БОГ ЦЕЛУЕТ НАШИ НАМЕРЕНИЯ Наталья Владимировна Уфимцева, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой психолингвистики Московского государственного лингвистического университета, главный научный сотрудник Института языкознания Российской Академии наук:
За всё, за жизн Особенно – за скорби. Господь нам сказал в Евангелии: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Мы скорбны, вследствие грехопадения первых людей, поэтому тут, на земле, радость со скорбью всегда соседствует. Но если мы считаем, что наша жизнь – единственная и больше ничего не будет, тогда, конечно, можно предъявить претензии (только уже непонятно кому) в том, что столько скорбей, а жизнь такая короткая, и мы не успеем даже как следует порадоваться. А если мы понимаем, что жизнь-то наша, прежде всего, жизнь души – вечная, а этот маленький (или не маленький) урок, который нам здесь дан, это урок для того, чтобы наша душа проснулась, приготовилась к Вечности, тогда мы можем только благодарить Бога.
Господь говорит, что Он кого любит, того испытывает, а если не испытывает, значит, видит, что эти люди внутренне уже отказались от Него, от жизни вечной, они только здесь живут и сейчас. И Бог им попускает получить то, чего они хотят – лишь эти земные радости, очень коротенькие и очень похожие на мираж. Всем этим – человеческим – никогда невозможно насытиться.
На самом деле Господь обо всех печётся и всем желает спастись, но просто Он никого не насилует. В чьём сердце проснулась радость общения с Ним и кто готов потерпеть скорби для того, чтобы очистить собственную душу и прийти в более или менее достойном состоянии к Отцу Небесному, в ком появилось хотя бы маленькое желание это сделать, тот непременно почувствует помощь Спасителя. Потому что Бог целует даже самые мельчайшие наши намерения – даже намерения, не сами дела. Если хотя бы желание есть сделать себя лучше, то Господь уже помогает терпеть скорби и никогда не оставит.
И потом, Бог никогда ничего сверх меры и сверх силы нам не даёт. Тот крест, который мы несём, – это тот единственный крест, который мы и можем нести. Есть притча такая: одна женщина всё роптала, жаловалась, что её крест слишком тяжёл для неё и просила Господа облегчить свою участь. И вот ей приснился сон: она видит огромное помещение и много-много крестов. Бог говорит ей: «Выбирай!» А там кресты и каменные, и деревянные, и железные. Она долго ходила, выбирала, наконец, нашла самый маленький крестик: «Вот, Господи, этот я беру». И Он ответил: «Это и есть твой». Её крест оказался самым маленьким из всех возможных, но она и его не хотела потерпеть, хотя Бог её заранее помиловал, дал самую лёгкую ношу.
Я очень почитаю священномученика архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Книжка его называется «Радуйтесь!» Её автор претерпел невероятные страдания и унижения в страшнейших условиях сталинской тюрьмы. Но Владыка считал заключение самыми счастливыми днями своей жизни, потому что он там мог освободиться от всех грехов, которые, как он считал, у него были (хотя на самом деле он был нестяжательным, смиренным, любвеобильным). Всякую скорбь он воспринимал с благодарностью, как возможность очистить свою душу, и радовался тому, что это очищение происходит. Понятно, что оно с болью происходит, но результат-то какой! Поэтому его завет: «Радуйтесь!» Радуйтесь всему, что Господь Вам посылает. Значит, Господь Вас любит, не забыл.
И ещё. Удивительный батюшка – игумен Никон (Воробьёв) писал своему духовному чаду: «Глубоко почувствовал в последнее время любовь Божию к нам, не могущую допустить ни одному человеку, стремящемуся к Нему, никакого зла. Всё попускается для его пользы, поэтому за всё должны благодарить, особенно, когда терпим болезни или тяжкие скорби, потому что Самому Богу «жалко» нас наказывать, но Он вынужден ради нас, из любви к нам, терпеть наши же страдания».
