Доклад к педсовету Развитие психофизических функций учащих - Елена Валерьевна Скрипина
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Елена Валерьевна Скрипина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Елена Валерьевна Скрипина / Блог / Доклад к педсовету Развитие психофизических функций учащих


ЗАПИСЬ #5

КОММЕНТАРИИ (4)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


25 марта 2012, 10:52, автор - хозяйка блога
Елена Валерьевна Скрипина

Доклад к педсовету Развитие психофизических функций учащих

Автор – Скрипина Е.В., учитель социально-бытовой ориентировки

МС(К)ОУ Дмитровской С(К)ОШИ VIII вида

 

Доклад к педсовету

« Развитие психофизических функций учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки»

Целью социально-бытовой подготовки воспитанников специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII    вида является формирование   у каждого ребенка необходимого запаса знаний, умений , навыков, которые позволят ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания в школе. В процессе обучения таких детей развиваются и психофизические функции – внимание, мышление, память, воля, эмоциональная сфера, ощущение, восприятие.

     Ощущение и восприятие - процессы, отражающие действия. На уроках СБО стимуляция зрительного и слухового восприятия происходит за счет использования наглядности – таблицы, плакаты, иллюстрации, натуральные предметы, муляжи, игрушки, учебные видеофильмы.    Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения мате­риала. «То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специаль­но организованной и направляемой педагогом». Так, при демонстрации предметов окружающего мира (напри­ мер, продуктов) учащиеся знакомятся с ними, не только рассматри­вая, а привлекая и другие анализаторы, - трогают, нюхают, пробуют на вкус, определяют легкость или тяжесть, взвешивая в руках, и т. п. Знакомство с предметным миром, организуемое на полисенсорной основе, будет способствовать полноценности и прочности формиру­ емых представлений и знаний. В ряде случаев осмысленному восприятию демонстрируемых правил выполнения трудовых действий, приемов, операций, а также пониманию необходимости их выполнения (например: необходи­ мость завязывания узелка на конце нити при подготовке ее к работе; требование вертикальной установки утюга в нерабочий период) мо­ жет содействовать и демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения этих действий, операций (например: попытка шитья при отсутствии узелка на нити; демонстрация куска ткани с жел­ тым пятном от утюга; показ неправильно пришитых пуговиц).

Обогащение жизненного опыта, расширение круга представлений и знаний – основные средства улучшения качества ощущений и представлений. Это обогащение осуществляется через экскурсии. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке.

Речь – орудие, средство мышления. У умственно-отсталых детей речь скудна и неправильна. Наиболее типичными проявлениями речевых затруднений на уроках СБО являются: обилие указательных жестов, заменяющих названия предметов и действий, медленное усвоение элементарных терминов и быстрое их забывание, затруднения в описании содержания выполненной работы, неумение сформулировать вопрос учителю. Многие предметы дети называют условно, привлекая знакомые слова, обозначающие другие предметы, или вместо предмета называя действия (клей –клеить, ножницы –резать, дай чик-чик). Таким образом, задачей урока становится необходимость связывать трудовые действия с процессом формирования речевых навыков и обогащения словаря. Речемыслительную деятельность учащихся активизируют некоторые приемы:

1. Побуждение учащихся к самостоятельным высказываниям о проделанной работе.

2.Планирование предстоящей работы и запись порядка операций.

3. Взаимное инструктирование учеников.

4. Обсуждение готовой работы (блюда) и ее приемка.

5. Записи в тетрадях (тема занятий, необходимые сведения).

6. Словарики.

Например, дети вынуждены обращаться за предметами, необходимыми для деятельности, например при приготовлении блюд. Задавая вспомогательные вопросы, имитируя непонимание, педагог тем самым побуждает ребенка к полному высказыванию. Взаимодействие трудовой деятельности и речи в условиях естественной коммуникации сглаживает эмоционально-волевые отклонения у детей, побуждает к общению в реальной жизненной ситуации.

Для словарной работы с новыми словами, терминами изготовлены по всем темам карточки - темплеты со словарными словами   и составлена из них картотека для удобства использования в процессе обучения. Дети в коррекционной школе имеют нарушения в фонематическом восприятии речи, поэтому названия новых терминов, новые слова учитель произносит четко, показывая карточку с их написанием. Нужно объяснить и значение данного слова.

При организации словарной работы на занятиях СБО учитывается следующее.

1.                       В усвоении нового термина должны участвовать различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический), поэтому вначале слово произносит учитель, одновременно показывая его написание. Затем проговаривают ученики и вносят слово в словарик.

