Берестяная книга Афанасия Мурачева - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / Берестяная книга Афанасия Мурачева


ЗАПИСЬ #2334

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


23 октября 2021, 05:27, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

Берестяная книга Афанасия Мурачева

Берестяная книга ''Стихосложении'' часовенного наставника Афанасия Мурачева
Афанасий Герасимович Мурачев (справа) и Н.Н. Покровский (2000 г.).
Повесть о Дубчесских скитах. «Новый мир», № 9 (797), сентябрь 1991 г., с.91-103. Предисловие и комментарии Н.Н. Покровскоrо
...Существует живописное предание о том, как происходил разгром скитов. Солдаты Красной Армии в зимнее время были заброшены в близлежащие заимки с помощью вертолетов и стали пытать жителей заимок, чтобы те открыли местонахождение скитов. После долгих физических и психологических истязаний им удалось выяснить расположение скитов. Придя туда, они какое-то время жили в кельях иноков, согнав их в храм. Днем они подвергали их изощренным пыткам. Например: отцов раздевали и, нагишом запрягая в сани, ездили на них наперегонки, стегая кнутами из ветвей. Пока не наступило половодье, солдаты находились в скитах, резали рабочий скот, волов, на которых иноки пахали поля для засева пшеницы. Черноризцев морили голодом для того, чтобы их стало меньше. И действительно многие тогда скончались от истощения. После того как прошел лед, солдаты приказали отцам срубить плоты и стали их сплавлять по реке Дубчес. Уходя, солдаты подожгли все деревянные строения, оставив после себя разоренное пепелище. Заимки, которые находились на берегу Дубчеса, опустели, их жители покинули насиженные места и ушли вглубь тайги. Но и новые заимки были разорены и сожжены. В одной из них, по рассказам отцов, солдаты нашли самодельное спиртное. Они выпили его и после того, как они уснули и плывший плот приблизился к берегу, часть черноризцев успели бежать.
И именно они впоследствии стали возрождать иночество. В их числе был Афанасий Герасимович Мурачев, который позже описал эти события в берестяной книге. Остальные, те, кто не смог убежать, были вывезены в красноярские тюрьмы.
...Берестяная книга написана старообрядческим наставником часовенного согласия А.Г. Мурачевым в октябре 1991 года на 18 листах тонко выделанной бересты. Она представляет собой сборник неизвестных ранее науке сочинений крестьянских старообрядческих писателей, в том числе и самого Афанасия Герасимовича Мурачева. Большинство сюжетов связано с историей енисейских скитов. В основном в нем помещены духовные стихи, посвященные теме разгрома енисейских скитов карательным отрядом в 1951 году, суду над скитскими жителями и последовавшей уже в лагере в 1953 году смерти главы Дубчесских скитов – о. Симеона. Завершает книгу несколько небольших сочинений А.Г.  Мурачева (также в стихах), объединенных учительной тематикой.
Дубченский старообрядческий беспоповский скит, история и современное состояние
https://pravoslavie-ru.turbopages.org/turbo/pravoslavie.ru/s/2286.html
Берестяная книга, написанная крестьянским писателем А.Г. Мурачевым. Раскрыта на рассказе о разгроме в 1951 г. отрядом НКВД скита в низовьях Енисея, когда было осуждено 33 монаха и сожжено около 500 древнерусских книг. Прибыла в Новосибирск с правобережья Енисея. Собрание старопечатных книг и рукописей ИИ СО РАН
Писано на бересте
Талантливые писатели-старообрядцы встречались не только в XVIII в. В 1988 г. судьба свела меня с А.Г. Мурачевым, автором целого ряда полемических сочинений, в том числе об уничтожении природы современной высоконаучной цивилизацией. Он активно участвовал в создании трехтомного «Родословия» урало-сибирского согласия часовенных, написал яркую автобиографию.
В центре внимания многих произведений писателя лежит один из самых трагичных эпизодов его жизни – разгром в 1951 г. карательным отрядом НКВД главного скита часовенных на Нижнем Енисее, арест и гибель скитожителей, сожжение уникальной коллекции, насчитывающей более пятисот древнерусских книг. История эта довольно точно описана А. И. Солженицыным в «Архипелаге ГУЛАГ». Существуют и несколько свидетельств, оставленных самими пострадавшими. Но самый подробный и волнующий рассказ о тех событиях принадлежит Мурачеву.
Узнав, что Афанасий Герасимович владеет древней техникой подготовки бересты для письма чернилами, археографы попросили записать на ней какой-нибудь текст о тех бурных событиях. В исторических источниках начиная с XVII в. содержится несколько упоминаний о том, что в Сибири из-за нехватки и дороговизны бумаги использовали бересту. Причем писали на ней не только деловые записки и молитвы, как это было в Великом Новгороде, но и обширные тексты сибирских летописей. До нас берестяные книги, к сожалению, не дошли, лишь недавно стали известны короткие тексты, написанные в XX в. в одном томском скиту.
И вот, в конце 1991 г. в Академгородок из енисейской тайги пришла книга, состоящая из 18 листов тонко выделанной бересты. Кроме четырех стихотворных рассказов о событиях 1951 г. самого Афанасия и чернецов Виталия и Макария в ней содержалось еще несколько текстов, в том числе духовные нравоучительные стихи, стихотворные послания монахиням, акростих о важности чтения книг.
Путешественник за редкими книгами. К 85-летию академика Н.Н. Покровского
https://scfh.ru/papers/puteshestvennik-za-redkimi-knigami/
Фрагмент берестяной книги «Стихосложении» («Замечательное путешествие отца Симеона и Афанасия»). 1991 г.
Замечательное путешествие отца Симеона и Афанасия грешнаго 4 августа 7448 г.
Шли однажды мы со отцем Симеоном из нашей обители к матушке Флене на остров 25-ти верстное растояние безтропочно. Утружденный старец понудительно тщался по прозбе болезнующих душевною страстию и отеческою любови. Многолетний подвижник, престарелые ноги часто роняли постника на землю. И, бывало, что падет, да и скажет: «Да што ето только и падаю?» Да еще и скажет:
Ради Христа и ради святыни век ходить бы по пустыни.
И чадолюбивый отец любил что-нибудь с юными поговорить или поспрашивать от Писания, желая известиться о их знании. Так же...
***
Перу Афанасия Мурачёва принадлежит целый ряд ярких произведений исторического характера. Прежде всего это "Повесть о Дубчесских скитах", впервые опубликованная в "Новом мире" в сентябре 1991 года, из которой мы узнаем подробности уничтожения обители. Переписанная в том же году на бересте тончайшей выделки рукопись "Стихосложении" содержит исполненный пронзительной тоски духовный стих "О разорении и изгнании отцов": "Сяду один на едине, плач воздвигну в тишине. Тишина от плача прозвучит, да и опять на веки замолчит..."
https://m.rusmir.media/2017/01/18/murachev
Сяду один на едине, плач воздвигну в тишине. 
Тишина от плача прозвучит, да и опять на веки замолчит. 
Зане не будет гласа ни поющих, во святой обители живущих. 
И к тому не услышится пения и моления, от сего святого поколения. 
Где Богу жертва приносилась, там все в пепел обратилось. 
Стало образом плача и стенания, зрящим на вечное вспоминание. 
Власть яра и безбожна, умолить ее невозможно. 
Нет в них милости пощады, разве укоризны и досады. 
Все жгут и нарушают, а пустынников берут не отпущают. 
Вся их злоба на святыню, да искоренить в конец пустыню. 
Иконы книги сожигают, а с самих кресты и мантии срывают. 
Пытки с палкой представляли, да чтоб мы друг друга выявляли.

