Урало-Сибирский патерик - Игорь Иванович Бабанов
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Иванович Бабанов


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Иванович Бабанов / Блог / Урало-Сибирский патерик


ЗАПИСЬ #2340

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


27 октября 2021, 00:13, автор - хозяин блога
Игорь Иванович Бабанов

Урало-Сибирский патерик

Урало-Сибирский патерик
История о отцех и пустынножителех, в последнее rонительное время подвизавшихся в северных краях Руския земли, в пределах Уральской и Сибирской пустыни
…прежде чем переходить к этому повествованию, надобно сказать, что мы имеем здесь дело не с несколькими разрозненными плодами творчества отдельных писателей-самоучек из народа, а с образцами многовековой традиции демократической книжности. Эта «литература низов» нечасто пересекалась с «литературой верхов», но само существование последней было невозможно без народной культуры, этики, мировоззрения – Н.Н. Покровский
От публикаторов
Урало-Сибирский патерик, уникальный памятник народной литературы второй половины XX в., постепенно вводился в научный оборот с момента его появления в Собрании рукописей и старопечатных книг Института истории СО РАН в начале 1990-х гг. Сразу была ясна как яркая индивидуальность народного отечника, так и очевидная связь с древней патериковой традицией, его ценность в качестве источника, не имеющего аналогов, по истории староверия XVIII—XX вв., народного сознания, этнографии и т.д.
Издавались небольшие его фрагменты, но от мысли полного издания в то время пришлось отказаться: конфессиональные преследования были еще слишком свежи в памяти сибирских староверов. С тех пор прошло более двух десятков лет, и, как представляется, пришло время полной публикации Урало-Сибирского патерика.
Памятник состоит из трех томов. Первый посвящен прошлому часовенного согласия с XVIII по XX в. и жизнеописаниям его скитских старцев на Урале и за Уралом, второй — старицам часовенных скитов конца XIX — конца XX в. В третьем томе описаны всевозможные «чюдеса», о которых нашлись свидетельства жителей скитов, часовенных-мирян, а также почерпнутые из «внешних» источников. В настоящем издании представлены первые два тома, которые объединены в книгу 1. Третий том отличается от двух первых по структуре, объемен и требует обильного комментария —
его целесообразно издавать отдельно.
Памятник известен в одном списке, который представляет собой автограф А.Г. Мурачева, одного из главных составителей, соредакторов и переписчиков Патерика. Для издания использовались не подлинники томов, которые остались у А.Г. Мурачева, а их ксерокопии. Подлинники рукописей датированы переписчиком. В конце предисловия первого тома А.Г. Мурачев написал, что «книга…совершена…бысть в лето 7471». Если учесть, что переписка шла в декабре, о чем свидетельствуют писцовые записи, то том 1 должен датироваться концом 1962г. На втором томе — писцовая дата «3 мая 1969 г.». Дополнение к т.1 А.Г. Мурачев написал по просьбе Н.Н. Покровского между 1990 и 1991г.
Урало-сибирский патерик 
Урало-сибирский патерик был создан в XX в. на нижнем Енисее
староверами-часовенными в скитском центре Дионисия — Максима —
Нифонта— Симеона. С начала своего существования согласие часовенных представляло собой ветвь поповщины, в котором признавали священников «дониконовского» поставления, а позже стали принимать иереев, перешедших из официальной православной церкви. После 1840г. внешние (массовые преследования николаевского времени) и внутренние (повсеместный переход к обливательному крещению в «никонианской» церкви) причины привели согласие к беспоповской практике; значительная его часть всегда почитала благочестивых священников своего прошлого — именно эту позицию всегда занимал упомянутый урало-сибирский скитской центр. Одним из авторитетнейших игуменов скита во второй половине XIX в. можно назвать о. Нифонта — автора знаменитого исторического сочинения часовенных— «Родословия». В литературе часовенных уже существовал труд с таким же названием, написанный черноризцем о. Валентином не позже 1879г. в д. Юшковой Тюменского уезда и представлявший собой компиляцию из произведении часовенных XVIII — первой пол. XIX в. «Родословие» о. Нифонта написано на Урале почти через 10 лет — по специальному постановлению Екатеринбургского собора часовенных
11.01.1887. Собор постановил обосновать в новом «Родословии», «почему наши претки принимали священство от росийския церкви, а потом впоследствии то же священство и от той же церкви не стали принимать». О. Нифонт должен был проследить линию преемственности благодати от первых «дониконовских» священников старообрядческих центров к современному часовенному обществу. Труд о. Нифонта несомненно послужил одним из образцов для Урало-Сибирского патерика и лег в основу его старейшей части. 
