Сознание, Соборность, Сочинения
...Особенной оригинальностью отличается учение Трубецкого об универсальном, соборном сознании как вселенской познающей организации. Оно было навеяно концепцией соборности А.С. Хомякова. Однако если в славянофильском варианте соборность была связана прежде всего с учением об идеальной церкви, то у Трубецкого рамки этого понятия существенно раздвигаются.
"Сознание, – писал Трубецкой, – не может быть ни безличным, ни единоличным, ибо оно более чем лично, будучи соборным. Истина, добро и красота сознаются объективно, осуществляются постепенно лишь в этом живом соборном сознании человечества".
Трубецкой выдвинул положение, согласно которому в процессе познания наш дух метафизики выходит из себя, возвышается над своей индивидулъностью и вступает в реальное взаимодействие с независимым от него окружающим миром.
"На деле, признавая реальность внешних вещей, универсальность очевидных и других истин, я выхожу не только за пределы моей индивидуальной логической компетенции, но так называемая вселенская реальность естьи не подлежит отрицанию, я, познавая ее, выхожу за пределы личной индивидуальности".
Далее, вывод о соборности сознания подкрепляется ссылкой на начало любви как деятельное воплощение принципа соборности. "Мы знаем любовь как естественную склонность, как нравственный закон, как идеал: она является человеку сначала как инстинкт, затем как подвиг, наконец, как благодать, дающаяся ему. Ибо по мере нравственного его развития он все глубже проникается ее сознанием. Сначала он естественно ощущает расположение к некоторым людям и в своей семейной жизни учится сочувствовать и жалеть их. Затем, по мере того как его общественный кругозор расширяется, он сознает общее значение нравственного добра, он видит в любви свой долг, понимает ее как всеобщий закони признает как заповедь над собою, чтобы, наконец, поверить в любовь как в Божество ".
В рамках учения о соборности сознания Трубецкой давал, в частности, своеобразное решение вопроса о взаимоотношении личности и общества, которое он называл "метафизическим социализмом ". Человеческая личность, по его мнению, есть "цель в себе " а значит и наши близкие должны быть не средством, а "целью сами по себе", они могут требовать от других признания личного достоинства. Это значит, что только в обществе человек становится признанной, самостоятельной личностью.
Есть все основания утверждать, что подлинным выражением соборного сознания Трубецкому представлялся университет.
"Нам нужно, – считал он, – чтобы университет перестал быть агрегатором "отдельных посетителей", чтоб он стал одним цельным организмом, одушевленным одними и теми же и нравственными идеалами"...
М.А. Маслин. С.Н. Трубецкой как русский философ
С.Н. Трубецкой ставит следующий вопрос:
«Как возможно познание объективной, реально существующей природы, если наше сознание субъективно?» [1].
Полемизируя по данному вопросу с Кантом, русский мыслитель ставил ему в заслугу открытие трансцендентальной чувственности и трансцендентального сознания, которые обусловливают бытие мира. Однако, в отличие от немецкого философа, Трубецкой полагал, что ни трансцендентальная чувственность, ни трансцендентальное сознание не могут быть субъективными. По этому поводу он, не без основания, заключил: «Ошибка Канта состояла в том, что он смешал трансцендентальное сознание с субъективным» [1].
В контексте данной проблемы Трубецкой ставит вопрос о личном сознании субъекта. С его точки зрения, этот вопрос являлся основным для современной ему философии.
Человеческое сознание, по утверждению философа, имеет самобытное, идеальное начало. Сознание субъекта, с его точки зрения, предполагает абсолютное вселенское сознание, и, одновременно, чувственная вселенная во времени и пространстве предполагает такое сознание и всеобщую чувственность. Без такого вселенского сознания, как он полагал, не было бы никакого сознания и не было бы развития. Для Трубецкого это вполне логично, поскольку, согласно его убеждению, сознание субъекта является лишь возможностью, потенцией, но не актом. Следовательно, как он писал, сама возможность не может сама собой осуществиться. Здесь философ апеллирует к идее Аристотеля, для которого возможности противопоставлена «вечная идеальная деятельность, или энергия, вечно достигнутая цель» [1]. Именно поэтому Трубецкой считал необходимым признать существование вселенского сознания, которое является объективной нормой и критерием любого сознания. Вселенское сознание обосновывает отдельные сознания, организует их, позволяет отдельному уму обладать возможностью истинного логического знания.