Юрий Викторович Ларионов, технический директор ООО «КопирТехСервис»:
Сейчас благодаришь уже, наверное, за всё – и за хорошее, и за плохое. Начинаешь понимать, что и плохое-то не спроста ко мне пришло и к моим родственникам – не так что-то сделали, не так относились друг к другу. Конечно, тяжело воспринимать с благодарностью Божии уроки. Но когда понимаешь, что некого винить кроме себя (например, ты сам не так детей воспитывал, не те качества им прививал и т.д.), то благодаришь уже за то, что хоть что-то маленечко понял. А понимание помогает не то что смиряться (я о себе этого сказать не могу), но с миром в сердце всё принимать. Молишься – и Господь плохое в радость оборачивает. А в радости как Бога не благодарить?
Вот, дочь моя, вопреки прогнозам врачей, ребёнка родила! Конечно, она лечилась, но все мы молились, святую блаженную Матрону просили о помощи. Представляете, какая теперь радость у нас – внук, очень долгожданный. Я когда отцу Сергию сказал, что внук родился, батюшка заулыбался: «Вымолили». Как тут не благодарить!?
Я сам долго думал над тем, как Бога благодарить, когда беда. Ну например, сын летом болел… Уже одно то хорошо, что не только на врачей надежда. Побежал сразу к отцу Алексию, отслужили молебен о здравии. Когда сын институт заканчивал, у нас столько было с ним сложностей и противоречий, он нигилист был, как и основная масса молодёжи, никаких авторитетов не признавал, всякое случалось… И наверное, только благодаря тому, что я к Богу пришёл (и то, не могу так сказать – разворачиваюсь только ко Христу) и жена у меня верующая, у нас всё наладилось постепенно. Сейчас сын – достойный специалист, жена у него хорошая (тоже считаем – вымоленная), ребёнок родился.
Да сколько всего бывает: просишь, просишь Бога, и Он даёт. И в работе так… Но в работе тяжело, столько всяких напряжений, искушений, вот где распирают тебя твои грехи и страсти. Но если бы не исповедь, не Причастие, не молитва, людям, которые со мной работают, было бы со мной намного тяжелее. Так что и за это благодарю Господа.
ЗА ТО, ЧТО НЕИСПОВЕДИМО…
Ярослава Польская, бизнес-консультант, Санкт-Петербург. В настоящее время читает курс лекций в ЯГУ им. Аммосова и поёт на клиросе Преображенского храма:
Самый простой ответ сверх меры прост – за дар жизни. И главное – за то, что неисповедимо.
За возможность прикосновения к чистоте, восстановлению первозданности. И это уникально. Это есть только у Него, так как не является человеческим качеством. Это невозможно обнаружить ни с помощью ума, ни посредством эмоций, ни через тело.
А ещё истинная благодарность немыслима без благодати. Всегда прежде благодать. Это и есть дар, важно помнить. Достаточно оживить хотя бы одно мгновение, наполненное благодатью, и неминуемо приходит благодарность. Они очень связаны.
В противном случае почти всегда для благодарности необходимо время. Или расстояние. Или и то, и другое, чтобы увидеть большое. Однако и время, и расстояние – лишь сопутствующие факторы, суть физические сущности, они безличны. Душа же в этот период совершает свою работу, которая зовётся покаянием, и за эту возможность я благодарю Бога.
БОЛЬШЕ ВСЕГО НА СВЕТЕ Я ХОЧУ ПОЛЮБИТЬ ХРИСТА
Михаил Кельбё (Дьячковский), писатель, г. Москва:
Я, хоть и называюсь христианином, не люблю Христа. И хоть исповедую веру в Него, какая там у меня вера. Потому что, если бы я по-настоящему любил Христа, я бы любил и Гитлера, и Чикатило (ненавидя грех их, но видя за злодеяниями страшными – дьявольское действие), и всех врагов своих, ибо не Христом ли сказано было, что кто не любит брата своего, тот не любит Его? А кто же, скажем, тот же Бен Ладен, как не единокровный брат мой по Адаму и Еве? И мне ли клясться после этого, что я люблю Христа? А насчёт веры – имей я хоть самую чуточку её, ну хотя бы с зёрнышко горчичное, я бы мог двигать горами, как это доступно было преподобному Антонию Великому.
