Землетрясения и вулканы -6 кл - Людмила Май-ооловна Дюлюш
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Людмила Май-ооловна Дюлюш

Папка "Мои уроки"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

ГП Тувы -8-9 кл

Температура воздуха-6кл
Без названия

 Землетрясения и вулканы -6 кл




Урок Движения земной коры. Землетрясения, вулканы и гейзеры.

Цели: познакомить учащихся с видами движения земной коры. Сформировать представление об эпицентре, очаге, грабене, горсти, о происхождении вулканов и гейзеров. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов. Воспитывать внимательность, аккуратность. Развивать умения работать с картами.

 

Метод урока: объяснительно-иллюстративный , с элементами практики.

 

Оборудование урока: Физическая карта   мира, картины Вулканы, гейзеры.

План и ход урока

I .    Повторение и закрепление темы «Горные породы и минералы»

1. Из чего состоит земная кора?

2. Из чего состоят горные породы?

3. На какие группы делятся горные породы по происхождению?

4. Какими горными породами богата Тыва, наш населенный пункт?

II . Изучение темы «Движения земной коры. Землетрясения, вулканы и гейзеры».

1.     Землетрясения.

2.     Медленные вертикальные и горизонтальные движения в земной коры.

3.     Виды залегания горных пород

4.     Вулканы. Как образуются вулканы?

5.     Действующие и потухшие вулканы.

6.     Горячие источники и гейзеры


Ч ем сл ож е на зем ная кора?

1. Землетрясения . Земля под ногами всегда была для человека символом твердости, незыблемости. Но иногда даже земная кора приходит в движение: происходит землетрясение. Это грозное природное явление представляет собой подземные толчк и и колебания
земной поверхности, к которым приводит резкий разрыв и смещение горных пород на глубине (рис. 27). Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называется
очагом землетрясения . От очага колебания распространяются во все стороны, как волны от брошенного в воду камня: чем дальше от очага, тем они слабее. " Участок земной поверхности над очагом землетрясения называется эnиценmром землетрясения , В эпицентре регистрируются самые сильные подземные толчки (рис. 28).

Наука о землетрясениях называется сейсмологией (греч. «сейсмос: - землетрясение), а прибор, регистрирующий колебания земной поверхности, - сейсмографом. Колебания регистрируются вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте. Силу землетрясения оценивают по 12-балльной шкале. Слабые землетрясения в 1-2 балла отмечаются только приборами. Землетрясен и я в 5 - 6 баллов приводят к сотрясению зданий , образованию тре щин в стеклах, штукатурке . При землетрясениях в 10-12 баллов рушатся здания, искривляются рельсы, в земле появляются трещины, возникают оползни и обвалы, изменяется течение рек. Такие землетрясения называют катастрофическими.

Ежегодно на Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них столь незначительны, что остаются незамеченными. Сильные землетрясения, способные вызвать обширные разрушения, случаются примерно раз в две недели. К счастью, большая их часть происходит на дне океанов. Катастрофические землетрясения происходят примерно один раз в 10  лет.

Большинство землетрясений приурочено к определенным районам нашей планеты, которые называются сейсмическими поясами . По берегам Тихого океана расположен Тихоокеанский сейсмический пояс, а в южной части Евразии - Альпийоко-Гималайский (Средиземноморско-Азиатский) .

2. Медленные вертикальные движения земной коры. Даже вдали
от сейсмических поясов земная поверхность находится в движении:
горизонтальные движения сочетаются с вертикальными. Древние
приморские города
, расположенные на Скандинавском полуострове (найдите его на физической карте полушарий), сейчас оказались вдалеке от моря. Ученые выяснили, что Скандинавский полуостров в настоящее время поднимается примерно на 1 см в год. Неко торые участки земной поверхности, наоборот, опускаются: например, треть территории Нидерландов (найдите это государство на политической карте полушарий) сейчас находится ниже уровня моря. Если бы не постоянно наращиваемые дамбы, эта часть страны была бы затоплена. Для осушения земель в прошлом воду откачивали с помощью ветряных мельниц, а сейчас - с помощью электрических насосов. Опускается и один из красивейших городов мира - Венеция; ее постепенно поглощают воды моря, на берегу которого она расположена.

