Самарская Лука - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / Самарская Лука


ЗАПИСЬ #1521

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


15 марта 2018, 06:47, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

Самарская Лука

Се бо земе Влзецiе а Ра рьеце обапола сенте 
То бя сва она земе Оце наше 
I ту iмяхом за цi лете она сва а убрежехомо 
Дощ.34 - Вот, есть земли Волжские по Ра реке с обеих сторон. То была вся та земля Отцов наших. И она была своя у нас в те леты, и ее мы уберегали. 
«Самара» по-санскритски: 
m. samara battle 
adj. samara with the immortals — прил. с бессмертными 
adj. samara accompanied by the gods — прил. сопутствуемый Богами 
m. samara conflict — столкновение 
m. samara war — война 
m. samara battle with — битва с 
m. samara confluence — слияние, пересечение, место слияния, впадение, стечение народа, толпа 
m. samara объединение, схождение вместе 
m. samara hostile encounter — враждебная стычка 
m. samara meeting — встреча 
m. samara concourse — стечение, скопление 
m. samara struggle — борьба 
m. n. samara fight — бой 
Там случаются всякие _события_ … 
- Николай Слатин 
6510771-bacd5151f181ea1c.jpg 
Рис. 1. Карта-схема памятников именьковской культуры на Самарской Луке: I — городище Лысая Гора, 2 — Муромское селище, 3 — 1 Сосново-Солонецкое селище, 4 — II Сосново-Солонецкое селище, 5 — Малорязанское селище, 6 — селище у пос. Новый Путь, 7 — Кармалинское городище, 8 — Кармалинское селище, 9 — селище у пос. Красный Пахарь, 10 — Лбищенское городище, 11 — Ермаковское селище, 12 — Винновское селище, 13 — городище Каменная Коза, 14 — Ош-Пандо-Нерь, 15 — селище Ош-Пандо-Нерь I, 16 — селище Ош-Пандо-Нерь II, 17 — Рождественское III селище, 18 — Выползовское селище, 19 — селище Манчиха, 20 — Подгорское городище, 21 — Торновское городище, 22 — Аскульское селище, 23 — Большерязанское городище, 24 — Уркина Гора. 
Г.И. Матвеева. Памятники именьковской культуры на Самарской Луке. - Краеведческие записки Куйбышевского областного музея краеведения. Вып. 3. Куйбышев, 1975, с.107  
vk.com/doc399489626_461101621
6510772-f758f04d53a374ea.jpg 
§ 1. Городище Лбище  
…Наибольшее значение для изучения населения III—IV вв. Самарской Луки и областей, расположенных к северу от нее, имеют раскопки городища, находящегося на горе Лбище, в 1,5 км к западу от одноименной пристани. С запада и востока площадка городища ограничена двумя глубокими оврагами, с юга она круто обрывается к Волге, образуя почти отвесную известняковую стену. С северной и северо-западной сторон городище защищено двумя валами и рвами. 
Внешний вал сильно оплывший, прямой, внутренний — дугообразный, с внешней стороны имеет одиннадцать выступов — бастионов. Самый большой центральный бастион имел полуовальную форму. В этом месте вал был особенно высоким. Справа и слева от центрального бастиона располагались два бастиона подпрямоугольной формы, а далее шли в обе стороны постепенно уменьшающиеся к концам вала полуовальные бастионы. Ров повторял конфигурацию вала. Земля для сооружения бастионов бралась из рва. Эта система оборонительных сооружений уникальна. Подобного вала с бастионами, относящегося к III—IV вв., неизвестно на территории Восточной Европы. Только в 25 км от городища Лбище у с. Переволоки есть еще одно городище с валом, подобно лбищенскому, оформленным в виде бастионов. Оба городища принадлежат родственным племенам. При строительстве укреплений было претворено в жизнь изобретение какого-то очень талантливого фортификатора, на много веков предвосхитившего систему укреплений, появившуюся после изобретения огнестрельного оружия. 
Площадь городища Лбище весьма значительна: она составляет 7 га. В 1981—1983 гг. на городище проводились раскопки, которые позволили установить, что вал насыпан вскоре после прихода на Лбище людей. Под валом залегала лесная коричневая почва, та самая, по поверхности которой ходили первые обитатели. В верхнем слое этой почвы встречались обломки глиняных горшков и мисок. 
Одни сосуды — с бугристой грубой поверхностью, другие — тщательно заглаженные. Городецкая посуда с рогожными отпечатками под валом не встречалась. Вал насыпан из глины и чернозема. С целью обжига и упрочения глины, залегавшей в основе вала, поверх ее рядами складывались бревна и жерди, которые поджигались. В насыпи вала найден обломок копья-пики. 
На площадке городища выявлено более 30 жилищ. Видимо, эти жилища были наземными, срубными и внутри их всегда имеется округлая или овальная яма, глубиной 30—60 см, где располагался открытый очаг. Разведение такого очага-костра на полу деревянного дома было небезопасно, поэтому углубление его по отношению к стенам жилища было необходимо. В углублении обычно сосредоточена основная масса посуды. Здесь можно встретить целые или развалившиеся от давления земли сосуды. Иногда внутри жилищ находились ямы для хранения продуктов, или врытые в пол большие горшки, служившие для хранения зерна. Ямы-кладовки имеются и за пределами жилищ. 
Собранная на городище керамика делится на три группы. К первой, немногочисленной, относятся фрагменты сосудов городецкой культуры с примесью толченого песчаника в глиняном тесте с отпечатками рогожного штампа на стенках.
6510773-540dd2827a7af22c.jpg 
Вторую, самую многочисленную группу глиняной посуды составляют горшки, миски, круглые диски, на которых пекли лепешки, и воронкообразные крышки. В тесте этих сосудов содержится примесь толченой сухой глины — шамота. Иногда он бывает очень крупным, отчего стенки сосудов имеют бугристые и грубые поверхности. Цвет их обычно коричневый. Большая часть этих грубых сосудов представляет собой горшки. Другие сосуды имели примесь того же шамота, но очень тщательно истолченного, почти пылевидного. Поверхности их были хорошо заглажены или даже залощены. Цвет этих сосудов обычно черный, реже коричневый. Чаще это невысокие миски, реже — горшки. 
