|
|
Игорь Иванович Бабанов
|
22 января 2018, 12:47, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов
Проективное мышление. Образы письменности вендов
|
Венде врентетесе до земь нашiех о ступы древлiе А глендете ещье пощаре iнi яко ве дне оходу одо ПентыРiещеце i СемеРiеще кiльбова о десунь отщецена од ны Дощ.36а
Венды, вернитеся в земли наши, в степи древние. А (то) увидите ещёжье пожары иные, как (и) во дни исхода из Пятиречья и Семиречья, которые дасунями (дасы - злые иноверцы) отобраны (отсечены, отщеплены, отлучены) от нас
Рис.51. Карта Лужицкой культуры: а - кошубский вариант лужицкой культуры, б - поселения, в - курганы, г-могильники, д - клады; 1 - Ремершанц, 2 - Эберсвальд. 3 - Седдин, 4 - Баальсхеббель, 5 - Веташков (Феттерсфельд), 6 - Вымословский, 7 - Жадково, 8 - Бискупин Около 1300г. до н.э. в Центральной Европе распространилась культура, получившая название по месту ее открытия в Лужицкой земле. Она возникла на почве смешения в предлужицкое время культуры шнуровой керамики с другими культурами. В бассейне Одера и Нижней Вислы на культуру шнуровой керамики наслоилась унетицкая культура, пришедшая из Чехии и Силезии. Отсюда - предлужицкая культура. На Средней и Верхней Висле, в бассейне Буга и Нарева от смешения культуры шнуровой керамики с дожившей до середины II тысячелетия до н.э. культурой линейно-ленточной керамики возникла тшинецкая культура. От скрещения предлужицкой и тшинецкой культур, по-видимому, пошла лужицкая культура. Ее средоточием был Бранденбург; к северу она достигла побережья Балтики, от устьев Одера почти до Немана; ею занято было все течение Вислы. Почти вся территория ГДР, вся Польша, северо-восток Чехословакии - вот ареал этой культуры (рис.51) Эберсвальдский клад
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_176.htm
Письмо из Саксонии о лужицкой семинарии (лужичан в кор. Саксонии не более 30 тыс.)
В саксонском королевстве, в юго-восточной части, с незапамятных времен живет маленькое славянское племя — лужичане. Саксонское правительство употребляло всякие средства, чтобы германизировать это бедное племя, оторванное от остального славянского миpa; германизирование производилось, главным образом, в школах. В народных лужицких школах обучение и теперь идет на немецком языке; учителям именно вменено в обязанность германизировать лужичан, т.е. учить их преимущественно немецкому языку; учитель, хотя бы он был и лужичанин, не имеет права говорить с детьми на родном языке; священники лужицкие обязаны были проповедывать слово Божие на немецком языке. Кажется, все было сделано для того, чтобы убить ничтожную по численности славянскую народность. Но все эти меры повели только к тому, что лужичане сильнее начали сознавать свою национальность, и с большею любовью начали изучать свой родной язык. Для этой последней цели они отправляются в Прагу, где есть люди, знающие все славянские наречия… Лужичане сами себя называют сербами. Немцы и теперь называют их древним им именем Винды, а язык их - виндским языком - (windische Sprache). Немцы, как известно, в политических видах, извратили названия славянских народов, славянских городов, рек, и т.п. Так они называют Русинов — Ruthenen, Чехов — Вohmen, Львов — Lemberg, Влтава — Молдава. Лужичане, или Винды, не забыли, что они народ единокровный сербам, и теперь они смотрят на сербскую историю, как на свою собственную. В этом маленьком обществе я понял, как сильна у западных славян любовь к своему родному, и как глубоко и разумно их сочувствие к остальному славянскому миру… Ив. Лашнюков Вестник Юго-Западной и Западной России. 1862. Том I. Август. Отдел IV. с.148-151
http://iht.univ.kiev.ua/library/Vestnik_Yugo_Zapadnoj_i_Zapadnoj_Rossii/Vestnik_Yugo_Zapadnoj_i_Zapadnoj_Rossii_1862_08.pdf