История упомянутого уральского скитского центра конца XIX — начала XX в. оказалась связанной с постепенной, со временем ускорявшейся миграцией на восток. После смерти о. Нифонта 26 января 1890г. во главе скита остались его ученики о. Савва и о. Силуян. В 1892г. существование его на старом месте стало опасным, и обитель переводится на р. Чулым «в томских пределах». В 1917г. пришлось предпринять новый переезд: о. Снлуян с несколькими монахами переехал на Дальний Восток, в Приморье, а о. Савва с основной частью скита — в Колыванскую тайгу. За
несколько лет до смерти он трудился над продолжением «Родословия»  о. Нифонта. Перед смертью о. Савва поручил скитотцам Симеону и Мине. Но и на таежные села с начала 1930-х гг. стала наступать коллективизация. С 1936г. сибирские часовенные начали разведку пути на восток, в Красноярский край. Переезд туда группы скитов (мужского и нескольких женских, часть которых — осколки разгромленных властью урало-сибирских женских общин) и сопутствовавших им крестьян-часовенных продлился с 1937г. по 1940г. Скиты расселились в низовьях Енисея, по его притокам. Но через 10 лет, 23 марта 1951г., карательный отряд МГЪ разгромил эти скиты. После суда в 1952г. арестованные были разосланы по лагерям. И хотя в 1954г. их освободили по амнистии, игумен скита о. Симеон уже умер в лагерном заключении в 1953г.
Каратели в 1951г., уничтожая скиты, сожгли и их библиотеку древних рукописей и старопечатных книг. Усилия скитников спасти хоть что-то из этих бесценных сокровищ были тщетными — за одним важным исключением. Перед сожжением одного из скитов запертые в сарае его обитатели сумели тайно закопать в землю первоначальную рукопись того сочинения XX в., которое по замыслу и масштабам исполнения заняло впоследствии выдающееся место во всем литературном творчестве часовенных. Речь идет о задуманном о. Симеоном и начатом под его руководством коллективном труде по истории часовенного согласия, выполненном в традиционнейшем жанре патерика. Его полное самоназвание гласит: «История о отцех и пустынножителех, в последнее гоннтельное время подвизавшихся в северных краях Русския земли, в пределах Уральской и Сибирской пустыни». Употребляется на страницах памятника и краткое самоназвание: «Повести чюдесных событий». Составители также называют этот свой труд «Уральским патериком», хотя правильнее его было бы назвать «Урало-Сибирским патериком». Этого последнего названия мы и придерживаемся в настоящем издании.
В трех томах Урало-Сибирского патерика содержится в целом 212 глав. Первый том сообщает о возникновении часовенного согласия, его деятельности на Урале и за Уралом и приводит жизнеописания скитских старцев согласия, живших в XVIII—XX вв., выполненные в жанре агиографии. Второй том содержит рассказы о старицах часовенных скитов конца XIX — конца XX вв., преимущественно — матушек Сунгульского центра (под Кыштымом, где позднее, в 1957г. разразилась челябинская атомная катастрофа) и дочерних сибирских скитов этого центра. В третьем томе описаны различные «чюдесные события», случавшиеся в XIX—XX вв. со скитскими старцами и старицами, а также со старообрядцами-мирянами, а подчас даже с верующими других конфессий или с атеистами. Хронологические рамки этого своеобразного патерика весьма велики — от появления первых старообрядцев-пустынников на демидовских уральских заводах в начале XVIII в. до начала девяностых годов двадцатого столетия.
Урало-Сибирский патерик открывается «Предисловием», начало коего намеренно приближено по форме и по смыслу к самому богодухновенному тексту христианства — Евангелию (см.: Лк 1: 1—4).
Так авторы Патерика задают высочайший образец для всего замысла, таково понимание ими сакрального смысла истории своего согласия, евангельского значения всех жертв, принесенных староверами «в последнее гоннтельное и плачевное время» в борьбе с противниками Христа.
Здесь глубокая внутренняя тема, постоянно присутствовавшая и во всех сочинениях задумавшего Патерик о. Симеона, убежденного в скором наступлении конца света. Мучения и жертвы, принесенные истинным христианами в самый канун пришествия антихриста и последней схватки сил добра и зла, замыкают круг времени, завершают христианскую историю на «старой» земле, историю, начатую искупительной жертвой Христа и первым его пришествием, о которых повествуют евангелисты.
«Предисловие» задает программу создания Патерика: рассказать «в краткости» «о начале благочестия, откуду изведе» — подобно тому, как это делали авторы исторических сочинений часовенных XVIII в. и с опорой на них, о гонениях, «о великодушии страдания ревнителей благочестия», о пустынниках, «борбствовавших противу невидимых врагов», о почитании подвижников прошлого «и о различных чюдесных событиях». В «Предисловии» подчеркивается, что достоверные рассказы о чудесах твердо базируются как на устных и письменных свидетельствах разных очевидцев, так и на собственных свидетельствах авторов Патерика о случаях, кои «и сами видехом». Следователи по красноярскому делу 1951—1952гг. особенно дотошно интересовались «антисоветским» литературным творчеством о. Симеона и его учеников и многое выяснили о том, как создавался Патерик. Знание это конкретизирует краткое свидетельство «Предисловия».
