|
Игорь Иванович Бабанов
М.К. Чюрленис. Дружба. 1906-1907***От озера Неродо озера Невонебо,небо.Закину я неводот озера Неродо Нерли,до Неи,до Нары,до Нарвы,до Нево...За реки, за горы -от мери,мещоры,до чуди,корелы,до жмуди,дремелы,дреговичей,веси,до кривичей,вятичей,бодричей,лютичей,тиверцев,тавров,до север,до сербов,до чехов,до ляхов,до русов,до скифов,до антов,до арьев...Закину я невод,шелковые сетидо неба,до недра,до дна и до выси,до самой до сути -до Божией мысли.Невод. Юрий Лощиц. 2000***...Стыкраты пощiнасе Русеа стыкраты розбiена бяод полуноще до полудене...тако скътi вЪдшаПраОцове нашаа бя Оцем Орiемдо крае Руська веденiпоневждi тамо пребытiА утрпенiа многая несоущаранi а хлуднеСе тако отыдша до сiуа тако оуселiщасяогнiщаны на земЪ РуштЪiТо бо се оутворiза двiе теме до сутьА по тема двЪ темiврязi прiдоша...а земе беряi од Хъзаромдо роуце сватем бо одерене работахомоБя нароуд родiщеск Iльмерстiiа сто корежене о дво стаНародо нашяко прiде поздЪ до Русе земЪа селiщеся среде IльмерштiТii бо суте брачке нашеа намо...подобi соутеАще колiво роужнЪтiбо нас хранiша од злыВЪща iмяiащесото рЪещено...о ВещЪтако iесстеАще сого не рЪшенане есте бы...iзбiраща кънязiод полудiа до полюдiаа тако жiвяiМы же сьмыiмо помоще даяхомА тако бяхом...зеле бо знаiаi твърiтi сосудi пецене во огнiщЪха соуте бЪ гонцарi доблiземе ратiа скотiя водящетiбъ розоумЪяiТако i Отце наше соутеА прiде род зол на неа налезЪА тому бяхом понузенiоскощiтi до лясiiА тамо жiвемо ловце а рiбанiабыхому мoглicяoд cтpaci yклoнщecяТaкo бяxoм eдiнy тeмya пoщaшxoм градiе ставiтiогнiца повсуде роскладаятiПо друзе темебя хлуд велiка потягшеся есьмедо полуденеТамо бо сутемяста злащнаА тамо то Iронеiстiскотi наша ящiдесецiноу о тосе оугодiхомАщi бытiкамо словесы держетiА потягохомсе семыдо полуднена...зеленотрвiеа iмхомо скотi мнозi...Сто раз Русь начиналась и сто раз была разбита от полуночи и до полуденя (Стыкраты (на санск. – шатакрато – свойство Индры) - пощiнасе Русе а стыкраты розбiена бя од полуноще до полудене)...так скот водили (вЪдша) Праотцы наши, и были Отцом Орием в край Русский (до крае Руська) приведены (веденi), чтобы (поневждi) там пребыть (пребытi). И тяготы (утрпенiа) многие несли (несоуща), и раны (ранi), и холода (хлудне). Вот, так отошли (отыдша) досюда (до сiу - до сю) и так поселились огнищане (оуселiщася огнiщаны) на Русской земле (на земЪ РуштЪi). То утворилось (То бо се оутворi) за две тьмы (периоды времени, связанные как-то с похолоданием/потеплением) до настоящего (времени) (за двiе теме до суть). И после тех двух темей (по тема двЪ темi) варяги пришли (врязi прiдоша)...и землю забрали у Хазар (беряi од Хъзаром) в руки свои (до роуце сва), у которых мы были в порабощении (одерене работахомо). Был народ (бя нароуд) родственный (родiщеск) Ильмерский (Iльмерстii - племена, селившиеся обычно по берегам озер-ильменей (?). По М. Фасмеру - Илмень - небольшое озеро, остающееся после половодья-. В древнейшие времена, может быть, так назывались озера, образовавшиеся после оледенения, как сейчас, например, в стране Озер, в Финляндии). И сто корней из двухста (а сто корежене о дво ста - т.е. были и иные (не-родственные) племена). Народ наш, как пришел позднее на Русскую землю (прiде поздЪ до Русе земЪ) и селился среди Ильмерцев (селiщеся среде Iльмерштi). Те ведь, (по) суте, братья наши и нам подобны (Тii бо суте брачке наше а намо...подобi соуте). А когда была война (Аще колiво роужнЪтi), ведь нас (они - вспомним о Неврах, о Северных Нерцах (Нерис), о Жмуди, о Литавах, о Мери, о Голяде, о Мещоре) хранили от злых (бо нас хранiша од злы). Вече имели (было у них), что речено...на Вече, так и было (тако iессте). А что не речено - не есть было...