В 1697г. Императору России Петру Первому, проезжавшему через Полабскую Сербию во время Великого посольства в Западную Европу, в Дрездене (Дрезне), лужицкий филолог Михаил Френцель (1628-1706) от имени лужичан подарил несколько своих книг на лужицком языке -. Он же написал письмо Петру I, где были и такие строки: наияснейшего и наисильнейшего царя, непобедимого императора и великого князя, наимилостивейшего господина, царя Казанского и Астраханского, премогучего князя очень многих стран и многих миллионов подданных, говорящих на нашей сербской или сарматской речи, который своим приездом осчастливил Полабскую Сербию-Саксонию и основанный лужичанами - Дрезден. Русская земля есть великое и обширное царство, так что великий царь могущественно владычествует от литовских границ и от Каспийского моря до самого Ледовитого океана и до границ царства татарского. Нам, лужичанам, также известно из истории, что ваше царское величество со всеми своими подданными принадлежит к греческой православной религии с 989 года. Так как русские - московитяне говорят на нашем сербском - славянском языке, то я покорно представляю наимилостивейшему царю переведённые и изданные мною в пользу сербского народа вендские или сербские священные книги и покорнейше прошу привезти их в вашу Русь, чтобы московитяне из них узнали, что истинная и апостольско-лютеранская религия процветает в Полабской Сербии у лужицких сербов
http://www.fondsk.ru/news/2011/01/12/luzhickie-serby-sudba-naroda-1526.html
В 1697г. проезжавшему через Дрезден Петру I от имени М. Френцеля были вручены в качестве подарка лужицкий перевод евангелия, послания св. Павла галатам и римлянам, проповедь, в которой говорилось о могуществе славянского племени и записка на латинском и лужиском языках с приветствем: наияснейшего и наисильнейшего царя, непобедимого императора и великого князя, наимилостивейшего господина, царя Казанского и Астраханского, премогучего князя очень многих стран и многих миллионов подданных, говорящих на нашей сербской или сарматской речи, который своим приездом осчастливил Cаксонию и основанный лужичанами - Дрезден... Нам известно из исторических книг, что Чех, Лях и Рус - три брата, происходящие из Илирии или Славонии, которые около 500-го года после рождения Христа прибыли с большим и безчисленным войском в сарматские страны в то время пустые, невозделанные и ненаселенные, и что они здесь основали три царства - чешское, польское и русское. Чех со своими людьми занял Чехию вместе с лужичанами, Лях - землю на Висле, жители которой, населлявшие плодородные и равнинные поля, ныне называются поляками, и Рус - Москву... Русская, или московская, земля есть великое и обширное царство, так что великий царь могущественно владычествует от литовских границ и от Каспийского моря до самого Ледовитого океана и до границ царства татарского...Нам также известно из истории, что ваше царское величество со всеми своими подданными принадлежит к греческой религии с 989 года...Так как русские или московитяне говорят на нашем сербском или славянском языке, т.е. славном языке, то я покорно представляю наимилостивейшему царю переведённые и изданные мною в пользу сербского народа вендские или сербские священные книги и покорнейше прошу привезти их в вашу Русь, или Москву, чтобы и московитяне из них узнали, что истинная и апостольско-лютеранская религия процветает в Саксонии
http://luzicane.narod.ru/Semirjaga_Luzicane_1955.djvu
с.149-150 Лужицкий язык, что в высшей степени замечательно, и в нынешней форме своей несравненно более Польского и Чешского в XII веке сохранил признаков древне-славянских. Явление это, с первого взгляда поражающее мнимою странностию, легко обьясняется: 1) совершенным отсутствием литературного развития; 2) упругостью народного слова, раздражаемою и укрепляемою вековым противодействием. Известно, что книжный язык есть самое шаткое мерило речи народной, потому что слово народа несравненно старее его письменности, и гораздо точнее сохраняется в устах говорящих, нежели под пером пишущих. Литература есть верное мерило народного образования, но никогда не щадит неприкосновенности слова народного. Народ же, как масса, дорожит своей собственностью, и первая, единственно неотьемлемая у него собственность, есть язык. В создании языка участвовала, раз навсегда, вся сила народного духа, вся совокупность его умственных сил, все творчество его мыслящей деятельности. Он чувствует, что пересоздать его не может: это было бы духовным самоубийством, посягательством на цельность народного духа, завещанного отцами в сокровищнице слова. Язык по тому уже ограничен от насилия, что в известную эпоху рождения образовался так, а не иначе: стало быть, пришелся по сердцу и по мысли народа. Таков Лужицкий язык, сохранивший всю цельность первобытного состава. Но Польский и Чешский, при необыкновенно богатом развитии письменности, может быть, по тому самому, утратили девственность и богатство грамматических форм. Развиваясь, они следовали закону развития, обмену с чужими, враждебному влиянию чужого. Лужицкая же речь искони жила и живет только в песни и слове народном. Е.П. Новиков. О важнейших особенностях лужицких наречий. Разсуждение, писанное на степень магистра, М., 1849