Вблизи моря медленные вертикальные движения земной коры легко обнаруживаются. А как узнать о них вдали от морских берегов? В этом помогает изучение горных пород. Например, в некоторых районах Восточно-Европейской равнины в осадочных горных породах можно найти остатки древних морских организмов - моллюсков, кораллов и т. д. Значит, в этих районах когда-то было море, а потом территория поднялась.

Горные районы испытывают поднятия, скорость которых больше скорости поднятия равнин. Например, Гималаи, Анды (найди те их на физической карте полушарий) растут со скоростью до нескольких сантиметров в год. Но одновременно с воздыманием гор идет их разрушение дождями, ветром, перепадами температуры, ледниками.

3.   Виды залегания горных пород . Осадочные горные породы, образующиеся в океанах, морях, озерах, залегают горизонтальными слоями: сверху находятся более молодые горные породы, снизу - более
древние (рис. 29).
Однако в результате движений земной коры такая закономерность очень часто нарушается. Мягкие осадочные горные породы сминаются в складки (рис. 30, А), твердые трескаются с образованием разломов. По линиям разломов одни участки земной коры поднимаются, образуя выступы - горсты, другие опускаются, в результате чего возникают впадины - грабены (рис. 30, Б).

Движения земной коры, вызывающие возникновение складок,
горстов, грабенов, приводят к образованию гор. Большинство гор
на суше имеет сложное складчато-глыбовое строение (рис. 30, В).

4 . Вулканы и как образуются вулканы?

Что такое вулканы? На Земле есть отдельные горы, выделяющиеся своей правильной формой. В отличие от других гор они имеют на вершине отверстие - кpamep ~ которым заканчивается канал, идущий из глубины земной коры, - жерло . Через этот канал временами вырываются на поверхность горячие газы, изливается магма. Такие горы называются вулканами (рис. 31).

Как образуются вулканы? Иногда вулканы возникают прямо на
глазах человека. Во многих книгах описан случай возникновения
вулкана Парикутив. 20 февраля 1943 г. один мексиканский
крестьянин увидел на своем поле трещину, из которой пробивалея
дымок. Крестьянин закрыл трещину камнем, но дым шел все сильнее. К концу дня под землей начались взрывы, а из образовавшейся на месте трещины воронки стали вылетать камни - вулканические бомбы и пепел, выливаться потоки раскаленной лавы. Через год над полем возвышалась гора высотой 430 м, сложенная продуктами извержения. Что же привело к возникновению вулкана Парикутин?

В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии - магмы - меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы (см. рис. 31). Газы, растворенные в магме, вытесняют ее из очага вверх по жерлу к кратеру. Излившуюся на земную поверхность магму называют лавой. Температура свежей лавы достигает 1000 о с.

Жидкая лава изливается спокойно; выделение газов из более вяз-
кой лавы сопровождается взрывами; очень вязкая лава выбрасывается из кратера в виде мелких частичек - вулканического пепла и крупных кусков - вулканических бомб при извержениях огромной силы.

5.Действующие и потухшие вулканы. Вулканы, которые извергались на памяти человечества, называются действующими
(рис. 32). Большинство действующих вулканов Земли расположено на берегах Тихого океана.

Множество вулканов существует на дне океанов. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров.
Например,
Гавайские острова (найдите их на физической карте
полушарий) имеют вулканическое происхождение. Вулканы Гавайских островов, такие как
Мауна-Лоа, Кuлауэа , извергаются без взрывов. В кратерах этих вулканов находятся озера жидкой лавы, которая во время извержения выбрасывается вверх на огромную высоту (до 280 м), а затем растекается по склонам. Благодаря излияниям жидкой лавы эти вулканы имеют форму лежащего на земле щита и поэтому называются щитовыми вулканами.

 

Потухшими с читаются вулканы, не извергавшиеся на памяти
человечества. Потухшие вулканы встречаются на всех материках: на-
пример, высочайшая вершина Африки - гора
Килиманджаро (най-
дите ее на физической карте полушарий) - это потухший вулкан.