Немочные братия убоялись, и предатели оказались. 
Отца Симеона выдали начальству, увы злому и безстудному нахальству. 
Был отец сего края, добре духовную паству назирая. 
Всем был отец любезный, в нашея дни житель небесный. 
Воспитатель братства духовного, свободитель ига греховного. 
Кроце наказуя согрешающих, любезно утешая изнемогающих. 
Всегда был весел и доволен, основатель сей пустыни самоизволен. 
Выну братство поучал творению Божию, 
да чтоб могли противостать безбожию. 
Уста исполнь духовного вещания, кроме благословного замолчания. 
О временах последних добре рассуждал, речь писанием подтверждал. 
И кто был недоволен таковаго отца? Разве окаянен и страстен до конца. 
И теперь уже нам не видеть отца, ниже его святаго лица. 
И не увидеть следышка ног его, и не услышать гласа его. 
И теперь уже не придет и не побеседует, за стол не сядет и не пообедает. 
И теперь затих сей небесный глас, или потчитесь найти подобного из вас. 
И хоть найдете но печаль не утолит, но о том мое сердце скучает и болит. 
Да и отец Антоний трудник Христов, в путных шествиях умреть был готов. 
Все реки и дороги обошли его ноги. 
Редкая ель и кедра сучеватая, не имела его под собой ночеватая. 
А пища в путе самораслена, птицам и зверькам однояственна. 
Как корабль на море влается, так и он в дальную пустынь напускается. 
По истине-творец спасаемых детель, о пустынных душах был богу свидетель. 
О каждой душе сердечно болел, а наипаче когда попали в безбожных предел. 
И теперь погасли сии два ока пустынных, среди прочих отцов неповинных. 
Отселе скратилось зрение духовное, 
и не удобь стало зримо стремление греховное 
Отселе объяло нас сугубое сиротство,

Изгнано бысть от нас духовное сродство. 
Все молились и вместе питались, и внезапу худшия от лучших остались. 
И на сколь наша жизнь не постоянная, 
и почто забывается душа моя окаянная. 
Един поемлется а другии оставляется, и почто мое сердче не умиляется. 
И теперь на этом свете их больше не видать, 
и если буду грешен, то и в будущем, стану это же страдать. 
Они страждут и богу угождают, а меня плотьские страсти услаждают. 
Но наступит скоро время, каждый возмет свое бремя. 
И аще бремя будет студно, то и стать с ним будет трудно. 
И аще увещан соперник умолчит, тот и благ вечных улучит.




ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2021. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



А я сначала подумала, что розы наклеены.
Ох, Ольга Алексеевна, боюсь мы с Вами далеко уйдем `не в ту степь` , ибо в чакрах, признаюсь, не силен) Хотя, как мне кажется, ответ лежит на поверхности и он уже прозвучал: `... когда в обычных классах есть недообследованные (глупые, наглые). Вот они силы высасывают.` Больные же, только настоящие, а не мнимые больные, как правило, более прямолинейны, в чем-то простодушно-наивны и менее, как мне кажется, способны на подлые дела.
Вот зачем глазки зачирикала?
Голливудская улыбка отдыхает)
Александр Геннадьевич, хотела Вам ответить в другом посте,но напишу здесь. Однажды мне пришло в голову,что пирамида потребностей Маслоу построена по тому же принципу,что и система чакр.Поэтому я допускаю,что религиозные понятия содержат обрывки каких-то знаний,интерпретированных отлично от научного знания,включая понятие энергии и энергообмена.
Иногда, Александр Геннадьевич)) Не всегда, далеко не всегда.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/