Язык в XX веке стал центральным предметом мысли. Лосев, как и другие русские философы, мыслившие о языке, безусловно стоят в этом общем движении западной философии. Другое дело, что Лосев осмыслял язык в религиозной перспективе; язык, слово, имя в русской мысли - онтологические категории, тогда как в западной мысли язык скорее расплывается (конечно, далеко не у всех).
Многие критики, да и сам Лосев признают, что `Философия имени` слишком схоластична, то, что по видимому должно было стать `тонкими феноменологическими анализами` стало совершенно невразумительным наслоением слов. Это не мешает быть `Философии имени` Лосева быть одним из главных памятников русской мысли.
Лосев в `Философии имени` пишет о мощи и значении слова (собственно имени, имя суть слово по преимуществу): `Имя как максимальное напряжение осмысленного бытия вообще есть также и основание, сила, цель, творчество и подвиг также и всей жизни, не только философии. Без имени было бы бессмысленное и безумное столкновение глухонемых масс в бездне абсолютной тьмы, хотя и для этого нужно некое осмысление и, значит, какоето имя. Имя стихия разумного общения живых существ в свете смысла и умной гармонии, откровение таинственных ликов и светлое познание живых энергий бытия.
В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. В ненависти мы хулим и унижаем ненавидимое через его имя. И молимся мы, и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словами создан и держится мир. Имя носит на себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей, подвигаются к жертве и к победе глухие народные массы. Имя победило мир.` Автор: А.Ф.Лосев.