Это один из уроков по теме «Слово и слог» программы краткосрочных курсов изучения русского языка в рамках дополнительного образования. Программа разработана
для группы детей – инофонов, начинающих изучать русский язык или слабо владеющих русским языком. Это занятие может быть проведено и в
общеобразовательной школе, для первоклассников, в классе
с полиэтническим компонентом.
Тема:
Ударный слог в слове и его роль в различении смысла слова. Знакомство с омонимичностью
слов с помощью метода устного опережения, т.е. введение материала без предварительного подробного объяснения на определённом
лексическом материале урока.
Грамматический материал:
Притяжательные местоимения. Личные
местоимения в винительном
падеже.
Цель:
Совершенствовать
умение
различать в слове ударный слог, опираясь на лексическое значение слова.
Научить правильно использовать в речи личные и притяжательные местоимения.
Задачи:
Научить
выделять ударный слог в слове.
Развивать навыки правильного чтения на русском языке
Закрепить знания о звуко - буквенной системе русского языка
Закрепить умение правильно употреблять род имён существительных
Учить ребят говорить на русском языке на самые распространённые
социально–
бытовые темы.
Развивать память, внимание, мышление, фантазию и воображение ребят
Формировать познавательный интерес и мотивацию к изучению русского языка
Оборудование для урока:
мяч, рабочие листы для ребят (образец прилагается после
развёрнутого плана урока).
1.
Организационный момент.
2.
Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним,
что мы уже хорошо знаем о русском языке, о
буквах и звуках русского языка? Какие буквы и звуки мы знаем?
Игра:
Я кидаю мячик, а тот, кому я его бросила, ловит и отвечает на мой вопрос:
- сколько гласных букв в русском языке?
- сколько гласных звуков в русском языке?
- какие буквы есть в твоём имени?
- какие согласные буквы есть в твоём имени?
- какие гласные буквы есть в твоём имени?
- чем отличаются гласные и согласные звуки?
- как доказать, что звук гласный?
- как доказать, что звук согласный?
- сколько всего букв в русском языке?
3. А теперь назовём гласные буквы и звуки, которые есть в таблице (работа с рабочим листом):
Десять букв, которые обозначают гласные звуки:
Назовём гласные
звуки:
[а], [о], [у], [и], [ы], [э];
Назовём согласные буквы:
М, П, Н
и
звуки:
[м], [п], [н];
Прочитаем слоги:
ма –мо –му
- мэ
ам –ом –ум – эм –им
па- по – пу
-пэ
ап- оп – уп – ип – ып
на –но –ну –нэ
ан –он – ну –ны;
Прочитаем слова, следим за ударением:
М
ама, п
апа,
он,
она, м
ы,
ум, он
и,
н
о.
Прочитаем предложения, соблюдая интонацию:
М
ама и п
апа
- он
и.
Я и он
и – м
ы.
4.Объявление темы:
Ударный слог в слове и его роль в различении смысла слова.
5. Посмотрите на слова.
Стр
ел - ки – стрел - к
и, з
а - мок – за - м
ок, кр
уж - ки – круж - к
и.
Чем они похожи? А чем они различаются?
- Да, в них
по – разному
поставлено ударение, в разных слогах.
Прочитайте эти
слова.
Запомните:
УДАРЕНИЕ – ЭТО ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОДНОГО ИЗ СЛОГОВ В
СЛОВЕ:
АЗ – БУ - КА, АЛ – ФА - В
ИТ.
СЛОГ, КОТОРЫЙ ПРОИЗНОСИТСЯ С БОЛЬШЕЙСИЛОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ
УДАРНЫМ.
ОСТАЛЬНЫЕ СЛОГИ В СЛОВЕ НАЗЫВАЮТСЯ
БЕЗУДАРНЫЕ: МОР - К
ОВЬ,
АР - Б
УЗ.
Задание:
Подчеркните
ударные слоги в словах
красным карандашом, а безударные
- зелёным.
6. Знаете, иногда ударение даже помогает различать смысл слов.
Закончите, пожалуйста,
предложения, глядя на картинки:
1.
У часов есть большая
и маленькая …
….(стр
елки).
Сегодня соревновались лучшие
………
(стрелк
и).
2.
На горе стоит старый …
…….(з
амок).
Мы поменяли……………(зам
ок).
7.
Грамматическая тема.
А сейчас вспомним, как
мы знакомимся с
людьми и предметами:
- Задайте друг другу
вопросы:
Кто это? Что это?
