
тетрадями и дневниками учащихся. Выполнение единых требований к ведению
тетрадей"
-
Час общения "Как быстрее адаптироваться в
школе"
|
Январь- февраль
2014
|
-
Семинар "Методика проведения внеклассных
мероприятий и праздников"
|
-
Консультация "Современный урок: структура
и конструирование"
-
Практическое занятие "Анализ урока. Виды
анализа".
-
Посещение уроков наставника и других учителей и
их структурный анализ
|
Март –апрель 2014г.
|
-
Консультация "Эффективность урока –
результат организации активной деятельности учащихся"
-
Семинар "Использование современных
образовательных технологий в учебном процессе"
-
Участие молодого специалиста в мастер-классе в
рамках районного ЕМД по теме «Кроссенс»
|
Май 2014г.
|
-
Подведение итогов работы,
-
методическая копилка достижений молодого учителя
|
Сентябрь –
ноябрь
2014г
|
-
Посещение уроков у молодого специалиста
-
Практикум "Оптимизация выбора методов и
средств обучения при организации различных видов урока"
-
Обзор периодической педагогической печати
-
Взаимопосещение мероприятий декады иностранных
языков
-
Подготовка открытых уроков в рамках школьного
конкурса «Мой лучший урок» 2 место
|
Декабрь 2014г.-февраль 2015г
|
-
Практическое занятие "Организация
индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодого
учителя, самоанализ уроков)
-
Час психологии. "Проблемы дисциплины на
уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций
-
Участие молодого специалиста в районном
конкурсе «Учитель года 2015 года» (1 место)
|
Март – май 2015г.
|
-
Практикум "Содержание, формы и методы
работы педагога с родителями"
-
Час психологии
-
Участие в республиканском конкурсе «Учитель
года 2015» (2 место)
|
|
-
Подведение итогов работы, методическая выставка
достижений молодого учителя
|
Тэги:
программа `Наставничество`