|
|
Игорь Иванович Бабанов
|
03 декабря 2019, 08:47, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов
Е.И. Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья
|
Е.И. Горюнова. Этническая история Волго-Окского междуречья
Бя нароуд родiщеск Iльмерстiiа сто корежене о дво стаНародо нашяко прiде поздЪ до Русе земЪа селiщеся среде IльмерштiТii бо суте брачке нашеа намо...подобi соутеДощ.2
Был народ родственный (родiщеск) Ильмерский. И сто корней из двухста. Народ наш, как пришел позднее на Русскую землю и селился среди Ильмерцев. Те ведь, (по) суте, братья наши и нам подобны.О Словене, Русе и их сестре Ильмере
vk.com/doc399489626_526607413
От озера Неродо озера Невонебо,небо.Закину я неводот озера Неродо Hерли,до Неи,до Нары,до Нарвы,до Нево...За реки, за горы -от мери,мещоры,до чуди,корелы,до жмуди,дремелы,дреговичей,веси,до кривичей,вятичей,бодричей,лютичей,тиверцев,тавров,до север,до сербов,до чехов,до ляхов,до русое,до скифов,до антов,до арьев...Закину я невод,шелковые сетидо неба,до недра,до дна и до выси,до самой до сути -до Божией мысли.Невод. Юрий Лощиц. 2000
***Бя нароуд родiщеск Iльмерстiiа сто корежене о дво стаНародо нашяко прiде поздЪ до Русе земЪа селiщеся среде IльмерштiТii бо суте брачке нашеа намо...подобi соутеАще колiво роужнЪтiбо нас хранiша од злыВЪща iмяiащесото рЪещено...о ВещЪтако iесстеАще сого не рЪшенане есте бы...iзбiраща кънязiод полудiа до полюдiаа тако жiвяiМы же сьмыiмо помоще даяхомА тако бяхом...зеле бо знаiаi твърiтi сосудi пецене во огнiщЪха соуте бЪ гонцарi доблiземе ратiа скотiя водящетiбъ розоумЪяiТако i Отце наше соутеА прiде род зол на неа налезЪА тому бяхом понузенiоскощiтi до лясiiА тамо жiвемо ловце а рiбанiабыхому мoглicяoд cтpaci yклoнщecяТaкo бяxoм eдiнy тeмya пoщaшxoм градiе ставiтiогнiца повсуде роскладаятiПо друзе темебя хлуд велiка потягшеся есьмедо полуденеТамо бо сутемяста злащнаА тамо то Iронеiстiскотi наша ящiдесецiноу о тосе оугодiхомАщi бытiкамо словесы держетiА потягохомсе семыдо полуднена...зеленотрвiеа iмхомо скотi мнозiДощ.2
Был народ родственный (родiщеск) Ильмерский. И сто корней из двухста. Народ наш, как пришел позднее на Русскую землю и селился среди Ильмерцев. Те ведь, (по) суте, братья наши и нам подобны. А когда была война ведь нас хранили от злых. Вече имели, что речено...на Вече, так и было. А что не речено - не есть было...Избирали (они) князей от полюдья к полюдью, и так жили. Мы же им помощь даем. И так мы были...травы (они) знали, и (как) творить сосуды печенные (обожженные) во огнищах, и (по) сути (они) были гончарами умелыми (доблестными, хорошими), и (как) землю раять (пахать, облагораживать) и скот водить - были разумны. Таковы и Отцы наши (по) суте.И пришел род злой на нас, и напал (А прiде род зол на не а налезЪ), и потому пришлось нам отойти (а тому бяхом понузенi оскощiтi) в леса (до лясii) и там жить охотниками и рыбаками (а тамо жiвемо ловце а рiбанi), чтобы смогли мы бедствий избежать (абыхому мoглicя oд cтpaci yклoнщecя). Так мы жили одну тьму (Тaкo бяxoм eдiнy тeмy), и стали ставить города, огнища повсюду раскладывать (a пoщaшxoм градiе ставiтi огнiца повсуде роскладаятi). После другой тьмы (по друзе теме) был холод великий (бя хлуд велiк), и потянулись мы на полдень (а потягшеся есьме до полудене). Там ведь места злачные (Тамо бо суте мяста злащна)...И там то Ироны (А тамо то Iронеiстi - до сих пор Иронцами называют одно из племен осетин (древних аланов)) скот наш забирали (ящi) десятиною (скотi наша ящi десецiноу), о которой мы уговорились (о то се оугодiхом), и словом своим закрепили (?) (Ащi бытi камо словесы держетi). И потянулись мы к полуденному (потягохомсе семы до полуднена)...зеленотравью (зеленотрвiе), и было множество скота у нас (а iмхомо скотi мнозi).Влескнига, Жар-Птица и историческая память
vk.com/doc399489626_494084371
Дощ.4а