http://kirsoft.com.ru/mir/KSNews_280.htm
потаг (potac') - веретено с пряжей - потягне? (c.197) правек - первобытне время правица - правая рука правидлар - рулевой, штурвальный правобудлер - коренной житель празвук - исконный (первоначальный) звук прастарший - прародители прастарый - древний, древнейший, старинный прасвет - первобытный мир писанки - письменный; писчий, писанка потреба - канцелярские принадлежности писарь, писарка - переписчик писарник, писарня - канцелярист, канцелярия писмавучен - ученый муж писмик - буква, писмиковый - буквенный, писмиковач - разбирать по буквам письмо - шритф, почерк, рукопись, документ пискар - свистун, флейтист питный - питьевой, пие лунки - пить маленькими глотками пьянок - пьяница пятк - пятница, пятковый - пятничный, пятка святк - изо дня в день, без передышки пятка - пять, пяты - пятый, пятина - пятая часть пятнатк - пятнадцать (единица счета) пядж - пядь - старинная мера длины - конецформыначалоформырасстояние между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного пече - жаркое, печенье - жаренье, печенка - жаркое, сушеный фрукт пекар - пекарь, хлебопек пекарня, пекарство - пекарное ремесло пенези - деньги персь - земля, пахотный слой земли плат - полотно, холст, ткань плачт - простыня, плачтак - парусное судно платно - сукно плодник - завязь, плодница - зародыш, плоднота - плодородие плонина - равнина плух - плуг, плужный - плуговой плетва - плетение початный - первоначальный подстава - основа, база, фундамент подтвар - основание, фундамент подтыкач - костыль, клюка подвой - двойной, спаренный подземио - царство умерших показанка - образец, проба поклад - клад, богатство; покладница - кассирша, покладопытар - кладоискатель покора - смирение, покорность покрок - прогресс; покроковый - прогрессивный, покроковац - продвигаться вперед покрута - буханка покута - покаяние, раскаяние, наказание, штраф; покутница - кающаяся грешница полколо - полукруг; полковач - делить пополам полан/ка - житель/ница равнины; лан - земельный надел саморядование - самоуправление самозвук - гласный звук самотный - одинокий, уединенный - а внуко Траяннен бя самотен со друзi меногая - Дощ.3б самота - одиночество, уединение слонцо - солнце, заврот - солнцеворот Словян - славянин словник - словарь словогра - игра слов словоламны - вероломный словосклад - запас слов словослед - порядок слов словотвор - словообразование спочаток - начало спочатник/ца - зачинатель, начинающая спод - низ сподни, сподничка - нижняя юбка сподница - нижняя доска телеги сподоба - удовольствие староба - возраст - высока староба - преклонный возраст старобливый - заботливый, внимательный староста - сельский староста старостливый - заботливый старожитник - исследователь древностей старожитный - старинный, древний, архаичный старчи - родители старши - старший братр стопа, ступа - след ноги, стопава - ходуля, ступ - шаг, поступь, ступадло - ступенька, педаль, стремя студня, студзень - колодец, студнир - колодезник, студнич - стынуть створба - творение, созидание, природа створить - создать, образовать створжение - творение суд - бочка, судк - бочонок судар - бондарь, бочар сударня - бондарня сударство - бондарное прои-во, судовня - склад бочек светак - светлый человек светловня - маяк, светловник - смотритель маяка светлечко - огонек в огне светличко - море огней светлина - ясность светник - мирянин светничко - вселенная, космос, светничков лёт - космический полет, светничков лодзь - космический корабль светокула - земной шар свит - свет, сияние свитание - рассвет, утренняя заря свитать - рассветать, осенять (перен.) святк - праздник, святки - троица, троицын день святница - святилище святочный - праздничный, торжественный святочина - венец, ореол, нимб свой - свой - любовац свою вотчину - любить свою отчизну