А любить Христа мне надо хоть из благодарности. Из простого человеческого чувства благодарности за то, что Он, безвинный, умер, вынес страшные смертные страдания – за меня. Конкретно именно за меня, ибо, как это ни непостижимо человеческому уму, каждый у Господа единственен, как единственное дитя, и других у Него вообще нет в принципе – в конкретном разрезе этого конкретного случая, жизни этого конкретного человека. И в этом разрезе Он, Бог, есть, существует единственно только ради него, не ослабляя к нему внимания, не оставляя забот о нём ни на долю секунды. Что это за Бог был бы, который бы сказал Васе в Якутске: ну, ты пока сиди тут, а то у меня там, в Лондоне, проблемы с Джеком. А потому как Вседержитель, как альфа и омега, начало и конец всего, Он уже тогда знал меня, конкретно Дьячковского Михаила, якута… То есть промыслительно я уже ТОГДА был – в Его голове, обвитой кровавым терновым венцом, в не знающей края радости Его последней мысли, сквозь огонь нестерпимой пронзительной боли, что вот я, Михаил, спасён, в последнем ударе его столь любящего меня настрадавшегося сердца – как, когда очень любящий отец умирает, спасая сына.
Я благодарю Христа за то, что Он открыл мне двери рая. За то, что каждый раз, когда я падаю, Он любовно поднимает меня. Когда испачкаюсь, чистит белее снега. Когда провинюсь перед Ним так, что страшно даже сказать, – прощает. За то, что Он всегда так милует меня – как самое что ни на есть единственное своё чадо, и я просто купаюсь в море любви – в беспредельном море Его любви. И высшего счастья в мире нет.
Чего я больше всего хочу на свете – это полюбить Христа.
ЗА ТО, ЧЕГО У МЕНЯ НЕТ
Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе г. Москвы:
Благодарить Господа Бога нам должно за то, что ОН ЕСТЬ. Знаете, как некоторые в простоте говорят: «Ой, благодарим вас за то, что вы есть!» Достаточно нелепое, хотя и искреннее восклицание, ведь я-то не виноват, что я есть. Я воззван из небытия к бытию милостью Творца. «Не нам, не нам, а Имени Твоему дай славу, Господи!» Но ЕГО благодарить должно за то, что Он был есть и будет; и мало того – за то, что Он по преизбытку Своей отеческой любви сотворил мир, насадил рай, ввёл в этот рай человека и печётся о каждом из нас, Своих созданий, дабы мы были причастны Его полноте, Его благодати. Итак, славословие Творца – это не только ангельское, но и человеческое занятие, посредством которого осуществляется высшая нравственная цель нашего бытия.
А за что ещё благодарить Бога? Да, конечно, за Его милости и щедроты, видимые и невидимые, тайные и явные, прошлые, настоящие и будущие… Мне очень нравится короткая молитва: «Господи, благодарю Тебя за то, что у Меня есть, и трижды благодарю Тебя за то, чего у меня нет». Господь премудр, Он знает, что, когда и в каком объёме даровать нам для нашей пользы. Молитва благодарения Господу за имеющееся и не имеющееся избавляет человека от самой страшной беды – порока, именуемого завистью и соединённого с ней недоброжелательства к людям.
А ещё и так можно было бы сказать: «Благодарю, Господи, за то, что со мной было, за то, что есть, и за то, что случится, будет со мною». В этой молитве выражается полнота доверия человека Промыслу Божию.
А ещё апостол Павел учит нас благодарить Бога за те благодеяния, милости, чудеса, которые совершаются с нашими близкими. И тот, кто умеет плакать с плачущими и радоваться с радующимися, – человек высокой жизни!