Сознание субъекта, по мнению философа, всегда раздвоено между знанием и незнанием, чувственностью и разумом. С одной стороны, как он считал, сознание субъекта обладает универсальными формами, вырабатывает общие понятия, общие идеалы, а с другой — всегда ограничено по своему реальному эмпирическому содержанию. Иными словами, сознание человека антиномично — оно частично универсально и индивидуально, действительно и возможно.
Отсюда философ ставит вопрос: доступна ли истина личному познанию субъекта и если да, то является ли само познание личностным? В этом контексте можно вспомнить А. С. Хомякова, который однозначно утверждал, что познание живой, а не логической истины недоступно отдельно взятому субъекту. Такая истина, как он писал, может быть познана лишь в соборном единстве людей, объединенных любовью к Христу.
Говоря о природе личного сознания, Трубецкой утверждал, что его нельзя объяснить ни индивидуальным эмпирическим проявлением, ни универсальным, родовым бессознательным началом. С его точки зрения, в обоих случаях мы должны прийти к отрицанию логических познавательных функций сознания, а следовательно, к субъективному идеализму. Сознание, по его убеждению, не может быть ни единоличным, ни безличным, поскольку оно более чем лично, оно соборно. Однако, как он указывал, соборное сознание не во всем действительно. Например, во многих метафизических вопросах оно только возможно. И все же сознание, как таковое, всегда имеет соборную основу, при этом одна его часть осуществлена, другая - нет, она скрыта или задержана. Отсюда Трубецкой заключил: «Формально наше сознание всеобще; реально, по своему индивидуальному частному содержа-
нию, оно ограничено» [1].
Согласно Трубецкому, сознание не может быть мыслимо и объяснимо без сознания, предполагающего самого себя, т.е. личное сознание предполагает сознание общее, коллективное. Отсюда философ ставил перед собой вполне определенную цель — доказать такую коллективность, такую органическую соборность человеческого сознания, признание которой позволяет понять, как оно может быть всеобщим и необходимым образом познавать действительность. По сути, здесь русский мыслитель отстаивает объективность познания, необходимым условием которого является наличие соборного сознания. Именно благодаря последнему, люди, с точки зрения философа, могут логически понимать друг друга.
Что же Трубецкой понимал под возможной соборностью человеческого сознания? Согласно его утверждению, сознание субъекта не является только его личным отправлением. «Сознание, — по его словам, — есть коллективная функция человеческого рода» [1]. Сознание, как полагал мыслитель, это не только отвлеченное понятие для обозначения многих индивидуальных сознаний, оно так же есть конкретный универсальный процесс.
Согласно его точке зрения, сознание является общим всем нам. В этой связи, то, что человек познает с помощью сознания, объективно (всеобще), а значит, истинно. По утверждению Трубецкого, человек держит внутри себя собор со всеми, следовательно, для субъекта истинно, достоверно всеобще и безусловно то, что должно быть таким для всех.
Для философа важным был вопрос о природе сознания: является ли сознание субъективным? Логика его рассуждения такова: если сознание субъективно, то для субъекта нет ничего вне его сознания. Отсюда мы приходим на позиции субъективного идеализма. Если допустить, что существует абсолютное, вселенское сознание, то, следовательно, есть и абсолютные идеи, вселенские идеалы, независимые от субъективного сознания. Таким образом, если есть абсолютное сознание, то оно должно обосновывать всякое индивидуальное сознание. Эту мысль о существовании абсолютного или безусловного сознания позднее будет развивать брат С.Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкой. Для него интуиция этого безусловного сознания станет необходимым, априорным условием всякого познания.
По утверждению С.Н. Трубецкого, вселенское сознание организует отдельные сознания. Оно заключает в себе их положительную норму, их идеальную цель, которая осуществляется в них постепенно. Отсюда следует вывод философа: «Если наше сознание соборно, то оно имеет такое вселенское начало» [1].
