Удивительный Боэций -
Учитель, мудрец, заступник!
Продолжая свои искания о людях внесших наивысший вклад в
духовно нравственное воспитание человечества, не могу не остановиться на фигуре
римского философа Северина Боэция! Удивительно, но само его имя – Боэций,
переводится с греческого, как «заступник».
Высшее Благо, по Боэцию, – это то, что сияет вечной славой и
преисполнено светлой радостью, что обладает великой и непобедимой силой, что ни
в чем не нуждается, что заслуживает высочайшего уважения и почитания. Это Благо
он отождествляет с Богом.
Благо достигается на пути нравственного совершенствования
человека, на пути добродетели. Творя добро, мы обязательно приобщаемся ко всей
полноте блага, к высшему и абсолютному Благу, а тем самым к своему блаженству.
Боэций был автором многих учебников по всем предметам,
которые впоследствии изучались в средневековых школах. Он писал трактаты о
математике и музыке, кратко изложил учение Пифагора и его последователей. С
ранней юности философ работал над тем, чтобы популяризировать среди жителей
Римской Империи труды известных греческих мыслителей. Он перевёл на латынь
работы Аристотеля в области логики, а также книги неоплатоника Порфирия. Причем
учёный не просто дословно излагал тексты, а упрощал и сокращал их, снабжая
собственными комментариями. В итоге именно его книгами пользовались в высших
школах и монастырях раннего Средневековья в качестве учебных пособий. Да и сам
он написал несколько трудов о логике. Кроме того, Боэций известен и как
христианский богослов. Прежде всего, известны его труды, посвященные проблеме
толкования Троицы и ее Лиц, а также обзор катехизиса католической веры.
Сохранились и полемические произведения, в частности, направленные против
Евтихия и Нестория.
Мыслитель часто выступал против злоупотреблений властью. И это
не кончилось для него добром. Оболганный недругами перед царем Теодорихом, Боэций
попал в тюрьму. И пока мыслитель, посаженный в тюрьму по подложному обвинению,
ожидал суда и предрешённой казни, он создал произведение, которое стало одним
из самых популярных трудов эпохи средневековья - «Утешение философией».
Анализ этого труда Боэция, прежде всего, приводит нас к
мысли о том, что автор пытается решить одну из самых насущных проблем
христианской теологии своего времени. Можно ли совместить промысел Божий со
свободой воли, и как именно? Философ сталкивает две вроде бы противоречивые
концепции. Если Бог знает всё, что будет, и предвидит любой наш поступок, как
мы можем тогда говорить о свободе воли? Но это одна сторона проблемы. Если мы
будем придерживаться постулата о том, что человек сам выбирает между добром и
злом и определяет своё будущее, то как мы можем говорить о всеведении Божьем,
особенно в плане грядущего? Боэций разрешает эту проблему таким образом, что
речь идет только о видимом противоречии. Даже зная о наших будущих действиях,
Бог не является их непосредственной причиной. Поэтому человек должен сам делать
благо, быть добродетельным, не совершать злых поступков, а умом стремиться к
истине. Философ написал это произведение не только в прозе, но перемежал
рефлексии хорошими стихами. Форма его труда была доступна не только учёным, но
всякому грамотному человеку.
«Утешение философией» Боэций написал в форме разговора.
Собеседниками являются он сам и олицетворённое мышление, то есть собственно
Философия. Интересно, что автор, несмотря на то, что основной темой его труда
являются теологические рефлексии, вовсе не раскладывает перед читателем набор
христианских клише. Нет, он именно говорит о том, как может утешить человека в самой
ужасной ситуации любовь к мудрости, и даже с горькой иронией вспоминает, что
ханжи упрекали его в занятиях философией вопреки молитвам. Но, Боэций не является
антиклерикалом, он, прежде всего, был образованным римлянином. Поэтому в своих
рассуждениях он много места уделяет тому, что истинное величие духа
раскрывается в несчастье. А в пример философ приводит жизнеописания великих
римских граждан. На них он равняется в своём горе.
Содержание «Утешения философией» Боэция можно кратко изложить
так. В начале, облегчая свою душу, автор излагает постигшие его горести. Две
первые главы написаны в форме исповеди. Затем он переходит к осмыслению природы
человека и того, что может принести его душе спокойствие в самых неприятных
обстоятельствах. Философ приходит к выводу о том, что всё земное преходяще, а
блага и ценности имеют разное значение. Когда все плохо, начинаешь поневоле
понимать, что самое главное – это те драгоценности, которые даже в тюрьме
нельзя отнять. Это любовь к супруге, благородство, честь семьи и имени.
Излагает все это мыслитель так просто и откровенно, без всякого пафоса и
искусственности, что это сразу же вызывает доверие.
