Восеньскiя Дзяды - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / Восеньскiя Дзяды


ЗАПИСЬ #1652

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


02 ноября 2018, 01:48, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

Восеньскiя Дзяды

Осенние Деды (Восеньскiя Дзяды) православные отмечали на третьей неделе после Покрова
Атхарваведа  V. 24. К разным богам как к верховным владыкам 
Заговор обращен к разным богам и к отцам - умершим предкам с просьбой помочь в осуществлении различных обрядов. Его стихи построены по одной схеме: сначала названо божество и его сфера действия (ее нет у отцов в трех последних стихах), затем следует длинный рефрен с перечислением всех ритуальных действий и благочестивых замыслов, для которых ожидается помощь. 
12 - Отец Марутов - Таковым является грозный бог Рудра, имя которого здесь рассматривается как табу 
14...отцов pitrnam - Отцы (pitarah- также в стихе 15) - умершие предки, которые живут на высшем небе, пируют вместе с Ямой и получают жертвоприношения от потомков 
16 Отцы ближние tata avare...- Здесь, как и в стихе 17, отцы обозначены словом из детского языка tata-; ср. русское тятя. Не случайно, что так названы ближние отцы, которых видимо, еще помнят 
17 Отцы, деды tatas tatamahas...- Общепринята эмендация текста на tatas

1 Савитар(-побудитель) - верховный владыка побуждений. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

2 Агни - верховный владыка лесных деревьев. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

3 Небо-и-Земля - двое верховных владык-дарителей. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

4 Варуна - верховный владыка вод. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

5 Митра-и-Варуна - двое верховных владык-дождя. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

6 Маруты - верховные владыки гор. Да помогу они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

7 Сома - верховный владыка растений. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

8 Ваю - верховный владыка воздушного пространства. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

9 Сурья - верховный владыка взглядов. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

10 Луна - верховный владыка созвездий. Да поможет она мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

11 Индра - верховный владыка неба. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

12 Отец Марутов - верховный владыка скота. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

13 Смерть - верховный владыка существ. Да поможет она мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

14 Яма - верховный владыка отцов. Да поможет он мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

15 Отцы дальние - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

16 Отцы ближние - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

17 Отцы, деды - да помогут они мне в этой молитве, в этом обряде, в этих обязанностях, в этой устойчивости, в этом намерении, в этом замысле, в этом желании, в этом призыве богов - Свага!

Атхарваведа (Шаунака). Т.1: кн. I-VII. Перевод с ведийского языка, вступительная статья, комментарий и приложения Т.Я. Елизаренковой. Посвящается памяти мужа Владимира Николаевича Топорова. - Восточная литература. РАН. Москва. 2005

6456105-00a367ae6a889372.jpg

6560469-0258e5cbc2a7520b.jpg
Литовцы в язычестве своем и даже при переходе от него к Христианству, ежегодно, в известную пору, особливо в Октябре, выходили на общественные кладбища и там, принося в жертву подземным богам сыченый мед, молоко и пиво, оканчивали тризну свою такими же пиршествами, какие бывают во время похорон. Сии поминки в Литве, совершаемые почти в одно время с осеннею Родительскою у Великороссиан, назывались Хавтурей, Дедины, или Осенины, большие Осенины, у Латышей Deewa deenos, Божий день, описанные в I выпуске этой книги. В Черной Руси, в Новогрудском и Пружанском уездах, частию в Минской Губернии, частию и в Белоруссии, главнейшим праздником почитаются Деды или Праотцы (Dziady) в честь усопших предков: он ведет свое начало от языческих времен. 
По свидетельству Г. Мухлинского, это благоговейное и трогательное торжество прежде называлось в Литве и Белоруссии пиром козла, который был в уважении у некоторых Славянских племен. Здесь первенствовал, в качестве жреца и певца, гусляр (Guslar), у Чехов именуемый Kozlar, вещун, чародей, кудесник...Вместе с Дедами, или большими Осенинами, в Минской и смежных с нею губерниях, обыкновенно отправляют, 6-го Ноября, Прикладины, т.е. обкладывание могил дерном. Малые, или меньшия Осенины празднуются в Госпожку. 
Осениною в старом русском языке называлась осень (В Летоп. под 1405г. сказано: Церковь в городке на Старице в весне почаша, а в Осенине кончена). Как в белой и малой, так равно и в великой России она была удобнейшей порою торжественных и важнейших в семейном и общественном быту обрядов, каковы: свадьбы и поминки и т.п. С окончанием полевых работ, доставляющих поселянину продовольствие на целый год, начинаются Родительские и веселые пирки, или свадьбы, коими нередко сменяются первые. Церковным обрядам предшествуют или за ними следуют старинные народные обряды, вероятно оставшиеся от Тризны... 
И.М. Снегирев. Русские народные праздники и суеверные обряды, ч.4, М., 1839г., гл. 8, Осенняя родительская, с.106-117
***
Н.В. Гоголь. Осенняя Родительская (извлечения из труда И.М. Снегирева) 
http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps9/ps9-425-.htm
***
ДзЪдуюц поздно вечером. Покрывают стол бЪлой скатертью, кладут хлЪбъ-соль, ставят кутью; пред образами зажигается свЪча, - и всЪ молятся за усопших. ПослЪ сего хозяин выходит за дверь и призывает предков, дзядовъ, раздЪлить со всЪми домочадцами обрядовую трапезу, которая доходить до 7 блюд. Ъдятъ покладаючися, т.е. проголят ложку потравы и предоставляют то же сдЪлать дзЪдам - кладут для них свои ложки. Но, принимая во вниманiе, что дзЪдов можетъ быть больше, чЪм кладется ложек, хозяева отливают и откладывают всякой пищи на окна и под стол. 
Есть обычай - ничего не убирать со стола послЪ этой вечери, чтобы дзЪдамъ было что Ъсть, когда они соберутся ночью (с.54-55) 
На яго дварЪ ды стояц горы, 
Ды стояц горы высокiя; 
А на тых горах ды лежац брусься, 
Ды лежац брусься цесовые; 
А на том брусьси ды стояц стоубы, 
Ды стояц стоубы малеваные; 
А на тых стоубахъ ды висяц котлы, 
Ды висяц котлы отливаные; 
А по-под котлами ды горяц агни, 
А гарац агни ясненькiе, 
Ды идуц дымки синенькiе; 
Там сидзяць дзЪдки старенкiе, 
Варац воски жоуценькiе, 
Сучаць свЪчи двойчастыя, 
Двойчастыя и тройчастыя; 
и пр. (село ПогорЪлое, Игуменскаго уЪзда. с.27) 
Пережитки древняго мiросозерцанiя у бЪлоруссовъ. Этнографическiй очерк А.Е. Богдановича. Гродна. 1895