Кто он? Кто она?
Используйте для ответа
слова:
мама,
папа,
брат, сестра,
кошка, собака, стол, стул, книга, студент, сумка,
дверь,
карандаш,
учитель, ученик, ученица,
тетрадь, букварь, доска, комната,
пол, мыло,
квартира.
Спрашивая, соблюдайте вопросительную интонацию.
8. Теперь вспомним, что в русском языке есть
слова мужского, среднего и женского рода.
Напоминаю, какие
слова (местоимения) мы подставляем для определения рода.
Запишите слова в 3 столбика, распределяя по родам:
Кошка, яблоко,
доска, цветок, нож, мышь, ведро, нож, крыльцо, брошь, молоток, окно.
Мужской род - ОН
|
Средний род - ОНО
|
Женский род - ОНА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.Следующее упражнение мы назовём «Он, она или оно?»
Образец:
Это
Антон.
……дома.
– Он дома.
1.
Это Наташа.
…..дома.
2.
Это Анатолий.
…..
дома.
3.
Яблоко
там.
Вон…………..
4. Вот фотография.
Тут мой брат,
…….. справа.
6.
Это Роман.
…….мой товарищ.
7.
А это Яна.
…….моя
подруга.
Давайте посмотрим на вспомогательную табличку:
10.
Запомните!
Оно
|
Я-
меня
моё
|
Мы – нас
наше
|
Ты – тебя
твоё
|
Вы –Вас
Ваше
|
Он
|
мой
|
наш
|
Твой
|
Ваш
|
Она
|
моя
|
наша
|
твоя
|
Ваша
|
они
|
мои
|
наши
|
твои
|
Ваши
|
11. А теперь попробуем сами использовать слова, которые в русском языке помогают определить принадлежность предмета
кому – либо или чему
- либо, т.е., показывают
к кому или чему относится предмет.
Задание:
Закончите предложения, пользуясь таблицей.
При чтении соблюдайте интонацию.
1. Мама, папа, брат и я
- это вся ………..семья!
2.
Давайте вместе встанем в круг, каждый человек …… друг!
….. дом на улице стоит,
….. пёс на коврике лежит.
……подруга
ходит в школу, и школа эта возле дома!
…семья сидит за столом.
Сидят
…….
дружно, даже с котом!
….. кошка очень смешная, ………фантик
серою мышкой
считает!
12. Упражнение для закрепления навыка употребления притяжательных
и личных местоимений:
А сейчас
давайте прочитаем и спишем это
стихотворение:
Мо
и шк
ольные усп
ехи
очень д
аже хорош
и!
Изуч
аю я слов
а:
«М
ой» и «тв
ой», «мо
и» - «тво
и»!
М
ой рис
унок на стол
е,
Тв
ой цвет
очек на окн
е,
А ещё т
ы и я –
С
амые в
ерные друзь
я!
Про так
их, как м
ы с тоб
ой
Ск
ажут: «Не разл
ить вод
ой!»
А сейчас выучим стихотворение
наизусть.
13. Подведение итогов:
- что такое
ударение?
- что
такое ударный слог?
- помогает ли нам ударение понять смысл слова?
- с помощью каких слов мы можем сказать, что предмет принадлежит нам или другому человеку или относится к другому
предмету?
Литература
Рамзаева Т.Г.
Русский язык. Тематическое и поурочное планирование 1 класс. Методический комментарий к учебнику Рамзаевой
Т.Г. «Русский язык. 1 класс» - М.:Дрофа, 2003, С.30.
Демьянова О.Ю.
Стихи для уроков
РКИ.
–
http
://2
berega
.
spb
.
ru
, социально – методическая сеть, страница автора.
Рабочий лист к уроку по теме:
«
Ударный слог в слове и его роль в различении смысла слова. Знакомство с омонимичностью
слов с помощью метода устного опережения, т.е. введение материала без предварительного подробного объяснения на определённом
лексическом материале урока.
Грамматический материал:
Притяжательные местоимения. Личные
местоимения в винительном
падеже».
Десять букв, которые обозначают гласные звуки:
Звуки:
[а], [о], [у], [и], [ы], [э];
Буквы:
М, П, Н.
Звуки:
[м], [п], [н];
Прочитаем:
ма –мо –му
- мэ
ам –ом –ум – эм –им
па- по – пу
-пэ
ап- оп – уп – ип – ып
на –но –ну –нэ
ан –он – ну –ны;
Прочитаем слова, следим за ударением:
М
ама, п
апа,
он,
она, м
ы,
ум, он
и,
н
о.