Iлiрмоще рЪщаша же СтЪ глупiцi а сьме прiтЪцЪмо до вы поможяшетi...Потщемося на памет iхо яко све земЪ Руську удобiша А е све наше СтарОцтсво...якi бо стратiтi сiлы Русь на тЪх мозапа сiщах со врзi наша...А кряве iхо удобiша земЪ наше...Сущi бо Богу нi якi со Перуном дЪляшуща на кувендла мечi сва до враг iнiх...Мы же iмо помолiхомосе намо у помоцiИльмерцы сказали: Вы глупцы, а мы придем к вам на помощь...Потщимся на память их, потому как удобрили они все землю Русскую. И есть они наше СтароОтцовство...которые силы стратили за Русь на тех многих сечах с врагами нашими...И кровь их удобряет землю нашу...Пребывают с Богом те, кто с Перуном, делают на наковальнях мечи свои на врагов иных...Мы же им помолимся нам о помощиДощ.8
Сме потомiцы роду Слвуне кii прiде до Iлмарiце а усЪднешеся до Годья А ту буде тысЪнце лятыЕсть мы потомки рода Славного, которые пришли к Ильмерцам и поселились (оседло) там до Готов. И то будет тысяча летВлескнига. Исходные тексты
vk.com/doc399489626_473888662
Памяти Екатерины Ивановны Горюновой (1902—1995)
1 октября 1995г. умерла Екатерина Ивановна Горюнова - один из старейших археологов России. Е.И. Горюнова родилась 1 ноября 1902г. в Москве в семье инженера-механика, работавшего на железной дороге. Конец XIX - начало XX в. были периодом, когда в России стремительно строились железные дороги и инженеры-путейцы пользовались огромным уважением в обществе. Благодаря их самоотверженному труду, надежные дороги связывали удаленные друг от друга районы бескрайней страны, и это накладывало отпечаток на всю их жизнь, где главными качествами были чувство долга, высокий профессионализм, инициатива и принципиальность. Именно в семье Е.И. Горюнова приобрела эти черты характера, которые были присущи ей в продолжение всей жизни. Среднее образование она получила в Петрограде и Тамбове, где закончила школу в 1918 г., после чего сразу поступила на работу секретарем-делопроизводителем в Комитет государственных сооружений Тамбовского губернского Совета народного хозяйства. В 1920 г. она была привлечена к работе по ликвидации неграмотности среди взрослого населения в деревне и по окончании работы получила благодарность.В 1920г. Е.И. Горюнова переехала в Москву и поступила в 1-й Государственный университет, где два года училась на биологическом отделении, специализируясь по ботанике, а в 1922г. перешла в Антропологический институт, который закончила в 192 г. по специальности "палеоантропология и археология". Одновременно с учебой в университете она работала в Государственных мастерских наглядных пособий Наркомпроса, а с 1923 г. - младшим научным сотрудником в Центральном музее народоведения (впоследствии Музей народов СССР), где занималась сначала культурой народов Севера, а с 1925 г. - этнографией и археологией народов Поволжья, в связи с чем работала в Марийской автономной области, а с 1926 г. в Мордовии. В 1936 г. она поступила в Институт истории материальной культуры (теперь Институт археологии РАН), где проработала до 1963 г., когда ушла на пенсию. Начиная с 1923г. Е.И. Горюнова работала в экспедициях, проводя раскопки на территории Среднего Поволжья. Из других полевых исследований надо отмстить ее работы на трассе II очереди строительства Московского метро.Е.И. Горюнова является одним из крупнейших специалистов в области финно-угорской археологии. Темы ее работ разнообразны, но в основном посвящены раннему и развитому средневековью. Надо отметить, что даже в статьях, посвященных результатам исследования конкретных памятников, она часто касалась общих вопросов. Большое внимание она уделяла изучению памятников дьяковской культуры и ее этнической интерпретации. Она никогда не уходила от спорных вопросов истории и археологии и принципиально вела полемику. В этой связи нельзя не упомянуть ее спор с П.Н. Третьяковым по вопросу этнического определения Березняковского городища, что способствовало правильному решению проблемы. Много было ею сделано по истории городов северо-восточной Руси и по проблеме формирования современного населения среднего Поволжья.
