Занятие
«Наши помощники - органы чувств»
Задачи:
Образовательные:
- уточнить,
какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего
мира.
Развивающие:
развивать тактильные, зрительные, слуховые,
вкусовые ощущения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение детей к органам
чувств, культуру их охраны.
Методы и
приемы:
-
Наглядные
(показ, демонстрация);
-
Словесные
(художественное слово,
беседа, вопрос-ответ);
-
Игровые
(пальчиковые игры,
дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
-
Практические
(упражнения, опыты).
-
Педагогические технологии:
личностно-ориентированная,
исследовательские, игровые.
-
Здоровьесберегающие технологи:
дыхательная гимнастика,
динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Средства
обучения:
-
ИКТ (презентация «Наши
помощники – органы чувств»)
-
Баночки с продуктами,
различными на вкус
Ход занятия:
слайд 1
Воспитатель:
- Я хочу вам предложить отправиться в путешествие, вы
согласны?
- Предлагаю
посетить "Институт Здоровья". Как вы думаете, почему этот институт
так называется?
(ответы детей)
слайд 2.
- Вы правы, в
этом институте изучают здоровье человека. Для того, чтобы попасть в
"Институт Здоровья" нам нужно надеть белые медицинские халаты.
(
на
стульчиках для каждого ребенка приготовлены белые халаты, дети надевают халаты
и садятся за столы)
- Вы уже
сказали, что в "ИЗ" изучают здоровье человека. А здоровье зависит от
того, как работают различные органы нашего организма.
-Какие
органы вы знаете? (ответы детей)
- Какие
органы, как вы думаете, помогают нам познавать окружающий мир?
слайд 3.
- Правильно,
это глаза, уши, нос, язык, руки.
Они помогают
нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их
нашими помощниками.
Сейчас я
загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.
слайд 4.
Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
(Глаза)
- Молодцы!
-
Глаза
- это один из ценнейших органов чувств человека.
Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам выяснить с
помощью эксперимента, зачем человеку глаза?
- Мы с вами
поиграем.
Дети встают
беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают
пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.
- Так зачем
же человеку глаза?
- Правильно,
ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.
- Ребята, вы
слышали такое выражение "Глаза - зеркало души", как вы его понимаете?
Мимические упражнения.
- Глаза
могут показать ваши чувства, настроение. Покажите, каким разным может быть
взгляд человека. Изобразите:
добрый взгляд;
хитрый
взгляд;
печальный
взгляд;
злобный
взгляд;
обиженный
взгляд;
сияющий взгляд.
Вывод
: -Зачем человеку глаза? (Глаза помогают человеку ориентироваться в
окружающем мире, по глазам можно узнать настроение, чувства человека.)
-Но чтобы
наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?
(Дети
перечисляют правила)
слайд 5. Садитесь за столы и вспомните
правила
по уходу за зрением:
-
Нельзя тереть глаза грязными
руками.
-
Нужно беречь глаза от колющих и
режущих предметов.
-
Нельзя близко и долго смотреть
телевизор.
-
Нельзя долго играть в
компьютерные игры
-
Нужно тренировать глаза, делать
упражнения, смотреть вдаль.
Воспитатель:
Молодцы, правила вы хорошо знаете.
А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику.
(Проводится
комплекс зрительной гимнастики)
слайд 6.
Гимнастика
для глаз
"Белка"
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри
(Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой
(Помигать глазами)
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными
пальцами)
А сейчас
слушайте внимательно 2-ю загадку:
слайд
7.
Загадка
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше:
(ушки)
- Для чего человеку нужны уши?
-
Слух
для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо
слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Воспитатель:
А мы знаем правила по охране слуха.
слайд 8.
Воспитатель:
А сейчас я хочу проверить хороший
ли у вас слух.
слайд 9.
Проводится
игра:
"Узнай
по голосу"
Все встают в
круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и
говорят:
Дима (Артем ,
Маша и т. д. )
,
Ты сейчас в
лесу,
Мы зовем
тебя: "Ау!".
Глаза
закрывай
Кто позвал
тебя, узнай!
Водящий
закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить
по голосу, кто его позвал.
-У вас
хороший слух, тогда слушайте следующую загадку.
слайд 10.
Загадка
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)
- А для чего
человеку нос?
(Ответы детей)
- Чтобы ваши
носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
слайд11.
Дыхательная гимнастика : "Задуем свечу"
- Ребята,
под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху,
что там находится. А наши
помощники-носики нам в этом помогут.
слайд13
Игра
"Узнай по запаху"
Детям
предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в
баночках.
(Шоколад, апельсин, лук, лимон:)
- Предлагаю сесть за столы и продолжить наши исследования.
Воспитатель:
Как еще можно определить, что это
за продукт, не видя его?
(На вкус. )
Воспитатель:
А определить продукты на вкус нам
помогает, ,, ,?
слайд 14.
-
Правильно язычок. Поверхность языка
имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите,
какими бывают продукты на вкус?
(Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Слайд 15
Ребята, а вы
знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно
произносить звуки.
Воспитатель:
Для того чтобы язык был
чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять
специальные упражнения.
слайд 16.
Выполняется
артикуляционная
гимнастика:
1.
Как сметану любит Котик (улыбнуться, открыть
рот,
Оближи
скорее ротик языком облизать верхнюю,
затем
нижнюю губу)
2.
Мурзик наш расческу взял
И
причесываться стал
Мы за ним не
отстаем,
Все покажем
язычком (в
улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед – назад.)
3.
Вот и завтракать пора
Котик нам
напек блины,
Со сметаною
они.
(Улыбнуться,
открыть рот, положить широко язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-ти)
4.
А теперь язык наш – мяч!
Начнем
футбольный матч!
Гол забили
мы. Ура!
(Рот
закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну щеку, то в другую, так
чтобы за щекой надувались «мячики»)
Молодцы. А
сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
Дидактическая игра "Узнай по вкусу
"
Дети с закрытыми
глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко (кислое), банан, морковь,
капусту(соленая, свежая), огурец (соленый, свежий),
Загадка.
слайд17.
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся.
(Пальцы)
Пальчиковая
гимнастика. слайд18.
У лисы в
лесу глухом
Есть нора
надежный дом.
Не страшны зимой метели,
Белочке в дупле под
елью.
Под кустами
еж колючий,
Собирает
листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в
берлоге косолапый
До весны
сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом
Все тепло уютно в нем!
- Мы очень
хорошо потренировали свои пальчики.
- Ребята,
посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что
в ней лежит?
- Какие
помощники нам в этом помогут?
Воспитатель
вызывает детей по одному, и просит найти в коробочке игрушку:
сделанную из дерева, круглой формы
круглую металлическую,
круглую пластмассовую,
игрушку из ткани,
деревянную в форме куба,
деревянную в форме яйца,
круглую мягкую игрушку,
игрушку в форме конуса и т.д.
слайд 19
релаксация.
Воспитатель:
- Наша экскурсия по «Институту
здоровья» подходит к концу. Снимите халаты, ложитесь на ковер. Закройте,
пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран,
как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в
«Институт здоровья» от начала до конца. (дети лежат на ковре, звучит спокойная
музыка.)
- Откройте
глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора.
Какого цветы были ваши фильмы?
слайд 20.
- Какие
органы помогали нам сегодня обследовать окружающий мир?
Воспитатель:
Ну вот, ребята, мы вернулись в
детский сад.
слайд 21
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания
слайд 22.
Спасибо !
Тэги:
основы безопасности