Избирали (они) князей от полюдья к полюдью (в Дощ.6б: а обiрахом кнезе од вутце Тоi бо бяшете од Овсене дОвсене коема же платхом дане о полюдя), и так жили (а тако жiвяi). Мы же им помощь даем (Мы же сьмы iмо помоще даяхом). И так мы были...травы (они) знали, и (как) творить сосуды печенные (обожженные) во огнищах, и (по) сути (они) были гончарами умелыми (доблестными, хорошими), и (как) землю раять (пахать, облагораживать) и скот водить - были разумны (А тако бяхом...зеле бо знаiа i твърiтi сосудi пецене во огнiщЪх а соуте бЪ гонцарi доблi земе ратi а скотiя водящетi бъ розоумЪяi). Таковы и Отцы наши (по) суте (Тако i Отце наше соуте). И пришел род злой на нас, и напал (А прiде род зол на не а налезЪ), и потому пришлось нам отойти (а тому бяхом понузенi оскощiтi) в леса (до лясii) и там жить охотниками и рыбаками (а тамо жiвемо ловце а рiбанi), чтобы смогли мы бедствий избежать (абыхому мoглicя oд cтpaci yклoнщecя). Так мы жили одну тьму (Тaкo бяxoм eдiнy тeмy), и стали ставить города, огнища повсюду раскладывать (a пoщaшxoм градiе ставiтi огнiца повсуде роскладаятi). После другой тьмы (по друзе теме) был холод великий (бя хлуд велiк), и потянулись мы на полдень (а потягшеся есьме до полудене). Там ведь места злачные (Тамо бо суте мяста злащна)...И там то Ироны (А тамо то Iронеiстi - до сих пор Иронцами называют одно из племен осетин (древних аланов)) скот наш забирали (ящi) десятиною (скотi наша ящi десецiноу), о которой мы уговорились (о то се оугодiхом), и словом своим закрепили (?) (Ащi бытi камо словесы держетi). И потянулись мы к полуденному (потягохомсе семы до полуднена)...зеленотравью (зеленотрвiе), и было множество скота у нас (а iмхомо скотi мнозi)Влескнига, Жар-Птица и историческая память
vk.com/doc399489626_494084371
Дощ.8 Сме потомiцы роду Слвуне кii прiде до Iлмарiце а усЪднешеся до Годья А ту буде тысЪнце ляты Потщаше на ны КълтовЪ со желязва све а поткяща ны Повратещесе до заходу Суне яко есьва тврдЪ рука држаща ны а того од рела до iзмщеня а страх му навенде на чряслы го одтрще од земе нашiа А Iлморштi на то глендЪшя не сен бранiшася до цьЪла а загыне Нiщо сме намогщiя то утворяте iнаi яко Iлмы не хощящте желЪзва бряте до ренкы сва а нi сен бранете од врезЪх Такова родi iзсхнете iмяшут або iа iна насленденлыДощ.7э За стар щас Рыбья ны остасе не хотьше iдяшете до земе нашея а рцехша же Бо сте iмяi добля А тако ста iзгiбоста сва а не дплодщете сен з ны а змрже яко неплодьва Нiсщо оде нь не збенде А не въхом сте обце о тех Костобцева суть она Онi жда помоце од небы самова не стахва се трендетесе а такожде се iна стащя Од Iлiроум поглцена стахва Ту бо рцехом вшяко есть право же не десен стате од обе тея А тако Iлiрове ста поглщна од ны а не iмахом ходе нiкiх Тако Дулебова стахва одо ны повренцена на Борусь Мало збыщаше Iлерув а неботь рещены Iлмерстiе а те се бо седнеше вендле iезера А ту Ведешiтii усешедща даль а Iлместе остаще сен тамо I тако збенде малоотр. VII:...а бо угрящехом она i iжденЪхом По ту пола Данаю а одна пола есь Iлму а друзя РомеДощ.4б Русь бо твърiся од полуноще за се же не iмахом моженостi...в лЪсЪх IлмерштЪх соутвърi А тамо есь...Кiев iже дана щасть малаДощ.5а А тамо тщехом сен до восхдяцу Суне а iдехом до Ньпре Та бо рiека есе до морнже тецяi А то полуноце сядще на не а сен iменова Непре Препенте яко бо вутце сен iменова Непре Препенте А тамо сендещя пентосент ляты вще сен правiщя сен а тако Бозема хранiвен одо многаiа рьще соязенце Iлероув бяща мносте там оседiцы огнiщаныДощ.17а I се бящете кньзве Слвну со братаре му Скiвьу А се пре весте вьлкiе на въстенце i се а тоi рещете Iдемо до земе Iлмерсте А тако iещете А Бъстар сна све оставе староце Iломере О се теце на полуноще а тамо све гърд Славень утвржеДощ.15а Се СтарьГраде понехще iдьшя до Iлмер езера i тамо утворяi грд iнь Новь i тамо пребендiехомДощ.8(27) Тако бо Русколанье