Среди научного наследия Е.И. Горюновой особое место занимает фундаментальный труд "Этническая история Волго-Окского междуречья" (МИА. 1961. № 94), в котором были обобщены результаты ее работ. Эта книга, опубликованная в 1961г., сохранила свое научное значение до настоящего времени, и последующие исследования во многих случаях подтвердили ее правоту. Последний раз Е.И. Горюнова выступила перед коллегами в августе 1970г. на третьем международном конгрессе финно-угроведов, проходившем в Таллинне. Интересно отметить, что в своем докладе она высказала мысль, что ранняя дата дьяковской культуры может быть удревлена. Последние исследования блестяще подтвердили ее предположение.В 1940г. Е.И. Горюнова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, а в 1962г. за монографию "Этническая история Волго-Окского междуречья" ей была присуждена ученая степень доктора исторических наук. За многолетнюю безупречную работу она была награждена орденом "Знак почета", а за работу в период Великой Отечественной войны медалями "За оборону Москвы" и "За доблестный труд в период Великой Отечественной войны".В памяти товарищей она останется как ученый-труженик, внесший огромный вклад в изучение прошлого финно-угорских народов.К А. Смирнов
Список печатных работ Е.И. Горюновой
1. Языки мира, 1928 // Антропологический журнал. № 1-4.2. Materiaux pouz la caracteristique des necropoles Maryennes (Tcheremisses), 1929 // Eurasia Septentrionalis antiqua. T. 4. Helsinki.3. Вичмарский могильник, 1934 //ПИДО. № 9,10.4. Мари-Луговской могильник и селище, 1934// ПИДО. № 9, 10.5. Исследование археологических памятников в пределах Звенигородского района Марийской автономной области, 1934 // Журнал Марийской автономной области, № 5,6.6. Археологические разведки на территории горного правобережья Волги в пределах Марийской АССР. 1937 // СА. № IV.7. Сретенская и Кугунурская курганные группы, 1937 // СА. № IV.8. Шайбулакский и Аксаркинский могильник. 1937// СА. № III.9. О мордовском "феодализме". 1940// КСИИМК. № 8 (в соавторстве с Гольмстен В.В.)10. Раскопки Теньгушевского и Нароватовского городищ в 1939 г.. 1940 // КСИИМК. № 5.11. К истории ткачества у мордвы. По археологическим материалам 1941 // Записки Мордов, науч.-исслед. ин-та при СНК МАССР). 3. История и археология. Саранск.12. Поселения, жилища мордвы XIV-XVI вв. 1941 // Записки Мордов. науч.-исслед. ин-та при СНК МАССР). 3. История и археология. Саранск.13. Теньгушевское городище. Результаты археологических исследований 1939 г. 1947 // Записки Научно-исслед. ин-та при Совете Министров Мордов. АССР). 9. История и археология. Саранск.14. Итоги работ археологического надзора на строительстве II очереди Московского метрополитена им. Л.М. Кагановича. 1947. // МИА. № 7.15. Селище Полянки. 1947 // КСИИМК. Вып. 15.16. Селище Полянки. 1947 // Рефераты науч.-исслед. работ за 1945 г. (АН СССР-ОИФ). М.. Л.17. Сарлейский могильник. 1948// Археологический сборник, I. Саранск.18. Ефаевский могильник, 1948. // Археологический сборник, 1. Саранск.19. Коринский могильник (по коллекциям, хранящимся в Гос. ист. музее). 1948 // Археологический сборник. 1. Саранск.20. Погибловский могильник, 1948//Археологический сборник, 1. Саранск.21. Муромская экспедиция. 1947 (Раскопки Тумовского селища). 1949 // КСИИМК. вып. 27.22. К вопросу об "остеологической статистике". 1950// КСИИМК. Вып. 35.23. Городище Торфель. Краткая информация о раскопках 1937 г.. 1950// КСИИМК. Вып. 31.24. Итоги работ Муромской экспедиции, 1950. // КСИИМК. Вып. 33.25. К вопросу о племенной принадлежности летописной мери. 1952// КСИЭ. Вып. 17.26. Муромский могильник (к истории города Мурома), 1953 // КСИИМК. Вып. 52.27. К вопросу о культурных и этнических связях населения верхнего Поволжья и западного Приуралья в I тысячелетии нашей эры. 1954 // Ученые записки Map. ИЯЛИ. Вып. 6.28. Мерянский могильник на Рыбинском море // КСИИМК. Вып. 54.29. К истории городов северо-восточной Руси. 1955 // КСИИМК. Вып. 59.30. Об этнической принадлежности населения Березняковского городища. 1956// КСИИМК. Вып. 65.31. Работы среднерусской экспедиции в 1957 г.. I960// КСИИМК. Вып. 79 (в соавтор, с А.В. Никитиным. В.В. Седовым. А.Л. Монгайтом, П.А. Раппопортом).32. Этническая история Волго-Окского междуречья. 1961 // МИА. № 94.33. Второй Харитоновский могильник, 1962// КСИА, Вып. 87.34. Развитие жилища у мордвы, 1963. //ТИЭ. Т. 86.35. Меря и мари. 1967 // Происхождение марийского народа. Йошкар-Ола.36. К вопросу о так называемой "дьяковской" культуре, 1970 //Тез. докл. III Международного конгресса финно-угроведов. Вып. 2. Таллин.К.А. Смирнов. Памяти Екатерины Ивановны Горюновой (1902—1995). - Российская археология (РА). 1996 (2) c. 250-251
http://www.ra.iaran.ru/?page_id=945&lang=ru
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Спасибо, Ирина Валентиновна.
