2007г. Тезисы О лидерах. автор Белашов С.И. д.тел.900-86-29 E-mail: [email protected]
Лошадь можно силой привести к водопою, но нельзя заставить пить.
Американская пословица.
Одни говорят: Коллектив как реальность не существует. Реальна только личность. Другие говорят: Индивид как что-то самостоятельное в социальной действительности не существует, существует только общество. Третьи рады, что существует весь этот вздор, и пишут о нем целые тома. И первые, и вторые, и третьи ученые люди. Мы не будем бросаться в волны подобной болтовни. Примем без доказательства, что личность и коллектив существуют. Не подлежит сомнению, что нам приходится иметь дело и с коллективом и с личностью.
(19) А.С. Макаренко ПСС т.5 Воспитание характера стр. 469
Вслед за А.С. Макаренко мы вынуждены и сегодня констатировать, что, несмотря на огромное количество профессоров-чиновников от педагогики и психологии, теория формирования и управления детским коллективом не разработана.
Теория должна раскрывать сущность исследуемых явлений, давать возможность педагогу предвидеть последствия своих действий и предсказывать дальнейшее развитие личности ребенка.
Так называемая Теория воспитания, декларировавшаяся чиновниками от педагогики в СССР и повторяемая ими же в современной России, является набором, не связанных друг с другом, приемов, принципов, предположений и политических целей. В ней отсутствует опора на конкретные биологические и социальные законы, отсутствует четкая методическая оснащенность (что и как делать, какой при этом получится результат). Она не дает объяснения сущности процесса управления коллективом и формирования личности и, главное, возможности предсказания изменений в коллективе и в психологии личностей, его составляющих. Педагоги-практики и особенно молодые учителя, закончившие ВУЗ, не владеют необходимыми навыками управления детским коллективом, навыками формирования входящих в него личностей, часто вынуждены бросать любимую работу из-за невозможности справиться с классом.
До сих пор чиновники от педагогики не понимают, что теория воспитания и теория обучения дидактика подчиняются разным законам, несмотря на то, что на эту аксиому неоднократно указывал А.С. Макаренко.
Старые учителя в результате проб и ошибок, усваивают некоторые отдельные приемы формирования и управления детским коллективом, но, как правило, эти приемы примитивны, а часто безнравственны. Это наушничество, подкуп особыми привилегиями лидеров, натравливание одних группировок джетей на других, на непослушных отдельных членов детского и подросткового коллектива, шантаж, угрозы, нотации в адрес воспитуемого с целью принудить его выполнять распоряжения педагога. Так называемая дедовщина, свирепствующая в Российской армии, пришла из детских садов, школ, детских домов и интернатов. Она прямой результат использования вышеуказанных безнравственных и безграмотных приемов управления детским коллективом и личностью.
2011-07-28 08:09:40 - Вера Яковлевна Тявина Уважаемый Сергей Ильич! Я с Вами совершенно согласна. Не разработана теория. А это основа, фундамент для обучения в педвузах. И про дедовщину - тоже!!!
Теория группового развития А. Б. Добрович `Устройство` и правила примитивной группы` - это Вам знакомо? Почему-то это не берётся во внимание.
2011-07-28 09:17:04 - Сергей Ильич Белашов Спасибо за комментарий. Обо мне можете найти в поисковике по фамилии Белашов.
Вчера - Алла Петровна Казакова выключить
Суть теории воспитания, с моей точки зрения, в разработке форм и методов адаптации подрастающего поколения к окружающей среде, сохраняя непосредсмтвенную связь с Единым. В этой теории описания форм и методов организации детских коллективов рассматриваются, как правило, как среда развития.
Мне думается, что было бы целесообразно рассмотреть вопрос организации детских коллективов отдельно с позиции субъекта управления, отдельно с позиции объекта- активного субъекта взаимодействия в процессе управления как самораскрывающейся личности. С моей точки зрения, кроме социометрии целесообразно было бы применить Методику по определению реальной оценки личности в коллективе, в которой субъектом педагогических воздействий представляется его личная оценка характера взаимодействия с каждым учителем, с каждым родителем, с каждым товарищем по классу и самооценкой, Карту-схему психолого-педагогической характеристики личности школьника и Карту-схему психолого-педагогической характеристики школьного коллектива , разработанных ещё в 60-ые годы профессором Львом Уманским. По теории коллектива много работ выполнено было в 60-80-ые годы в Институте общих проблем воспитания АПН СССР под руководством Людмилы Ивановны Новиковой. Успехов Вам!
2011-07-29 11:19:33 - отредактировать комментарий
Нужны объективные характеристики оценки иерархической структуры контактного коллектива и субъективные оценки ощущения личности в данном контактном коллективе с конкретными различными способами регулирования субъективных ощущений личности объективному положению ее в иерархии коллектива.
Для классного руководителя и руководителя образовательным учреждением должны быть разработаны простые графические и математические критерии оценки воспитательной работы в классе. К сожалению, понимания руководителей системы образования и даже педагогов в этом вопросе нет в силу дефектной подготовки педагогов в педагогичесикх ВУЗах в этой области. На изучение системы А.С. Макаренко в ВУЗе выделен 1 час. Это же пустая формальность.