В Российскую школу приходит новый
образовательный стандарт. Это вызывает вполне понятное беспокойство
педагогической общественности. Как это отразится на деятельности каждого
учителя в отдельности? Что конкретно изменится? Какими будут новые требования, программы
и учебники? И в целом, к чему готовиться, чтобы в новом учебном году не попасть
впросак? Поиск ответа на эти вопросы неизбежно приводит к неутешительному
выводу – изменится все!
Готов ли к этому
рядовой учитель?
Разработчики
нового стандарта постарались сформулировать положение, каким должен быть
современный
учитель. Во-первых, это
профессионал, который:
— демонстрирует универсальные и предметные
способы действий;
— консультирует, корректирует
действия обучающихся;
— ищет рациональные способы включения в
работу каждого ученика.
Во-вторых, это
воспитатель,
который:
— создает условия для приобретения
детьми жизненного опыта;
— является «
соучастником»
событий, третейским судьей.
Учитель оказывает адресную помощь
ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать (позиция
педагогической поддержки).
Кроме того, современный учитель, без
этого сегодня не обойтись, должен быть «ИКТ - компетентен»:
владеть основными инструментами
пользователя компьютера; мультимедийными информационными источниками,
инструментами коммуникации (Интернет, электронная почта), ИКТ - средствами
(интерактивная доска, системы управления учебным процессом, цифровое и
мультимедийное учебное оборудование).
Несомненно, с развитием культуры и науки,
образование не должно стоять на месте. И мы, учителя, хорошо это понимаем. Упорно
осваиваем ИКТ, кто самостоятельно, кто на курсах, изучаем различные технологии,
пытаемся применить их в работе (об этом говорят открытые уроки учителей нашей
школы и города).
На курсах повышения
квалификации и в рамках самообразования знакомимся с теоретическим обоснованием
нового стандарта образования. Всем понятно, что необходимо постоянно повышать
уровень своей компетентности, т.к. введение образовательного государственного
стандарта существенно повлияет на весь образовательный процесс.
Развитию педагогических инноваций способствуют
и наши традиционные профессиональные областные и городские конкурсы: «Учитель
года», «Самый классный классный», «Сердце отдаю детям».
Привлекательным пространством для
профессионального общения становится интернет, который предоставляет педагогам
возможности самореализации, освоения новых профессиональных ролей.
Новый документ, в
отличие от предыдущих стандартов, не содержит стандарты по предметам, потому
что кардинально не меняется содержание; отсутствует содержательный минимум, но
есть
фундаментальное «ядро» содержания общего
образования. Авторы
стандарта второго поколения употребляют термин «основная общеобразовательная
программа» — для начальной, основной и старшей полной школы. Созданы и уже изданы
примерные
рабочие программы по всем учебным предметам. К этому новому учебному
году учителя школ города разработали свои авторские программы, по которым
придется работать в течение года.
В последние годы в
школьный учебный план вносились нетрадиционные учебные предметы, значительно
расширяющие привычный их список. Однако о разработке индивидуальных учебных
планов, тем более с участием родителей и самих обучающихся, и речи никогда не
шло. В связи с этим, проблема №1: учитель
должен научиться определять потенциал ученика
и, как следствие, разрабатывать индивидуальные учебные планы.
Думаю, что со мной
согласятся присутствующие, что современные дети сильно изменились. Возросла их информированность.
Однако,
она бессистемна и не учитывает
возрастных и психологических особенностей ребенка. В связи с этим,
новая проблема.
Поэтому в
базисный
образовательный план заложена внеурочная работа во второй половине дня (по
10 часов в неделю в каждом классе начальной школы). Эти 10 часов следует
использовать для занятий с детьми по их интересам. Введение в базисный
образовательный план такой работы свидетельствует о согласованности
потребностей семьи, общества и государства.
Я
считаю, что
морально
педагоги готовы к работе в новых условиях. Если
будет нужна переподготовка, мы немедленно включимся в неё, так как понимаем,
что это необходимо нашим обучающимся, и нам тоже. Родители учеников
верят в нас, в
наш профессионализм. В школе №5, как и в других общеобразовательных
учреждениях города, ведется предшкольная подготовка детей. И готовим их
по разработанным и апробированным
авторским программам.
Мне ещё много непонятно в
содержании нового стандарта. Например, о распределении нагрузки учителей. Кто
будет работать с детьми во второй половине дня, учитель или специалист - внеклассник.
А как же быть с первоклассниками, выдержат ли они полный день? А питание детей?
А успеют ли к сентябрю 2011 года пересмотреть и оснастить материально-техническую
базу школ. Составляющие успеха в этом большом деле не только готовность
педагогов к работе в новых условиях. Учителя
школ города понимают важность момента и чувствуют свою ответственность к
переходу в «Новую школу». Нам нужны подробные консультации, разъяснения, специальные
курсы.
Очень
много сегодня говорится о статусе учителя. Я
думаю, что часть проблем мы бы решили, если бы законодательно смогли этот
статус изменить и приравнять учителя к государственным служащим. Сегодня мы говорим
о новой системе оплаты труда. Но вся система стимулирования и объем фонда
оплаты труда не соответствует тем сложным задачам, которые решают наши учителя.
Если
выдвигаются перед нами такие
серьезные требования, то соответственно заработная плата должна быть
адекватной.
Оптимизма
Вам и творчества, уважаемые коллеги.
Тэги:
готов ли рядовой учитель к введению