!! ▫ Добавлю.
Я люблю свою работу!
Я приду сюда в субботу
И, конечно, в воскресенье.
Здесь я встречу День рожденья,
Новый год, 8 Марта.
Ночевать здесь буду завтра.
Плащ-палатка, вещмешок -
У супруга будет шок!
Если я не заболею,
Не сорвусь, не озверею,
Здесь я встречу все рассветы,
Все закаты и приветы!
От работы дохнут кони.
Ну а я бессмертный пони!
Но однажды на работе,
Если вы меня найдете, -
Без движения лежу
И от радости не ржу,
Знайте : я трудом добита
И откинула копыта.
А баскетболистами нашими горжусь. ▫ ... ▫
Сирень, сирень, кружи нам голову, кружи..
Почему так прочно вошёл в нашу жизнь этот кустарник с красивейшими гроздьями цветов и необыкновенно приятным, умиротворяющим запахом!!!
Но если раньше сирень в России действительно была больше дворянским цветком, ею украшали свои усадьбы состоятельные люди, (даже на картинах русских художников, например Всё в прошлом В.Максимова), то после Великой Отечественной Войны она стала поистине народной любимицей. Своей красотой и изумительным ароматом она наверное смягчала безрадостные картины разбомблённых и сожжённых домов, давала людям прикоснуться к красоте, по которой так изголодались они за те тяжёлые годы, придавала дополнительные силы для возрождения жизни. И люди оценили её старания, ласково называя её на русский манер сиренюшкой.. А вот почему такое название - сирень?? Мы часто ассоциируем какие то названия с цветом, но здесь всё наоборот. Слово syring в переводе с латыни, попав сюда из греческого, означает трубка, или дудка, а ветки сирени устроены так, что сердцевина у них мягкая, легко выдавливается, образуя трубку, из которой и можно сделать этот музыкальный инструмент.
Есть ещё вариант, связанный с греческой мифологией:
Однажды вышел на прогулку бог лесов и лугов по имени Пан. Во время прогулки он дошел до реки, там у воды он увидел речную нимфу по имени Сиринга. Он так ею залюбовался что просто не мог удержать себя в своем желании поговорить с ней и пошел к нимфе. Но нимфа очень испугалась Пана и от страха стала убегать. Пан помчался со всех ног за нимфой, но как только он стал нагонять её, она вдруг превратилась в прекрасный куст, которому и дали название сирень.
Ну, это кому что больше понравится.
6765519-a3298085
С вет утра раннего с церковной позолотой
И з тучки вынырнул застенчивым лучом,
Р осой умылся, отбросил томную дремоту
Е два соприкоснувшись с сиреневым кустом
Н о аромат сирени плыл уже дворами,
Ю жанки, полюбившей нашу Русь,
Ш алом Вам, люди Мира без страданий!
К огда ж вишнёвая весной завертит зАмять,
А я в цвету, чтоб не селилась в сердце грусть
Что же до нынешней погодки, Светлана Сергеевна, только что ходил на улицу срезал тюльпаны,, чтобы хоть немного полюбоваться в доме. Картина на улице достойная кисти художника Клевера, любителя зимних пейзажей...
6814069-a3298085
Что то я за свою долгую жизнь такого не припомню....
Выпал снег на тюльпаны в цвету
Ночью посланный к ним словно тать,
О весне заморозив мечту,
Он хотел красоту их отнять.
Он украл у тюльпанов тепло,
Волю к жизни надеясь сломить,
Но ему вопреки и назло
Победило желание жить.
Просчиталась коварная ночь,
Напустившая снежный дурман,
День прогнал наваждение прочь,
И как прежде прекрасен тюльпан...
Вот и мы будем надеяться, что, и в нашей жизни, как написано второй фразой на кольце царя Соломона: - `И это пройдёт тоже`...
▫ Спасибо! ▫ Вот я ужЕ несколько лет думаю на эту тему.
Как сирень стала символом победы,
если у нас (окраина Москвы) она только
в середине мая расцветает.
Завтра ужЕ 9 мая, а у сирени только-только бутончики
появились. А тут еще и снег пошел.
В общем, загадка для меня.
|
|
|
|
|