свойба - семья, свойбный - семейный, родной свойбник - родственник свойбниство - родство дарованка - дар, подарок даритель - жертвователь дарливый, дарнивый - щедрый дармо - даром, бесплатно делан - житель низин (долин) делека - внизу, дельний - нижний, дельнилужицк - нижнелужицкий длонь - ладонь днивница - календарь доба - время, период, эпоха добыток - доход, прибыль доцела - полностью, целиком додатный - добавочный, дополнительный домизна - отчизна, родина, отечество домовина - родина домизнический - отечественный, родной домизноведа - краеведение домородный - туземный, местный домовник - дворник домовобора - ополчение домпуть - обратный путь, дорога домой домышленный - догадливый, сообразительный допоминать - вспоминать допоследка - до конца дозаду - назад дратина - мучение, издевательство, изнурительный труд драста - одежда, драста народна - национальный костюм, драстарня - швейная фабрика дрипа - щель, трещина дробный - мелкий - дробный скот - мелкий скот, дробный чесак - густой гребешок, дробные пенези - мелочь, дробный деждик дзе - моросит дождь дрога - дорога дудак - волынщик - дуда - белорусский народный инструмент, разновидность волынки - дух. инстр. из воловьей шкуры, дидловать - играть на волынке дундак - скиталец, бродяга гра - играть, граер - игрок, грайка - игрушка, грайный, граятый - игривый, граярня - игровая комната, грайничко - плошадка для игр гриб - гриб, грибар - грибник, грибарка - грибница, грибузберание - сбор грибов грим - греметь, гримот - гром, грохот, гримотание - грохотание, гримота - бурные аплодисменты грива - грива, гриватый - гривастый гривнач - зоол. витютень, вяхирь Верхнелужицко-русский словарь. 36 000 слов. Москва. Русский язык - Домовина. Бауцен, 1974г., 584с. В конце словаря есть интересные сведения о языке
http://arhivarij.narod.ru/luzhica.html
vk.com/doc399489626_458275689
Сравнительная таблица венедского и старосербского с другими системами письма. Эта таблица почему-то отсутствует в русском издании RADIVOJE PESIC. VINCANSKO PISMO i drugi gramatoloski ogledi. PESIC I SINOVI - BEOGRAD, 1999 (IZDANJE OVE KNJIGE POMOGLA JE FONDACIJA GOSPODE JOHANE VAJDERS - MIROLJUBOV)
vk.com/doc399489626_458078484
24Мб Пешич Радивой. Винчанское письмо и другие грамматологические очерки. 6-е изд. Краснодар: Дедкофф, 2010, с.155 (Пер. Pesic Radivoje. Vincansko pismo. Beograd: Pesic i sinovi, 2008)
http://www.twirpx.com/file/1451324/
3.13Мб
vk.com/doc399489626_458188588
Word Проективное мышление. Образы письменности вендов
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_817.htm
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Благодарю за материал. ▫ Спасибо! ▫ Дуэль Пушкина
У Чёрной речки левый берег,
Где море снега меж берёз -
То место, где застыло время,
Погиб поэт, великий росс.
Январский день. Уж близок вечер.
Пока светлеет неба синь.
Мороз и солнце. Дует ветер.
Что ждёт поэта впереди?
Он оскорблён, и жить не может,
Спокойно слыша сплетен вздор,
Уж лучше смерть, но честь дороже,
Чем жизнь и трусости позор.
Дуэлей много за плечами,
Без ран и крови, но теперь
Миролюбивыми речами
Не заменить кровопотерь.
Дантес и Пушкин оба смертны,
Непримиримые враги,
Напряжены стальные нервы,
Дуэль, последние шаги.
Поэт стрелок был очень меткий,
Но чуть промешкал, и Дантес
Успел, не промахнувшись, первым
Нажать курок и пал певец.
Поэт привстал и, долго целясь,
Дантесу в руку угодил,
Рука пробита, грудь задета,
Дантес контуженный лежит.
Поэта тащат до кареты,
За ним ползёт кровавый след,
Замёрз и обескровлен, бледный,
Спасти его надежды нет.
Болит живот, пробитый пулей,
Карета скачет и трясёт,
Два дня в мучениях тянулись,
Душа готовилась в полёт.
Прожил Дантес на свете долго,
Обидчик цел поэт убит,
Здесь обелиск стоит высокий,
Дуэль запечатлел гранит.
Увы, не знаем мы деталей,
Ушли свидетели в мир звёзд,
И факты с мифами срастались
Под сенью вековых берёз.
Душа поэта врата рая
Прошла сквозь строгий Божий суд,
Его стихи не умирают,
В сердцах людей они живут.
Арсен Геодаков, 2009 г.
▫ Дмитрий Валентинович! Спасибо!
И Вас с Майскими праздниками! С Великим Днем Победы! Всего самого доброго!
У нас сирень цветет в июне! А на Байкале --в начале июля... ▫ Спасибо Вам огромное за такой труд! ▫ Да, так оно и было, Александр Геннадьевич.
|
|
|
|
|