Работа о. Симеона по сбору устных и письменных свидетельств о пустынниках востока России началась после тайного переселения его скита в 1937—1940гг. в низовья Енисея. В протоколе допроса о. Симеона (1951 г.) записано: «По моему указанию и под моим руководством Котегов Ефим Григорьевич примерное 1946г. производил сбор у участников формирования», — как назывался на языке протоколов следствия скит; — «рассказов и повествований и составил сборник их, так называемый Патерик Уральский».
Сбор и запись устных преданий о руководителях и простых людях согласия о. Симеон сумел организовать очень широко. Как настоятель он обратился в первую очередь к обитателям своей группы скитов, а также— к связанным с ними крестьянам. О. Симеон призвал их записывать все, что им известно, о скитских старцах и старицах, о других деятелях согласия, об их благочестивой жизни, страданиях за веру, поучительных обстоятельствах кончины и шире — о разных «чюдесных событиях», свидетельствующих о божественном промысле. Таким путем на страницы Урало-Сибирского патерика проникла мощная струя устного народного творчества, фольклорных преданий — хотя, конечно, не в первозданном виде, а отредактированных о. Симеоном и его преемниками. Напомним, что все это вполне укладывается в законы византийского и древнерусского патерикового жанра — при всей бросающейся в глаза современности самого фактического материала.
Следствие установило, что о. Симеон тщательно собирал все подобные записи на бумаге и на бересте, сделанные по его призыву. Собранные тексты в более или менее отредактированном виде соединялись затем с выдержками из письменных памятников в единую ткань Патерика, с указанием источников. Следует отметить, что все показания на следствии 1951г. о путях создания Патерика полностью подтверждаются и самим его текстом, которого в распоряжении следователей не было.
Зарытый в землю во время разгрома скита, Урало-Сибирский патерик в его первой, симеоновской редакции несколько пострадал от огня, но вернувшиеся на свободу ученики о. Симеона позднее, выкопав рукопись, реставрировали ее, дописав утраченные части. Затем они в течение почти 40 лет дополняли ее по методу и схеме, выработанным погибшим настоятелем. Значительную часть этой работы проделали преемник о. Симеона по руководству возродившимися скитами о. Антоний, а также скитской иконописец и книжник о. Ефрем; немало потрудился и ученик о. Симеона, талантливый крестьянский писатель Афанасий Герасимович Мурачев.
Одно из самых ранних (1958г.) добавлении в текст Патерика с описанием разгрома скитов в 1951г. принадлежит очевидцу, местному крестьянину Иерону Алексеевичу Потанину. Это составившая 38 главу первого тома Патерика Повесть о разгроме Дубчесских скитов. В конце своего текста он рекомендует желающим узнать историю согласия обращаться к «Родословию» о. Нифонта, а свой труд называет дополнением этого «Родословия». 
Очередная редакция Урало-Сибирского патерика была завершена в «лето 7471» (1962/1963). После этого несколько дополнений написал в 1964—1968гг. о. Антоний, возглавивший возрожденный скит после смерти о. Симеона. Он же вместе с о. Ефремом продолжил работу о. Симеона по включению в патерик новых записей устных преданий о событиях XX в., сделанных скитницами м. Енафьей, м. Фаиной, м. Софьей, м. Акинфой, м. Фленой, а также о. Михаилом и другими. Целый ряд текстов Патерика написан и отредактирован А.Г. Мурачевым. Таким образом, Патерик постоянно подвергался доработке: шло его исправление и дополнение новыми повестями, при этом учитывались мнения и монахов, и мирян. Переписывался Патерик одновременно в скитах и в крестьянской округе, причем сразу в нескольких местах. Так воплощался замысел задумавшего этот огромный труд авторитетнейшего скитского лидера первой половины XX в. о. Симеона, поставившего цель создать идейную защиту «верных християн»-часовенных от мира грядущего антихриста и его слуг.
Завершающие 8 глав первого тома Патерика (включившие, в частности, жизнеописания знаменитого верхнеенисейского пустынника о. Палладия и крестьянина И.А. Потанина) были написаны Афанасием Герасимовичем Мурачевым в 1991г., это последняя известная нам сейчас дата работы над текстом Патерика. Правда, писал эти дополнения А.Г. Мурачев по нашей просьбе, и мы не знаем, было ли впоследствиии согласовано со скитами их включение в Патерик или они остались только в экземпляре А.Г. Мурачева, копия с которого хранится в Собрании ИИ СО РАН…
Урало-Сибирский патерик: тексты и комментарии: В трех томах. Книга 1 (Т. 1—2)1 Отв. ред. Н.Н. Покровский.— М.: Языки славянской культуры, 2014. 464с.
Н.Н. Покровский « За страницей «Архипелага ГУЛАГ»» .«Новый Мир», №9, 1991. с.77-90
Афанасий Герасимов «Повесть о дубчесских скитах». Предисловие  и комментарии Н.Н. Покровскоrо. «Новый Мир», №9, 1991. с.91-103
https://vk.com/doc-111492546_448492781?hash=83515af2f4c1e1c6d1&dl=5cca0b6790cff20175
Н.Н. Покровский. Старообрядческий рассказ о сталинских репрессиях
https://vk.com/doc-111492546_470773974?hash=2cfd541b511e9693cb&dl=0169c0825e2e7cbec0




ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
В деревне никто не работал 1-го мая... все (или в большинстве) гуляли. На демонстрацию собирались с вечера - ветки с почками украшали искусственными цветами, утром - надували шары (бывшие большим дефицитом или жаль было денег на них) и всей семьей выходили из дома в парадных одеждах. Дети шли в школу. Родители шли на своё место работы, там формировались колонны, которые двигались к сердцу села - на площадь... с песнями и от чего-то хорошим настроением! По большому овалу общая колонна двигалась по площади. Когда какая либо организация приближалась к трибуне, её чествовали добрыми словами. Например : `Слава труженикам полей и ферм!`. Самой многочисленной колонной была школа. В репродуктор называли лучших учеников - отличников и сопровождающих нас - учителей. После демонстрации - детям свобода, а взрослым - гульба. Но мы - дети организовывали себя сами. Это был поход в лес, в горы - с сумкой с вареными яйцами, салом и молоком в бутылке. Запомнилось, что бутылка закрывалась самодельной пробкой из газеты. Не боялись никаких клещей... Если случалось, что цапнет - выкопаешь его и помажешь зеленкой (вечером). ещё зароилось в голове множество моментов из нашего детства, которые наверняка были и вашей жизни, друзья. Но однозначно - не работали (отвечаю на вопрос Вадима Ивановича). Был праздник - у каждого свой.
Вчера хоронили Сашу Дерендяева - моего ученика из первого выпуска, который состоялся 41 год тому назад. Саше , значит, на сегодня где-то 55 лет. В таком возрасте пошёл добровольцем на СВО. Мог бы, будучи прекрасным механизатором, технику на СВО ремонтировать, но пошёл на передовую штурмовиком. Правильным был очень. Настоящий патриот. Мама его Татьяна Арсентьевна так правильно воспитала. В классе, когда учился, был самым трудолюбивым и очень аккуратным: белая отглаженная рубашка, красный галстук - всегда, как на парад. Так жалко, что не увижу больше его никогда.(( В коллективе его звали Ленин - вот за просто так ТАК не назовут. Саша Кондратьев Работящий был человек. Это комментарий к моей заметке в `Одноклассниках`. Сегодня мне бывший агроном колхоза сказала: `На нём колхоз держался. Я даже не знаю, когда он спал. Днём на грузовой машине работал, на зернотоке оператором трудился, ночью сторожем в гаражах, параллельно машины ремонтировал.` И это не преувеличение - так и было! И честь, и совесть у людей есть. Никто никуда не побежал из деревень, в отличие от богемы, а многие пошли добровольцами на СВО. И я горжусь своими учениками.
Файл не скачивается. Файл не скачивается.
Понравились законы. Особенно дополнение студентов и армейская аксиома.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/