падьма до нiць од ГодЪ а Iегуншта звЪжства А тодЪ Кiiска Русе творящесе а Онтува А ГодЪ се устращащеся iде о та вон до Сверензе Як бо вЪхом Сверензе суте двЪ Едiна Вендеста а друга Годя А туто Годь прiбенде до нь А Годя сен усiлысяще тамотва А Вендестя ослабiщеся сен тако тье до тьва О се бо Жеменде бяща околы тоя А та бя Лiтавоа i се назовещеся Iлмо одо ны iже рещены IлмрыДощ.28 Бiе крыдлема МатрСваСлва i врещеть намо о трудьнiем щасу сушьны i мору говяд I се вiехомь якожде рщена есе од Праоце яко Кiелцы поможiа iма I се бо iдощiа до не I тако бышiа ста лiеты оупомождены от iех I такожде о Ылмы се боть Iлepoy I сьме родiцеДощ.36б I ту Iлмрi ны подржашiутьДощ.4в Iлiрмоще рЪщаша же СтЪ глупiцi а сьме прiтЪцЪмо до вы поможяшетi...Потщемося на памет iхо яко све земЪ Руську удобiша А е све наше СтарОцтсво...якi бо стратiтi сiлы Русь на тЪх мозапа сiщах со врзi наша...А кряве iхо удобiша земЪ нашеДощ.4г Такоже Iльмцi яковi нас охранiша неiдiнЪ а с нама солсiяхусе а крявь све даяi i намоВлескнига. Исходные тексты
vk.com/doc399489626_484508072
Рис. 10. Границы распространения культуры балтов и их соседей: 1 – культура западных балтов; 2 – фатьяновская (включая «балановскую» и «абашевскую»); 3 – центральноевропейская унетицкая (курганная); За – после проникновения на Средне-Дунайскую равнину и в Трансильванию в среднем бронзовом веке; 4 – северо-карпатская (белопотоцкая, комаровская и высоцко-белогрудовская); 5 – культура Северного Причерноморья до появления курганных
Рис. 50. Балты после славянской экспансии (—XII вв.): 1– балты, 2 – славяне, 3 – финноугры между русскими местными правителями и галиндяна-ми на реке Протве, происходившие в XI–XII веках....Процесс славянизации начался в доисторические времена и продолжился вплоть до XIX столетия. Белорусы заимствовали множество слов, большей частью из обиходного языка, в основном из крестьянского словаря литовцев. Этнография районов Калуги, Москвы, Смоленска, Витебска, Полоцка и Минска вплоть до середины XIX века явно говорит о ее балтийском характере. Действительно, славянизация западных балтов захватила большую часть населения современной территории Белоруссии и часть Великороссии....Ранние холмовые поселения раннего железного века Обратимся к археологическим находкам, отражающим культуру верховьев Оки, Днепра и Немана. Много сотен укрепленных холмовых поселений, известных в этом районе, устраивали на высоких берегах рек и протоках между озерами, у мест впадения небольших ручьев в крупные реки. Обычно они были расположены группами, примерно на расстоянии 5 км друг от друга, чтобы с самой высокой точки одного поселения можно было видеть одно-два других. Видимо, группа из 5–10 поселений составляла племенной союз, контролировавший определенный район. Этот тип размещения холмовых поселений продолжал существовать в течение долгого времени после каменного и бронзового веков. Здесь нет следов больших поселений или городов.Такие скопления деревень известны в верховьях Оки и возле ее притоков: Жиздры, Угры, Упы, Нары и других. Я нахожу, что эти гидронимы балтийского происхождения. Холмовые поселения располагались также на реке Протве, к юго-западу от Москвы, вокруг Смоленска, Витебска, Минска, Гомеля и других белорусских городов. Их много в Восточной Латвии и в Литве. Для раннего железного века и первых веков новой эры укрепленные холмовые поселения являются главным археологическим источником....Древнейшие верования балтов...Земля считалась Великой Матерью. Все были обязаны ей жизнью: люди, растения, животные. По-латышски она называлась emes mate – «мать-земля», в литовском – emyna, от eme – «земля». Антропоморфический образ земли неопределен, но она предстает в виде земли, хранящей вечную тайну жизни. Ее назвали поэтично: «цветущая», «распускающая почки». Функции земли распределялись между отдельными низшими божествами леса, поля, камней, воды и животных, которые в латвийском фольклоре приобретали имена «матери лесов», «матери полей», «матери весны», «матери домашних животных».