ЭССЕ
«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
"Театр?..
Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со
всем энтузиазмом, со всем исступлением... Возможно ли описать все очарования
театра, всю его магическую силу над душою человеческою?..»
Эти
слова Белинского о театре можно в полной мере отнести и к школе. Ведь у школы с
театром есть много общего. И свою школу я считаю огромным театром. Звонки,
перемены - антракты. Урок - это спектакль. Конспект урока - это сценарий. На
уроке есть декорации. Учитель - этонесомненно, сценарист и
режиссер. А кто же дети? Зрители? Для кого-то может быть. Шумовые оформители?
Иногда - да... Работники сцены? И это бывает: кабинет (нет, сцену!) убирают,
декорации переставляют... И все-таки я в своих спектаклях отвожу ученикам роль
не пассивных зрителей, а участников действий - актеров.
Решая
физические задачи, размышляя о явлениях природы, проникая в ее тайны, определяя
взаимосвязи в ней, мои маленькие актеры импровизируют, создают, открывают,
исследуют... И учатся самому главному - познавать мир, у ребят возникает
интерес к физике, который перерастает в желание ее изучать и постоянно узнавать
новое.
Как
интереснее спланировать урок? Тут помогает талант сценариста. Как удержать весь
класс в поле зрения, как разнообразить методику преподавания, как подтянуть
слабого ученика и усложнить задание для сильного. Я люблю, когда дети задают
мне нестандартные и интересные вопросы. Поэтому и я сама для развития интереса
к физике на уроках использую такие задачи. Ведь нестандартные задания
способствуют развитию у детей всего комплекса мыслительных операций таких, как
анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение... Тогда я сама выступаю в
роли актрисы. Подойдя к окну, я начинаю читать стихи:
Татьяна
пред окном стояла,
На окна
хладные дыша,
Задумавшись,
моя душа,
Прелестным
пальчиком писала
На
затуманенном стекле
Заветный
вензель О и Е.
И,
подышав на холодное стекло, пишу на нем как Татьяна: О и Е. но главное в этом
маленьком спектакле -
это показать ребятам,
как можно легко продемонстрировать конденсацию пара. И мои маленькие актеры
начинают объяснять, почему на окне конденсируется пар.
Радости
нет предела, когда так ловко им удаются опыты с теплой водой, которая закипает
у всех на глазах без нагревания. Это же настоящие чудеса! И ребята начинают
ощущать себя магами, фокусниками.
Я
убеждена, что мне надо приложить все усилия, чтобы
детям училось легко, интересно. В этой связи мне вспоминаются слова
американского философа Ральфа Эмерсона: «Учитель - это человек, который может
делать трудные вещи легкими», не упростить, а сделать легкими, чтобы багаж
знаний, умений и навыков не стал для них обузой.
А на
сцене передо мной 25 актеров! И я - режиссер - должна в каждом актере увидеть
талант, помочь ему раскрыться, чтобы сыгранная им роль обеспечила ему успех!
Недаром
В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» говорил, что успех возможен
только при глубоком знании духовной жизни и особенностей каждого ребёнка». Это
актуально и в 20 веке и в 21. А технологии 21 века шагнули далеко вперёд. И
надо не отстать! Даже А.С.Пушкин советовал «в просвещении быть с веком
наравне». Очень хорошо, что появились новые образовательные ресурсы. Они
облегчают обучение, делают его наглядным, доступным, интересным, поэтому,
используя возможности современной школы, я создаю и применяю мультимедийные
презентации, а также учу детей их создавать.
Педагог,
раскрывая мир детям, не перестает развиваться вместе с ними. Конечно, все
постичь невозможно, но стремиться знать и уметь как можно больше должен каждый
учитель: чтобы научить, надо уметь самому; чтобы тебе поверили, надо самому
верить; чтобы за тобой пошли, надо идти впереди.
Российский
педагог профессор Марк Поташник говорит, что учитель в этой связи должен стать
актером - реалистом, то есть актером школы Станиславского с его культом полного
подобия жизни. Ибо, если ученик внутри себя скажет «Не верю!» - вся работа
учителя пойдет насмарку...
Педагогический
артистизм облегчает взаимодействие между преподавателем и учеником,
способствует принятию, пониманию, проявлению терпимости к чужой культуре,
мнению, верованию. Проявление открытости к миру и детям позволяют педагогу не
быть «страшным» для ребенка, дают ему возможность в любых случаях обращаться к
педагогу.
Спокойная,
доброжелательная обстановка на уроке - залог успешного усвоения материала. Я
никогда не была сторонницей принципа «да убоится ученик учителя своего»,
никогда не показывала свою власть над ними. В каждом ребенке я вижу в первую
очередь хорошее и терпеливо ращу в детских душах всходы добра и человечности.
Замечательный педагог Симон Соловейчик считает, что «Говорят о сверхзадаче
актера. Но вот кто постоянно живет в мире сверхзадач — учитель! Он рассказывает
о деталях анатомии беспозвоночных или о тригонометрических функциях, ему нужно,
чтобы дети поняли формулы и запомнили детали. Но еще более нужно ему, чтобы,
выучив все, что положено, его дети стали людьми». Каждый день глазами моих
учеников смотрит на меня будущее России. В этом будущем нам предстоит жить. И
от того, какими станут нынешние дети, зависит судьба страны.
Вот уже два десятка лет я с радостью открываю
школьную дверь, и каждый день, входя со звонком в класс, я понимаю, что
начинается новое действие спектакля, во время которого общение с детьми
прибавит мне оптимизма, уверенности в себе, осознания того, что я занимаюсь
любимым делом. «Учителем и артистом надо родиться», - так некогда сказала
великая Фаина Раневская.
И снова звенит звонок. Школьный звонок -
это, говоря языком театра, всего лишь сигнал окончания очередного акта, за
которым стоит невидимый
зрителю сценарий
(конспект урока), авторская идея (цели и задачи), приготовленные декорации
(материалы и оборудование к уроку), мастерски исполненная игра (собственно сам
урок) и, конечно, незаметный зрителю и в то же время актеру (ученику) экспромт
учителя - актера и сценариста.
Любите
ли вы школу так, как люблю ее я? Всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом?
Что же такое, спрашиваю я, школа? Театр?
Может быть.
Только не театр одного актера, а группы единомышленников: детей,
родителей и учителей.
Тэги:
Конкурсное эссе. `Учитель года 2011`