2.                       С новыми терминами надо знакомить, давая их не изолированно, а в словосочетаниях. Например, почтовое отправление - бандероль.

3.                       Учитель должен создавать такую учебную ситуацию, чтобы учащиеся как можно чаще употребляли нужные термины.

4. В процессе сообщения нового материала учитель обращается к новым словам, объясняет их значение. Учитель предупреждает, что в конце урока проверит, как учащиеся усвоили новый материал. Это мобилизует внимание учеников.

На уроках СБО требую, чтобы учащиеся давали полные ответы. Для этого применяются демонстрационные карты – планы: технологические и операционные; предметные, графические, словесные. Каждый пункт плана размещен на отдельной карточке. Вначале каждый элемент плана предъявляется педагогом вместе   с демонстрацией и объяснением каждого приема, операции. Вслед за этим, опираясь на расставленные в нужной последовательности карточки, воспитанники отвечают на вопросы педагога и в процессе коллективной беседы план выполнения трудового процесса (например, последовательность работы с утюгом). В работе над планом надо приучать детей обосновывать свой ответ, т.е. доказывать или объяснять, почему они думают так, а не иначе. Такая многообразная работа позволяет учащимся осознанно усвоить ориентировочные и планирующие действия, и в дальнейшем использовать их самостоятельно. У детей формируется мыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполнения операций. Чувственно-предметная трудовая деятельность переходит в мыслительную.

                  Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации. Рекомендуется, в качестве примера учащимся предлагать готовые диалоги, которые выдаются учащимся (например, диалог работодателя и соискателя на вакансию, покупка билета в железнодорожной кассе, получение справки по телефону, диалоги с различными работниками жилищных контор) и т. д.

  Большое внимание уделяется речевому этикету. В кабинете на стенде есть «Формулы вежливости», к которым мы обращаемся не только во время изучения темы «Культура поведения», так же применяются карточки с «волшебными словами», различные задания с ними - сгруппировать, найти слова приветствия, слова благодарности и т. д. в процессе выполнения этих заданий так же развиваются и мыслительные процессы – анализ, синтез, обобщение и др.

         С целью активизации мыслительной деятельности школьников на уроках СБО создаются  условия для непреднамеренного запоминания специальных терминов и понятий, новых слов.   Учащиеся лучше запоминают их в процессе игры, разгадывании кроссвордов. Игровая задача кроссворда заставляет учащихся задуматься над ответом на конкретно поставленный вопрос.

В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто назвать правильно термин, слово, но и применить его в контексте, рассказывая о последовательности выполнения работы или описывая предмет. Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному. Дети привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять модели изделий по описанию. Использование кроссвордов, тестов повышает интерес к учебе. Игра способствует эффективному непроизвольному запоминанию учебного материала, формирует навыки правильного написания терминов, воспитывает усидчивость. Также используется тестирование. Которое стимулирует аналитико – синтетическую деятельность мозга, предусматривает сопоставление письменных инструкций с действительностью.

     Умственно-отсталый ребенок часто не обдумывает свои действия, не предвидит результата. Этот недостаток связан с некритичностью мышления. Для коррекции мышления применяются следующие задания: нахождение отличий и ошибок на рисунках - например, найти ошибки при уборке помещения, и   т. д. для активизации мыслительной деятельности применяются проблемные ситуации, например: мальчик хочет взять печенье, которое находится далеко от него, на другом конце стола. Как ему поступить?

            Для коррекции памяти   и внимания применяются различные дидактические игры «Посмотри и запомни», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Цепочка», «Кто больше назовет или запишет продуктов?», «Найди ошибку». Для лучшего запоминания   правил   используются записи на наборном полотне, на доске. Запись может быть представлена с использованием рисунков, символов, слов, слов и рисунков одновременно.

            Формируя у учащихся отношение к социокультурным ценностям и соответствующие нормы поведения, у учащихся воспитываются такие нравственные качества, как доброжелательность, внимательность, участливость, заботливость, стремление оказать услугу, самостоятельность, активность, решительность, желание доводить начатое дело до конца, умение преодолевать трудности, тем самым развивается эмоционально- волевая сфера (например, при изучении темы «Питание» учащимся предлагается и поощряется стремление довести дело до конца - после приготовления пищи вымыть посуду и прибраться на кухне).

В познавательной деятельности коррекция направлена на разви­ тие умений воспитанников выделять главное в получаемой инфор­мации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый ма­териал с ранее усвоенным.