Некоторые вулканы, считавшиеся потухшими, начинают действовать. Примером такого вулкана служит Везувий , который
«спал» сотни лет и неожиданно начал извергаться в 79 г. н.
э., по-
губив расположенные рядом римские города Помпеи, Геркуланум
и Стабию.

6.Горячие источники и гейзеры . В областях распространения действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются магмой и могут выходить на поверхность в виде горячих источников. Некоторые горячие источники через определенные промежутки времени выбрасывают вверх струи кипящей воды и пара. Такие периодически фонтанирующие источники называются гейзерами (рис. 33). Название «гейзер» пришло из Исландии (найдите ее на физической карте полушарий) и в переводе означает «горячий». Сейчас гейзеры существуют в Йеллоустонском национальном парке в США,
в Новой Зеландии, в Исландии и в России на полуострове Камчатка. На Камчатке находится знаменитая Долина Гейзеров. Здесь есть
маленькие гейзеры, выбрасывающие фонтанчики горячей воды на
высоту всего
20-30 см. А есть гейзеры, вода из которых выбрасывается на высоту более 100 м.

Почему извергаются гейзеры? Вода, находящаяся в трещинах
земной коры, нагревается вулканическим теплом до очень высокой температуры. Когда вода закипает, гейзер фонтанирует.

Горячие подземные воды используются человеком для   получения электроэнергии, обогрева жилых помещений и теплиц.

 

III .Закрепеление темы

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите причину землетрясений? Что такое очаг и эпицентр земле-
трясения? 2. На карте полушарий покажите сейсмические пояса 3емли. 3. Приведите доказательства существования медленных вертикальных движений земной коры. 4*. Назовите движения земной коры, характерные для вашей местности. По каким признакам это установлено? 5*. Как залегают горные породы в вашей местности?
Сделайте рисунок. 6. Это глубочайшее озеро, координаты центральной
части которого
520 с. ш. и 1080 в. д., расположено в грабене. Как оно на-
зывается?

  7. Пользуяеь физической картой полушарий, назовите
вулканы, расположенные вблизи побережья Тихого
океана; На каких материках они расположены? Какой вулкан самый высокий?
8. Какие вулканы находятся на территории России?

9.На каком материке, омываемом Тихим океаном, нет вулканов?   В каких регионах Земли, кроме побережья Тихого океана, встречаются вулканы? Пользуясь физической картой России, назовите вы-
сочайшую вершину Кавказских гор, являющуюся потухшим вул-
каном.

10.Расскажите о строении вулкана. По каким признакам можно определить, является ли находящаяся перед вами гора потухшим вулканом?

11. Пользуясь картой полушарий, определите, какой вулкан имеет коор-
динаты: а)
380 с. ш. и 150 в. д.: б) 60 ю. ш. и 1060 в. д.   На   карте полушарий определите координаты вулканов:

 Ключевская Сопка,                        Эльбрус,

Везувий,                                    Килиманджаро,

Килауэа.

12.Что такое гейзер? Где можно встретить
гейзеры?

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

  IV .   Домашнее задание §§ 18-19 читать Задания в конце параграфа


Автор: Дюлюш Л.М.