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо, Ирина Валентиновна. !!
Добавлю. Я люблю свою работу! Я приду сюда в субботу И, конечно, в воскресенье. Здесь я встречу День рожденья, Новый год, 8 Марта. Ночевать здесь буду завтра. Плащ-палатка, вещмешок - У супруга будет шок! Если я не заболею, Не сорвусь, не озверею, Здесь я встречу все рассветы, Все закаты и приветы! От работы дохнут кони. Ну а я бессмертный пони! Но однажды на работе, Если вы меня найдете, - Без движения лежу И от радости не ржу, Знайте : я трудом добита И откинула копыта. А баскетболистами нашими горжусь.
...
Сирень, сирень, кружи нам голову, кружи.. Почему так прочно вошёл в нашу жизнь этот кустарник с красивейшими гроздьями цветов и необыкновенно приятным, умиротворяющим запахом!!! Но если раньше сирень в России действительно была больше дворянским цветком, ею украшали свои усадьбы состоятельные люди, (даже на картинах русских художников, например Всё в прошлом В.Максимова), то после Великой Отечественной Войны она стала поистине народной любимицей. Своей красотой и изумительным ароматом она наверное смягчала безрадостные картины разбомблённых и сожжённых домов, давала людям прикоснуться к красоте, по которой так изголодались они за те тяжёлые годы, придавала дополнительные силы для возрождения жизни. И люди оценили её старания, ласково называя её на русский манер сиренюшкой.. А вот почему такое название - сирень?? Мы часто ассоциируем какие то названия с цветом, но здесь всё наоборот. Слово syring в переводе с латыни, попав сюда из греческого, означает трубка, или дудка, а ветки сирени устроены так, что сердцевина у них мягкая, легко выдавливается, образуя трубку, из которой и можно сделать этот музыкальный инструмент. Есть ещё вариант, связанный с греческой мифологией: Однажды вышел на прогулку бог лесов и лугов по имени Пан. Во время прогулки он дошел до реки, там у воды он увидел речную нимфу по имени Сиринга. Он так ею залюбовался что просто не мог удержать себя в своем желании поговорить с ней и пошел к нимфе. Но нимфа очень испугалась Пана и от страха стала убегать. Пан помчался со всех ног за нимфой, но как только он стал нагонять её, она вдруг превратилась в прекрасный куст, которому и дали название сирень. Ну, это кому что больше понравится. 6765519-a3298085 С вет утра раннего с церковной позолотой И з тучки вынырнул застенчивым лучом, Р осой умылся, отбросил томную дремоту Е два соприкоснувшись с сиреневым кустом Н о аромат сирени плыл уже дворами, Ю жанки, полюбившей нашу Русь, Ш алом Вам, люди Мира без страданий! К огда ж вишнёвая весной завертит зАмять, А я в цвету, чтоб не селилась в сердце грусть Что же до нынешней погодки, Светлана Сергеевна, только что ходил на улицу срезал тюльпаны,, чтобы хоть немного полюбоваться в доме. Картина на улице достойная кисти художника Клевера, любителя зимних пейзажей... 6814069-a3298085 Что то я за свою долгую жизнь такого не припомню.... Выпал снег на тюльпаны в цвету Ночью посланный к ним словно тать, О весне заморозив мечту, Он хотел красоту их отнять. Он украл у тюльпанов тепло, Волю к жизни надеясь сломить, Но ему вопреки и назло Победило желание жить. Просчиталась коварная ночь, Напустившая снежный дурман, День прогнал наваждение прочь, И как прежде прекрасен тюльпан... Вот и мы будем надеяться, что, и в нашей жизни, как написано второй фразой на кольце царя Соломона: - `И это пройдёт тоже`...
Спасибо!
Вот я ужЕ несколько лет думаю на эту тему. Как сирень стала символом победы, если у нас (окраина Москвы) она только в середине мая расцветает. Завтра ужЕ 9 мая, а у сирени только-только бутончики появились. А тут еще и снег пошел. В общем, загадка для меня.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/