|
| Первой каменной постройкой монастыря, сохранившейся до наших дней, является церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, начатая еще при жизни самого Преподобного Александра. Кирпич для ее строительства делали сами монахи, а руководил строительством мастер Игнатий, присланный Иоанном Грозным из Москвы для каменного дела. Церковь была сильно разрушена шведами и поляками в 1618 году и практически воссоздавалась из руин на старом основании в 1619 1620 гг. И в дореволюционное время внизу, под почерневшими за несколько столетий каменными сводами, можно было видеть сохранившиеся следы монастырской братской кухни первых времен - две огромные печи, каждая в 5 аршин шириною.
В 1647-1674 годы в Троицком монастыре была возведена трехъярусная звонница, поставленная на широком четырехугольном основании и увенчанная тремя шатрами. На третьем ярусе были устроены боевые часы, разобранные в XIX веке при перестройке звонницы.
В 1677-1698 годы Троицкий монастырь по периметру был окружен двухэтажными корпусами келий. В 1681 году была сооружена надвратная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами.
Троицкий собор, являющийся центром Троицкого ансамбля, - уже четвертый, выстроенный на том месте, где первоначально построена была Преподобным Александром, по велению Божию, церковь во имя Святой Троицы. Он построен в 1695 году при архимандрите Гермогене и освящен в 1698 году, 29 августа, Преосвященным Иовом, митрополитом Новгородским. Известны также имена мастеров - строителей собора костромичей Петра Ивановича Потемкина, Якова Агафонова, Фомы Алексеева, Анисима Перфильева, Никиты Киприянова. В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова, и иконостас с иконами конца XVII века. Монастырские архивы упоминают имена известных тихвинских иконописцев Гаврилы Сазонова, Петра и Ивана Фалилеевых, Ивана Иванова, а также тихвинского иконника Иродиона Сергиева. Стены и столбы Троицкого собора расписывали Иродион Сергиев и Иван Иванов. Фрески сохранились, правда, в 1960-х годах они отставали от стены на 50 сантиметров, и реставраторы прибивали их специальными левкасными гвоздями.
|
|