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Хм. Уже подошли к краю. У нас пенсионеры все увольняются. Работать в дурдоме не хотят.
Какой милый бычок, Валентина Васильевна! Очень похож на того, который на картине Серова стырил Европу Кстати, тут я как то прочитал любопытную интерпретацию этой истории: Как- то у Зевса случилась `очередная из бесчисленных` пошлая интрижка с царевной Европой, которую он под видом быка утащил из дома, а когда довез до Крита, обернулся там юношей и `возлежал` с ней. От этого `союза` родились три сына - Минос, Радамант и Сарпедон. А когда `царь богов` свою пассию `бросил, поматросив`, Европе пришлось идти замуж за местного царя Астерия, который согласился усыновить мальцов, благо сам всё равно был бездетный. После его смерти три брата поделили Крит на три части и, естественно, вскоре подрались, А виновата в этом по иронии истории была такая модная нынче в Европе педерастия - Минос и Сарпедон влюбились в одного мальчика, Милета. Вьюнош ответил взаимностью младшему брату, и злой старший выгнал их обоих, но в разные стороны - Милета высадили в Малой Азии, где ему пришлось основать город своего имени, а Сарпедона выслали в Ликию, где он стал местным царьком и получил от отца Зевса жизнь размером в три обычных, что и позволило ему дожить до Троянской войны, на которой его и убил Патрокл. Радамант же был поумнее Сарпедона, и с братом благоразумно не ругался, управлял своей третью Крита, но, похоже, где-то всё таки нашкодил, и тоже был изгнан с Крита. Но за справедливость и знание законов Зевс после смерти сделал его судьей мертвых в подземном мире. Минос же остался править Критом, женился на Пасифае, дочери бога Гелиоса, и народил с нею много всяких детей. Одного из них, опять же с подозрительным именем Андрогей, за что-то афиняне убили в Аттике, и Минос приговорил их ежегодно присылать к нему семерых юношей и семерых девушек. А что с ними делать - такого вопроса у Миноса не было, потому что был у него в хозяйстве любопытный бычок, вернее белый буйвол из пены морской, которого он выпросил у Посейдона для жертвоприношения, но пожадничав, оставил `вах, такого красавца!` себе в стаде на `развод`, а в жертву принес другого. Посейдон же осерчал и наказал царя, поселив в Пасифае противоестественную страсть к этому белому буйволу. Но женщины и быки в смысле секса слишком уж в `разных весовых категориях`. Тут на помощь царице пришел местный `на все руки мастер`. Точнее, Дедал, как и положено `человеку наук`, был афинянином, которого всему научила сама Афина, но из-за убийства Талоса спасаясь от неизбежного наказания, мастер сбежал на Крит, где Минос приютил его при дворе в обмен на изготовление `всяческих штуковин`. Он-то и смастерил для Пасифаи специальную металлическую корову, забравшись в которую, царица смогла наконец сблудить с любимым быком. Правда, через девять месяцев случился конфуз - родился мальчик с бычьей головой. Минос, подумав, убивать его не стал, а приказал Дедалу построить Лабиринт, посадил мальчика внутрь него, назвал Минотавром и раз в год запускал туда `афинскую дань` вьюношей `царевич` просто кушал, а девушек перед тем `использовал по назначению`... Чем закончилась вся эта история - знают даже дети - приплыл Тесей, с помощью ниток Ариадны, дочки Миноса, пробрался в Лабиринт, убил Минотавра, а потом и Ариадну украл.... Вот такая, пожалуй, не интерпретация, а интертрепация этой семейной драмы, даже трагедии, описанной под рубрикой `Их нравы`....
h5:g6+
Опал кустарник на лесной опушке, Украсила берёзу золотая прядь, У дуба появились жёлтые веснушки Привычно осени их щедро рассыпать А клён уже горит большим пожаром, Туман не виснет утром над рекой, И яблони, отдав свой долг базарам, Теряют листья под холодною росой. Грибами пахнет, сыростью и мохом В нём Солнце греется, от холода устав, От лета звонкого оставшиеся крохи Нам шлёт в последних утренних лучах И жадно пьют с росинками их птицы, Что не стремятся в дальние края, Их дом тот лес, где им пришлось родиться, И не нужны им тёплые моря. Пока ещё блестят на ветках паутинки, Но вот уже грядут метаморфозы: Вдруг запорхают первые снежинки Замёрзшие в полёте чьи-то слёзы А речка в напряжённом ожиданьи Тревожно бьёт волною в берега, В сверканьи брызг, как и в алмаза гранях, Вдруг вспыхивает радуги дуга. Предвидя зимние мороза выкрутасы, Весь мир лесной торопится скорей Пополнить пропитания запасы, Чтобы хватило их до тёплых дней..
Поздравляю с Пасхой! Желаю светлой радости, искренней любви, крепкой веры, мира, процветания. Пусть душа наполнится тихим счастьем, теплыми чувствами, светлыми помыслами и любовью. Пусть этот день принесет спокойствие, умиротворение и гармонию!
h:g6





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/