В трудовой, в том числе и бытовой деятельности главная коррек ционная задача - формирование общетрудовых интеллектуальных умений: умения ориентироваться в условиях предстоящей деятель­ ности, анализировать ее, планировать необходимые действия, осу­ ществлять самоконтроль. Уровень развития общетрудовых умений определяет трудовую самостоятельность человека. Чем выше тру­ довая самостоятельность человека в быту, тем в меньшей помощи и опеке он нуждается. Между тем, основным недостатком трудовой деятельности умственно отсталых детей является именно ее низкая самостоятельность. Поэтому в процессе подготовки детей к бытово­ му труду необходимо уделять большое внимание развитию обще­ трудовых интеллектуальных умений.

 

Литература:

 

Гладкая В. В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие. М., «Издательство НЦ «ЭНАС», 2006 г.

 
 

 

 

 



Тэги: Доклад, сбо



ОБСУЖДЕНИЕ


Татьяна Викторовна Булатова2012-03-25 15:00:08 - Татьяна Викторовна Булатова
Извините за прямоту...скукотища
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Всегда раздражаюсь, когда на педсоветах загружают подобными сообщениями. Педагоги, как дети: они тоже любят поиграть!
Елена Валерьевна Скрипина2012-03-25 15:38:35 - Елена Валерьевна Скрипина
Это Ваше мнение, спорить не собираюсь. Не на всех педсоветах могут быть игры, и не все педагоги любят играть. Я поделилась своим опытом. Спасибо за комментарий.
Наталья Анатольевна Урбанович2012-03-25 15:40:42 - Наталья Анатольевна Урбанович
Педагоги - не дети, они должны воспринимать и серьёзную информацию. Я вообще играть как-то не очень люблю.
Ольга Николаевна Козина2012-03-25 15:41:55 - Ольга Николаевна Козина
СОВЕТ ПЕДАГОГУ
 самая большая формула успеха - знание как обращаться с людьми
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



g6:f7+
Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила) Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!` Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых.
Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
В деревне никто не работал 1-го мая... все (или в большинстве) гуляли. На демонстрацию собирались с вечера - ветки с почками украшали искусственными цветами, утром - надували шары (бывшие большим дефицитом или жаль было денег на них) и всей семьей выходили из дома в парадных одеждах. Дети шли в школу. Родители шли на своё место работы, там формировались колонны, которые двигались к сердцу села - на площадь... с песнями и от чего-то хорошим настроением! По большому овалу общая колонна двигалась по площади. Когда какая либо организация приближалась к трибуне, её чествовали добрыми словами. Например : `Слава труженикам полей и ферм!`. Самой многочисленной колонной была школа. В репродуктор называли лучших учеников - отличников и сопровождающих нас - учителей. После демонстрации - детям свобода, а взрослым - гульба. Но мы - дети организовывали себя сами. Это был поход в лес, в горы - с сумкой с вареными яйцами, салом и молоком в бутылке. Запомнилось, что бутылка закрывалась самодельной пробкой из газеты. Не боялись никаких клещей... Если случалось, что цапнет - выкопаешь его и помажешь зеленкой (вечером). ещё зароилось в голове множество моментов из нашего детства, которые наверняка были и вашей жизни, друзья. Но однозначно - не работали (отвечаю на вопрос Вадима Ивановича). Был праздник - у каждого свой.
Вчера хоронили Сашу Дерендяева - моего ученика из первого выпуска, который состоялся 41 год тому назад. Саше , значит, на сегодня где-то 55 лет. В таком возрасте пошёл добровольцем на СВО. Мог бы, будучи прекрасным механизатором, технику на СВО ремонтировать, но пошёл на передовую штурмовиком. Правильным был очень. Настоящий патриот. Мама его Татьяна Арсентьевна так правильно воспитала. В классе, когда учился, был самым трудолюбивым и очень аккуратным: белая отглаженная рубашка, красный галстук - всегда, как на парад. Так жалко, что не увижу больше его никогда.(( В коллективе его звали Ленин - вот за просто так ТАК не назовут. Саша Кондратьев Работящий был человек. Это комментарий к моей заметке в `Одноклассниках`. Сегодня мне бывший агроном колхоза сказала: `На нём колхоз держался. Я даже не знаю, когда он спал. Днём на грузовой машине работал, на зернотоке оператором трудился, ночью сторожем в гаражах, параллельно машины ремонтировал.` И это не преувеличение - так и было! И честь, и совесть у людей есть. Никто никуда не побежал из деревень, в отличие от богемы, а многие пошли добровольцами на СВО. И я горжусь своими учениками.
Файл не скачивается. Файл не скачивается.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/