Что оценивают оценки?
24.01.2014 14:47
Беседа с профессором Моти Соколовым, ректором академического
инженерного колледжа "Афека"
Уважаемый профессор, скажите, пожалуйста, - на основе своего
богатейшего опыта, - соответствует ли система образования в Израиле целям
современного общества?
- Система высшего образования является логическим продолжением дошкольного и
школьного образования. Выпускники школ, поступающие в наш колледж, приходят к
нам с определенными навыками и уже сформированным взглядом на процесс обучения.
К сожалению, их подготовка не кажется мне качественной.
Что же касается высшего образования, то даже если бы академическая система
могла что-то изменить, скажем, стереть все те навыки и стереотипы мышления,
которые привиты будущим студентам с детства, я не уверен, что кто-то в Израиле
вообще стремится к таким изменениям. И, на мой взгляд, это очень серьезная
проблема.
Правила приема в высшие учебные заведения основываются на школьных оценках. Но
что, по сути, отражают эти оценки?
Они показывают, насколько ученик приспособился к системе.
- Вот именно! Оценки показывают, насколько выпускник, пройдя по заготовленному,
общему для всех маршруту, смог выдать на экзаменах определенный, вложенный в
него объем знаний. Но это совсем не то, что нужно для дальнейшего образования.
В лучших академических заведениях мира проводятся личные собеседования, и
именно это имеет решающее значение при зачислении. В Израиле принимаются в
расчет школьные оценки и результаты психометрического теста. Мне не нужно вам
рассказывать, что результаты психометрии напрямую зависят от
социально-экономического положения семей и от того, сколько средств они смогли
вложить в курсы по подготовке к этим тестам. Конечно, зависимость не
абсолютная, но она все-таки существенно влияет на результаты.
Обычно, когда кто-то пытается критиковать качество образования в наших
школах, то в ответ приводятся данные о количестве лауреатов Нобелевской премии,
о высоком уровне развития хай-тека в Израиле, и тому подобное. Как это
согласуется с такой несовершенной системой образования?
- Прекрасный вопрос, и на него есть несколько ответов. Во-первых, мы - маленькое
государство, и, в определенном смысле, это преимущество, потому что когда нужно
найти какого-то специалиста, вы решаете эту проблему парой телефонных звонков.
Второе "преимущество" состоит в том, что наша система образования
настолько плоха, что вокруг нее - на родительском энтузиазме - неизбежно
образуется целая сеть внешкольных, дополнительных мероприятий: кто сегодня
вообще обходится без репетиторства?
Поэтому, с одной стороны, мы отстаем в знаниях, и это видно по всем
международным тестам. А с другой - пробелы в обучении вынужденно восполняются
за счет всестороннего общения молодежи в различных кругах, где они открыты
множеству новых идей, так как репетиторами, в основном, выступают самые
продвинутые студенты. Так что, все наши успехи достигаются не благодаря нашей
системе образования, а вопреки ей. И если это так, то представьте себе, где бы
мы могли быть при системе школьного образования, которая бы учила детей
исследовать, анализировать, развивала бы любознательность и системный подход.
В чем основная проблема начинающих студентов?
- Основная проблема? Как вам сказать… Сами студенты не ощущают никаких проблем.
Простой пример. Когда они в первый раз приходят в лабораторию, то ждут, что им
покажут, как и что нужно делать. А нам хотелось бы видеть, как, получив
определенное задание, они проводят собственное исследование и находят решение
самостоятельно.
Но такая постановка вопроса вызывает бурю эмоций - ведь они не готовы к такому
подходу. Однако, - по крайней мере, у нас в колледже это так, - преподаватель
стоит на своем, и постепенно головы начинают "включаться", и приходит
удовлетворение от настоящей работы, даже если в итоге новоиспеченные
исследователи ошибаются. Мы, кстати сказать, вообще недооцениваем значение
ошибок, не понимаем, что ошибаться необходимо. Только так ты учишься. В нашей
же школьной системе ошибаться нельзя, двигаться разрешается только по
указанному пути.
Сегодня, когда у студентов есть так много источников информации, система
образования должна была бы измениться таким образом, чтобы учитель только
направлял учебный процесс, возбуждал интерес к приобретению знаний, а ученики
сами бы находили нужные сведения. Обычный урок, когда учитель является
"основной базой данных", должен уступить место урокам, где ученики
приносят в класс знания, которые добыли сами.
Но это требует тотального изменения всей системы! Прежде всего, так
работать можно только в маленьких группах, продвигаясь в соответствии с
возможностями детей, ну и т.д. Это совершенно другой подход.
- Верно, но на самом деле это не требует таких уж больших затрат. Главное,
действительно, изменить подход к преподаванию. Учитель должен направлять, а не
преподносить готовое. Посмотрите на современных детей: уже в трехлетнем
возрасте они справляются с гаджетами быстрее и лучше взрослых. А мы запрещаем
на уроках пользоваться смартфонами, планшетами, телефонами. Но почему бы нет?
Все эти электронные устройства могут быть средствами для учебы.
Если ученик не понимает или не знает, где найти и как пользоваться информацией,
учитель должен направить, но аккуратно, в малых дозах, не подавляя инициативу
ученика. Эта работа должна быть индивидуальной. Бывает достаточно двух-трех
предложений, чтобы дать ученику направление для работы на длительный срок.
Как вы строите учебный процесс в колледже "Афека"?
- Прежде всего, мы обучаем основам инженерной науки. Это необходимо всем. Мы
учим, как нужно учиться, а затем даем возможность потренироваться в решении
проблем. Например, каждый студент должен подготовить дипломный проект. Тема
проекта может быть совершенно новой для студента, и ему придется изучить ее,
предложить реальное решение, отвечающее определенным критериям. Это сложно
вдвойне, потому что мы принимаем в свои стены людей, которым в течение 12 лет
учебы в школе прививали совершенно другие навыки.
Что можно предпринять на государственном уровне для улучшения системы
образования?
- В свое время я высказал предложение разделить академическое образование на
две ступени. Сначала студенты должны изучить основы таких наук, как математика,
физика, культура, языки, этика, философия и, самое главное, освоить правильные
навыки обучения. А уже затем, в течение еще трех лет, они будут получать
специальность и академическую степень. Таким образом, - хотя продолжительность
обучения увеличится на один год, - мы получим и хорошо подготовленных
специалистов, и образованных, интеллигентных граждан. Без этого невозможно
выработать общую шкалу приоритетов в обществе, и, в том числе, улучшить работу
всех социальных институтов. Чтобы общество развивалось, необходимо постоянно
заботиться о расширении кругозора его граждан.
Все, что вы говорите, звучит очень убедительно, и, кажется, если не
все, то многие это понимают. Почему же сегодня моя дочь, ученица старшей школы,
сидит в классе, где сорок учеников, и большая часть из них принимает риталин?
- Детям дают риталин не потому, что он действительно необходим, а для того,
чтобы они могли сконцентрироваться на тех скучных вещах, которые им преподносят
на уроках изо дня в день, иначе это невозможно выдержать.
Но почему ничего не меняется?
- Нет этому оправдания, есть только смягчающие обстоятельства. Система
образования - это огромный корабль, а развернуть корабль, как известно, очень
непросто. Для этого нужны смелые лидеры, но главное - консолидация всего
общества в понимании того, что от системы образования определяющим образом
зависит будущее страны.
Подготовила Марина Бухарова
Тэги:
оценки,
система образования в Израиле