6510774-8545dfa420bb32da.jpg 
Посуда описанного типа совершенно не характерна для Среднего Поволжья. Она не имеет ничего общего с городецкой посудой, но очень близка к керамике зарубинецкой культуры, бытовавшей в Полесье, Верхнем и Среднем Поднепровье со II в до н.э. по II в. н.э. 
6510775-e6ed3d0b9251d5f6.jpg 
Племена зарубинецкой культуры занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, были знакомы с металлургией бронзы и железа. В конце I в. н.э., в связи с приходом на Нижнюю Вислу готов, они покинули Полесье. Из Среднего Поднепровья зарубинецкие племена ушли в то же время в связи с появлением сарматов по соседству с их территорией на р. Рось и Тясмин. Исследователь зарубинецкой культуры Ю.В. Кухаренко в 60-х гг. считал, что дальнейшие судьбы этой культуры неизвестны. Однако сейчас ясно, что уже с I в. до н.э. зарубинецкие племена начали свое продвижение на северо-восток, сначала на Десну, позднее—еще далее, в Волго-Окское междуречье, на Оку, а по ней и в Среднее Поволжье. 
В процессе движения на восток часть зарубинецких племен оседала по пути и смешивалась с местным населением. Их неорнаментированная грубая и лощеная посуда появляется на городищах Верхней Оки, на поселениях дьяковской культуры Волго-Окского междуречья и на территории городецкой культуры. Основная же их масса продвинулась еще дальше на восток, в Среднее Поволжье, и осела там. Почему именно в этом районе они нашли вторую родину? Ответ на этот вопрос найти довольно легко. Левобережье среднего течения р. Волги в период, предшествовавший приходу потомков племен зарубинецкой культуры, видимо, был своеобразной нейтральной полосой между двумя большими этническими общностями: владениями городецких племен на правобережье Волги и обитавшими в Прикамье к востоку от р. Ик племенами пьяноборской культуры. 
В первых веках н.э. значительно сократилось население в более южных степных районах Поволжья, так как часть сарматских племен ушла на запад, в Среднее и Нижнее Поднепровье. Между тем Поволжье было плодородным, весьма пригодным для земледелия и скотоводства районом. Видимо, поэтому основной массив зарубинецкого населения из Полесья и частично из Поднепровья продвинулся именно сюда. С племенами городецкой культуры у пришельцев сложились довольно мирные взаимоотношения. Об этом как будто свидетельствует факт обитания их и пришлого зарубинецкого населения на одних и тех же поселениях. Примером может служить городище Лбище. Есть основание полагать, что городецкие племена с их рогожной керамикой здесь в течение какого-то времени сосуществовали с пришлым населением. Во всяком случае, если бы городецкое население предшествовало, рогожная керамика была бы найдена под насыпью вала и в той части насыпи его, которая взята с поверхности площадки городища. Однако и под валом и в насыпи встречается лишь в небольшом количестве грубая и лощеная неорнаментированная посуда, принадлежащая пришедшим в Поволжье потомкам племен зарубинецкой культуры. Быстрая ассимиляция городецкого населения нашла отражение в исчезновении рогожной керамики на городище. 
Пришедшие на территорию Поволжья зарубинецкие племена продолжали поддерживать связи с Поднепровьем, откуда они привозили изготовленные на гончарном круге горшки, миски, амфоровидные сосуды. Поверхность их черная или серая, иногда покрытая полосчатым лощением. Эта посуда имеет некоторое сходство с керамикой Черняховской культуры, бытовавшей с конца II по IV в. н.э. в Среднем и Нижнем Поднепровье. 
6510776-71a33d579dda3583.jpg 
Основу хозяйства обитателей городища составляли земледелие, возможно пашенное, и скотоводство. Вспомогательной отраслью было рыболовство. О развитии металлургии свидетельствуют находки кузнечных клещей и изделий из железа и бронзы. 
Городище Лбище — поселение, где в III—IV вв. сохраняются основные черты зарубинецкой керамики II в. до н.э. — I в. н.э., притом в такой степени, в какой они в это время не сохраняются нигде в других местах расселения потомков зарубинецких племен, в том числе и на территории их родины — Поднепровья. На первый взгляд это обстоятельство плохо поддается объяснению, однако ученые-этнографы, изучающие быт и культуру племен и народов, находящихся в отрыве от родственного населения, в чуждом окружении, отмечали, что они обычно очень бережно сохраняют свои культурные традиции, стараясь сберечь свое этническое лицо, свою культуру. Видимо, именно такое явление мы наблюдаем, когда изучаем культуру пришедших в Поволжье потомков зарубинецких племен III—IV вв. н.э. 
Городище Лбище не единственное в Поволжье поселение пришельцев из далекого Поднепровья. Их следы обнаружены и южнее, на городищах окрестностей г. Хвалынска Саратовской области, где, кроме рогожной городецкой посуды, есть и чернолощеные миски и грубые горшки, как на Лбище. Есть подобные поселения и на Самарской Луке, это уже упоминавшееся городище у с. Переволоки и расположенное на соседнем с городищем Лбище мысу неукрепленное селище. Близким по культуре памятником является Славкинское селище в Сергиевском районе Куйбышевской области. 
И.Б. Васильев, Г.И. Матвеева. У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1986. с.139-146  
www.twirpx.com/file/1961404/  
vk.com/doc399489626_461441014  
Поволжские венды  
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_823.htm




ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Владимирович Серолапкин2018-03-15 11:47:30 - Александр Владимирович Серолапкин
На Самарской Луке, в районе Мастрюковских и Фёдоровских озёр
проходят в первые выходные июля знаменитые фестивали
авторской песни памяти Валерия Грушина (``Груша``, ``Грушинка``).

Вид на озеро с гитарой и дали
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Вид на Большое Мастрюковское озеро и Волгу с Горы.

Вид на Волгу Грушинский пляж
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Волга на Самарской Луке, Мастрюки

Яхты и катера на Волге
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Яхты и катера на Волге

Самарская Лука и место Грушинсrкого фестиваля
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Самарская Лука и место Грушинского фестиваля.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Моей целью было порадовать вас, мои дорогие друзья. Кажись я справилась. Обнимаю вас и люблю ПроШколу со всеми её плюсами и минусами.
Замурчательные картинки! Хоть головой повертеть можно, чтобы посмотреть! Какая-никакая физкультура! 😀😅👍
В Черноземье и ласточки, и соловьи поют-заливаются, да что там вишня, уже сирень даурская на днях зацветёт:-))) А из окна любуюсь яблоней в цвету,.. С надеждой проблематично...
Картины соответствуют романсу `Расцвели хризантемы опять`. Это как бы продолжение романса `Отцвели хризантемы в саду`. Прослушал. Это исполнение понравилось. Спасибо, Нина Николаевна. https://yandex.ru/video/touch/preview/8093954113962896974?
... старый анекдот про сантехника...
Это у Б. Ахмадулиной очень южное: в средней полосе всё это происходит, как правило, в мае. Год нынешний високосный, поэтому уже в апреле и мотыльки, и цветы, но ласточек еще нет. Цветёт вишня: ей тоже показалось, что уже май, как мне сегодня.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/