С.В. Кузнецова. Проблема сознания в философском творчестве С.Н. Трубецкого
...Для характеристики взглядов Трубецкого на проблему сознания в самом широком ее аспекте программное значение имеет его статья «О природе человеческого сознания» (1890), в которой он анализирует один из центральных вопросов, обсуждавшихся на протяжении всей истории философии, — вопрос о соотношении индивидуального и общего. Согласно Трубецкому, он остается неразрешимым в европейской философии: ни эмпиризм, ни идеализм не смогли объяснить природу сознания, а тем самым понять, что такое личность.
Эмпирики отождествляли последнюю с индивидуальными внутренними состояниями сознания, с комплексом психических ассоциаций, не имеющих объективно-логического значения. С другой стороны, представители немецкого идеализма растворили личность во всеобщем начале, сделав ее исчезающим моментом в развитии абсолютного духа, мирового разума.
Показав невозможность объяснения сознания ни как принадлежности отдельного эмпирического индивида, ни как продукта универсального родового начала, Трубецкой вслед за славянофилами пришел к выводу, что личное, конечное сознание может быть понято только при допущении соборного сознания. Лишь в этом случае, считал он, мы можем объяснить способность человека к всеобщему и необходимому познанию действительности, к пониманию других людей и окружающего мира.
Соборность как сущность сознания мыслится Трубецким в качестве инстанции, гарантирующей объективность познания. Предпосылкой же такой объективности и, следовательно, самой возможности соборного сознания, по Трубецкому, является существование вечно актуального сознания, то есть сознания божественной личности Творца. В конечном счете соборность – это некое совершенное общество, «метафизический социализм», то есть идеал, к которому стремится человечество, в нем должен править закон любви, а любовь — это «единство всех в одном, сознание всех в себе и себя во всех» (с.593).
Подобно тому как разум есть принадлежность вселенского субъекта, чувственность, согласно Трубецкому, тоже нельзя считать присущей только индивидуальному сознанию. Существует некоторая всеобщая чувственность, носителем которой является мировая душа как ее субъект, отличный от Бога. Трубецкому она представляется в виде своеобразного космического существа, или мира в его психической основе, благодаря чему последний выступает как живой одушевленный организм.
Оставаясь приверженцем Логоса, дополненного верой, Трубецкой убежден, что в основе мира лежит разумное и любящее начало, а потому он в сущности своей благ. Отсюда проистекает оптимизм Трубецкого, здесь источник его деятельной энергии, его неутомимой академической и гражданской деятельности.
основные труды
О природе человеческого сознания. Вопросы философии и психологии. Кн. 1. – 1889; кн. 3. – 1890; кн. 6, 7. – 1891.
Метафизика в Древней Греции. М., 1890.
Мнимое язычество или ложное христианство. М., 1891.
История древней философии. Курс лекций. М., 1892.
Психологический детерминизм и нравственная свобода. Вопросы философии и психологии. Кн. 25. 1894.
Противоречия нашей культуры. Вестник Европы. 1894. №8.
Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование. М., 1900.
Собр. соч. Т. 1–6. М., 1906–1912.
Философские статьи. М., 1908.
История древней философии. Ч. 1–2. М., 1906–1908.
дополнительные материалы
Русская философия. Словарь. Под ред. М. А. Маслина. М.: Республика.1999, с. 525–526.
Сочинения:
Собр. соч. в 6 т. М., 1906–1912.
Сочинения. М., 1994.
Литература:
Лопатин Л.М. Князь С. Н. Трубецкой и его общее философское миросозерцание. М., 1906.
Котляревский С. А. Миросозерцание князя С. Н. Трубецкого. Вопросы философии и психологии. 1916. Кн. 131 (1).
Рачинский Г. А. Религиозно-философские воззрения кн. С. Н. Трубецкого. Вопросы философии и психологии. 1916. Кн. 131 (1).
Блонский П. П. Князь С. Н. Трубецкой и философия. Мысль и слово. М., 1917.
Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 2, с. 93–105.
П.П. Гайденко
https://runivers.ru/doc/d2.php?SECTION_ID=6743&CENTER_ELEMENT_ID=150035&PORTAL_ID=8613