Прочитаем предложения, соблюдая интонацию:
М
ама и п
апа
- он
и.
Я и он
и – м
ы.
4. Ударный слог в слове и его роль в различении смысла слова.
5. Посмотрите на слова. Чем они похожи? А чем они различаются?
Прочитайте слова:
Стр
ел - ки – стрел - к
и, з
а - мок – за - м
ок, кр
уж - ки – круж - к
и.
!!! УДАРЕНИЕ – ЭТО ВЫДЕЛЕНИЕ ГОЛОСОМ ОДНОГО ИЗ СЛОГОВ В
СЛОВЕ:
АЗ – БУ - КА,
АЛ – ФА - В
ИТ.
СЛОГ, КОТОРЫЙ ПРОИЗНОСИТСЯ С БОЛЬШЕЙСИЛОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ
УДАРНЫМ.
ОСТАЛЬНЫЕ СЛОГИ В СЛОВЕ НАЗЫВАЮТСЯ
БЕЗУДАРНЫЕ:
МОР - К
ОВЬ,
АР - Б
УЗ.
Задание: подчеркните
ударные слоги красным карандашом, а безударные
- зелёным.
6. Закончите, пожалуйста,
предложения, глядя на картинки:
2.
У часов есть большая
и маленькая …
….(стр
елки).
Сегодня соревновались лучшие
………
(стрелк
и).
2.
На горе стоит старый …
…….(з
амок).
Мы поменяли……………(зам
ок).
7.
А сейчас вспомним, как
мы знакомимся с
людьми и предметами:
- Задайте друг другу
вопросы:
Кто это? Что это?
Кто он? Кто она?
Спрашивая, соблюдайте вопросительную интонацию. Используйте для ответа
слова:
мама,
папа,
брат, сестра,
кошка, собака, стол, стул, книга, студент, сумка,
дверь,
карандаш,
учитель, ученик, ученица,
тетрадь, букварь, доска, комната,
пол, мыло,
квартира.
8. Теперь вспомним, что в русском языке есть
слова мужского, среднего и женского рода.
Напоминаю, какие
слова (местоимения) мы подставляем для определения рода.
Запишите слова в 3 столбика, распределяя по родам:
Кошка, яблоко,
доска, цветок, нож, мышь, ведро, нож, крыльцо, брошь, молоток, окно.
Мужской род - ОН
|
Средний род - ОНО
|
Женский род - ОНА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.Упражнение
«Он, она или оно?»
Образец:
Это
Антон.
……дома.
– Он дома.
2.
Это Наташа.
…..дома.
2.
Это Анатолий.
…..
дома.
3.
Яблоко
там.
Вон…………..
4. Вот фотография.
Тут мой брат,
…….. справа.
5.
Это Роман.
…….мой товарищ.
6.
А это Яна.
…….моя
подруга.
Вспомогательная
табличка:
10.
Запомните!
Оно
|
Я-
меня
моё
|
Мы – нас
наше
|
Ты – тебя
твоё
|
Вы –Вас
Ваше
|
Он
|
мой
|
наш
|
Твой
|
Ваш
|
Она
|
моя
|
наша
|
твоя
|
Ваша
|
они
|
мои
|
наши
|
твои
|
Ваши
|
11. Задание:
Закончите предложения, пользуясь таблицей.
При чтении соблюдайте интонацию.
1. Мама, папа, брат и я
- это вся ………..семья!
2.
Давайте вместе встанем в круг, каждый человек …… друг!
….. дом на улице стоит,
….. пёс на коврике лежит.
……подруга
ходит в школу, и школа эта возле дома!
…семья сидит за столом.
Сидят
…….
дружно, даже с котом!
….. кошка очень смешная, ………фантик
серою мышкой
считает!
12.
Прочитай
и спиши это
стихотворение:
Мо
и шк
ольные усп
ехи
очень д
аже хорош
и!
Изуч
аю я слов
а:
«М
ой» и «тв
ой», «мо
и» - «тво
и»!
М
ой рис
унок на стол
е,
Тв
ой цвет
очек на окн
е,
А ещё т
ы и я –
С
амые в
ерные друзь
я!
Про так
их, как м
ы с тоб
ой
Ск
ажут: «Не разл
ить вод
ой!»
Стихотворение выучи наизусть.
|