Кардинал Оливер Схоластик, епископ Падерборнский, в своем повествовании о Святой земле, написанном около 1220 года, так описывает обычаи балтов: «Они поклоняются лесным нимфам, лесным богиням, духам гор и низин, воды, полей и лесов. Они ожидают божественной помощи от девственных лесов, поэтому поклоняются источникам и деревьям, курганам и горам, большим камням и горным склонам, всему тому, что кажется им наделенным силой и властью».Мужчина рождается из земли, дети появляются из источников, прудов, болот, деревьев или холмов. Еще в XVIII веке литовцы приносили дары матери-земле (Zemyna) после рождения ребенка. По утрам и вечерам следовало целовать землю. Подношения земле: мед, хлеб, зерно, травы или ржаной сноп – закапывали, раскладывали перед камнями, прикрепляли к деревьям или бросали в море, реки, озера и источники. Как следует из описаний XVIII века, в деревнях не было праздников, в которых бы не восхвалялась богиня земли – emyna.Во время осеннего праздника в октябре кроме земли литовцы поклонялись божеству дома emepatis или emininkas, которого считали братом emyna. Домашнее божество появилось также у латышей под именем Dimstipatis (от латыш, dimstis – «дом», «усадьба» и patis — «господин»). У латышей также есть Mjas Kungs – «господин дома», «домовой».Особое божество охраняло посевы, по-литовски Laukpatis (от laukas – «поле» и patis – «господин») или Lauksargis – «сторож полей» (от sargas – «охранитель»). Встречались также божества или духи цветов, листвы, травы и лугов, ржи, льна и конопляных полей. Дух зерна прятался во ржи или на других полях, где росло зерно. Верили, что он остается в последнем сжатом снопе. Обычно литовцы придавали этому снопу форму женщины. До наших дней он зовется rugi boba – «ржаная баба». Сноп приносили в дом, ставили под иконами, в переднем углу, оказывали почести во время праздника урожая и хранили в доме до следующей жатвы...Мария Гимбутас (Алсейка) (23 янв.1923 Вильнюс - 2 фев.1994 Санто_Моника). Балты, люди янтарного моря. М.: Центрполиграф, 2004г. (Gimbutas, Marija. "The Balts". Ancient Peoples and Places, vol. 33. Thames and Hudson: New York: Praeger, London:1963. 286 pp. 79 pls., 47 text figures, 11 maps)
vk.com/doc399489626_521113351
9.7Мб 223с.
www.oldrushistory.ru/library/Lyudi-yantarnogo-morya-/
Тако Слва нашеотецедо Матырь Слвеа пребенде в Оньдо конца конецьземстех а iнех жiтвеТо бе сва со стене боящетi сен смртеяко смехомпотомiце Славнеа ДажБо нас родiвекренз краву ЗамуньА то бедехшемоКравенцеА СкуфеАнтiвеРусыБорусеньа СуренжецыТако сме стахомдедь РусовеА с пенде беiдьемадо седо небiСварзе сынеяДощ.7
Так слава наша пойдет к Матери Славе и пребудет в Ней до конца концов земных и иных жизней. Это у нас с вами по-свойски, не бояться смерти, потому как мы - потомки славные, а Дажбо нас родил через корову Замунь (В ведийской традиции Земля олицетворяется коровой, т.е.Крава Замунь/Земунь означает букв. „Корова Земная", т.е. „Корова-Земля". Сравни Притхиви – богиня Земли - в Ригведе (РВ V, 84) и Атхарваведе (АВ XII, 1,11). Обычно Притхиви в Ведах упоминается совместно с Дьяусом Питаром, олицетворением неба. Так в Дощ.30: Се бо хрнящехомь Пытаре Дiаiе якожде Тоiе особеные стащеть о Матрi Протiеве - Се, храним мы Питара Дия, потому как Он особо стоит, подле Матери Протевы). И вот мы будем (одновременно во всех трех формах времени) Кравенцы (единокровники, потомки Коровы Земунь) — и Скуфе, Антиве, Русы, Борусени и Суренжецы. Так мы остаемся наследники Русовы и с пением ведь идем в сие в Небо, Сваргу Синюю
|
Вакансии для учителей
|
|