|
Ольга Михайловна Васильева
Кирилл и Мефодий
|
|
| 2011-06-07 00:24:38 - Леонид Андреевич Денисов
...Если же отойти от нынешних догм в славистике, то до Кирилла существовало, по меньшей мере, три вида славянского письма: руны Макоши, руны Рода и глаголица. Так что выбор у первоучителя был весьма велик (другие страны таким обилием письменности похвастать не могут). У каждого из них были свои недостатки: руны Макоши сложны в чтении, имеют традицию в линейном письме громоздить столбцы, а руны соединять в лигатуры; кроме того, фонетическое значение каждой руны варьирует (например, РЕ/РИ/РЬ). Руны Рода слишком известны как нехристианские. Глаголица имеет слишком много элементов в каждой букве (раза в 2-3 больше, чем в рунах Рода) и внешне напоминает письменность Азии. Кроме того, глаголица была практически неизвестна у восточных славян (так, в Новгороде, как выяснилось из исследований А.А. Медынцевой, имелось несколько граффити на стенах Софии Новгородской, однако, когда я прочитал нерасшифрованные этой исследовательницей фрагменты, выяснилось, что их оставили профессиональные переписчики церковных книг. Миряне глаголицу не знали).
Так что выбора у святого Кирилла практически не осталость: необходимо было взять руны Рода и сделать их христианскими. Путь христианизации тоже был понятен: максимальная близость Византии. То есть в алфавит требовалось ввести насколько возможно дополнительные греческие буквы, чтобы писать греческие имена максимально приближенными к греческому прототипу; затем проставить знаки ударения и придыхания (последнее совершенно не нужно для славянских языков, но зато внешне очень похоже на греческое письмо) и ввести даже некоторые греческие дифтонги, например, ОУ вместо У; наконец, сделать цифирь, то есть цифровое значение букв, совпадающим с греческой цифирью. То же самое произошло и с языком, ибо Болгария является самой близкой страной к Византии и граничит с Грецией. Так что христианизация была понята как византнвизация и письма, и языка. Глаголица для этих целей подходила гораздо меньше. Все это дает право действительно считать святого Кирилла первым христианским учителем славян. И так называемый старославянский или церковнославянский язык как раз и разрабатывался для целей христианского богослужения.
В.А. ЧУДИНОВ.
РУССКИЕ РУНЫ
Москва 2006
ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ
Электронные версии работ В.А. Чудинова представлены по адресу http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0005-00.htm | | 2012-05-23 19:45:10 - Валентина Николаевна Печкуренкова ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА,СПАСИБО! | | 2013-05-16 06:30:08 - Татьяна Алексеевна Кудрявцева Ольга Михайловна, спасибо за помощь! | | 2013-05-17 23:47:28 - Владимир Алексеевич Баранов Спасибо, отличная работа! | | 2013-05-17 23:50:29 - Людмила Александровна Казакова Леонид Андреевич, замечательный комментарий! | | 2015-05-06 05:39:58 - Людмила Ивановна Захарова Ольга Михайловна, спасибо за помощь! |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|