Максим Кронгауз рассказал Газете.Ru о своей книге Самоучитель олбанского, няшечках, ми-ми-ми и пичальке, происходящей с русским языком благодаря блогам, соцсетям и сети в целом.
Вышел Самоучитель олбанского новая книга известного лингвиста Максима Кронгауза, посвященная приключениям современного русского языка в интернете. Автор рассказал Газете.Ru о том, как вычислить в сети бюрократа, как политика влияет на язык и почему писать неграмотно сегодня не стыдно.
Под олбанским языком вы подразумеваете язык, на котором разговаривают в рунете. Переходят ли языковые и коммуникативные тенденции из интернет-пространства в повседневный русский язык?
Язык, на котором разговаривают в интернете, перестал быть жаргоном, он стал стилем. Конечно, он продолжает быть неким клубом для посвященных, но эти границы сейчас очень размыты. Поэтому я считаю, что олбанский язык язык не одной культуры, как это было в случае с языком падонков, это язык, на котором мы все пишем, войдя в интернет. Более того, этот язык начал влиять на то, как мы пишем и говорим вне интернета. Например, я слышал, как студенты произносили слово превед, подчеркивая тот факт, что это именно интернет-приветствие. Сегодня я вижу, как в СМИ активно используются приемы и знаки, рожденные в интернете: смайлики, такие слова, как пичалька и другие.
В своей книге вы обращаете внимание на то, что писать неграмотно сегодня не стыдно. Почему?
С появлением интернета к письму были привлечены гигантские массы людей, которые раньше никогда не писали. Писали раньше журналисты и писатели, их проверяли редакторы и корректоры. Человеку обычному, кроме отчета по работе и служебной записки, ничего писать было не нужно. Сегодня не просто огромные массы привлечены к письму, еще и результат их деятельности сразу становится публичным. Советская школа выработала в нас во всех, грамотных и неграмотных, стыд ошибки делать ошибки можно было только на заборе. Невозможно сохранять этот психологический барьер и полноценно общаться. Интернет-коммуникация это живая коммуникация, быстрая и интенсивная. Вопрос стоял так либо стыдиться и не общаться, либо общаться и не стыдиться. Причем падонки помогли преодолеть этот стыд простым способом они превратили неграмотность в игру. Эта смазанность сделала освобождение от стыда еще более легким.
Вы представляете язык падонков и моду на грамотность, представленную субкультурой граммар-наци, как два противоположных друг другу явления. Можно ли сказать, что граммар-наци просто сменили падонков? И теперь модно быть грамотным, а не антиграмотным?
Антиграмотность отрицает правила и подчеркнуто ими пренебрегает. Граммар-наци это противоположная тенденция, которая находится на другом полюсе. Это люди, которые борются и с антиграмотностью, и с неграмотностью. Причем борются настолько яростно, что получили это не слишком приятное название, которым некоторые из них теперь вполне гордятся. Нельзя сказать, что граммар-наци сменили падонков. Мода на язык падонков прошла, но возникают и другие нарушения, на которые бросаются граммар-наци.
На какие, например?
Одна из важных культурных парадигм, которая и пришла на смену падонкам, это новая сентиментальность. Этакие девчушки, ванильки, няшечки, которые оттеснили падонков своими слабыми плечиками. Сегодня мы часто слышим такие слова, как няшка, мимими, пичалька. Люди, не входящие в эту девическую культуру, их с удовольствием повторяют. Сначала с иронией, как бы цитируя. Однако теперь эти слова используют все, даже СМИ.
Как вам кажется, откуда произошла эта тяга к сюсюканью в интернете?
Массовая девчачья культура играет огромную роль не только в нашем обществе. Есть специальные языки, например язык факатса язык дневников израильских девочек. Девочки пришли в интернет довольно поздно. Сначала пришли интеллектуалы, потом пришли хулиганы, а потом пришла огромная масса девочек. Разные социальные и культурные группы входят в интернет постепенно. Например, совсем недавно в интернет пришли чиновники. Кстати, довольно неуклюже: над ними постоянно издеваются, потому что чиновника язык выдает даже в интернете.
Вы пишете о том, что огромное количество новых слов и устойчивых словосочетаний возникли в блогосфере в качестве комментария-клише. Насколько актуален этот жанр в эпоху лайков?
Лайк это тоже клише, только механическое. Если раньше я мог выбирать из 510 положительных оценок и двух десятков отрицательных написать ацтой или аффтар жжот, то сегодня мы видим, что даже в самой блогосфере появились вполне механические вещи. Если мне совсем нечего сказать, я выбираю клише. Например, +1. Этим клише из блогосферы удачно воспользовался Google и превратил его в кнопку (имеется в виду кнопка соцсети Google Plus), что вполне разумно, потому что оно означает поддержку самого высказывания. Facebook же придумал лайки, и они действительно стали очень важными в нашей жизни. В русском языке помимо самого слова лайк появились и его производные лайкнуть, залайкать, отлайкать. Лайк стал мерилом социального усп Автор: Кронгауз М.
|