Далее стиль написания меняется, и дальнейшие главы изложены
в стиле платоновских диалогов. Философ переходит к рассуждениям о том, в чем
состоит цель жизни человека. Он задаётся вопросом, что для людей является
высшим, истинным благом, и как отличить его от теней и подделок. И на помощь
мыслителю приходит Платон и его последователи. Внешние блага и чувственный мир –
это только призраки. Они текут, как песок сквозь пальцы. А вот истина и
невидимое царство духа – это настоящая родина человека. Но она недоступна
тиранам и злым людям. А, следовательно, настоящий человек может быть счастлив и
в тюрьме. Жестокий же обижен судьбой всегда, даже если он правитель. Таким
образом, награда за добродетель заключена в ней самой, а наказание за зло –
тоже в нём самом. Так, собственно говоря, действует промысел Божий.
Много внимания в конце своего труда Боэций уделяет философии
и поэзии, а также главному вопросу книги – соотношению свободы воли и
божественного предопределения. Автор упрекает муз в том, что они стенают и
страдают вместе с ним, только подтачивая его мужество. Поэтому в поэзии он
утешения не находит. А вот богиня Философии – это другое дело. Беседуя с ней,
можно отвлечься от собственных страданий и поговорить о судьбах мира и фортуне.
Богиня помогает Боэцию познать Божий промысел и понять разум, управляющий
Вселенной. Это даёт ему силы встретить казнь мужественно и даже с радостью.
Само повествование идёт как бы в двух планах – философско-теоретическом и
психологическом, когда страдающий узник, постепенно отказываясь от земных
страстей и готовясь к иному бытию, поднимается над проблемами и горестями
нашего мира, открываясь навстречу судьбе.
После казни Боэция Теодорих испугался. Он приказал скрыть
тело философа и его тестя Симмаха, который был казнён по таким же обвинениям,
чтобы его не упрекали в тирании. После смерти короля его дочь Амаласунта,
правившая от имени своего несовершеннолетнего сына, признала, что Теодорих был
неправ. Она вернула вдове Боэция и его детям все привилегии и конфискованное
имущество.
Популярность же «Утешения философией» Боэция - труда,
написанного незадолго до казни, была просто удивительной в Средние века. Ведь
во все времена появлялись тираны, готовые предать человека казни по навету. И
всегда к услугам таких несчастных были его исполненные надежд на открытые
небеса христианские идеи. Не забыт мыслитель и в наше время. В честь философа
были названы два кратера – один на Меркурии, а второй – на Луне. Крылатые фразы
Цитаты из «Утешения философией» Боэция были столь распространены, что в эпоху
Возрождения автор сделался любимцем Петрарки и Боккаччо. Особенно любимыми были
рассуждения «последнего римлянина» о Фортуне, а также о том, почему смертные
стремятся к внешним признакам счастья, когда всё это находится внутри них. Ведь
если человек познает себя сам, он найдёт огромную ценность. И её никакая
Фортуна не сможет забрать ее с собой. Боэций также сделал популярным
психологические характеристики находящегося в несчастье человека. Ведь, по его
мнению, ожидание смерти, к примеру, более жестоко, чем она сама, поскольку
сильнее угнетает душу, являясь настоящей пыткой.
Труды Боэция имеют большое значение и в культуре Можно
сказать, что переводы, способ изложения и цитирования, а также научный аппарат,
использованный Боэцием, сделали его настоящим отцом схоластики. А «Утешение
философией», краткое содержание которого изложено выше, очень повлияло на более
позднюю литературу Западной Европы. Стихи из этого труда начали перелагать и
петь под музыку ещё в 9-11 столетиях. А англосаксонский король Альфред Великий,
попавший практически в те же жизненные обстоятельства, что и Боэций, написал в
десятом веке собственную переработку его сочинения, чем ещё больше его
популяризировал. После этого книга сделалась практически народной и имела очень
много читателей в родной для философа Италии, а также в Германии.
Труды Боэция, по которым учились студенты, наверное, всех
университетов Западной Европы, были включены в «программу» семи свободных
искусств – тривиума и квадривиума. Первое издание всех произведений учёного на
латыни появилось в Венеции в 1492 году. А неслыханная слава самого знаменитого
труда Боэция привела к тому, что его начали печатать на других языках. Первый
перевод с латыни на английский «Утешения философии» осуществил известный поэт
Джеффри Чосер в шестнадцатом веке. Неоднократно издавался этот труд и в России.
Первый такой перевод появился в 18 столетии. В 1970 году частично он был
напечатан в издании «Памятники средневековой латинской литературы». А в 1990 г.
появился полный научный перевод Боэциия на русском языке («Утешение
философией», а также другие произведения).
Родился Северин Боэций приблизительно в 480 году нашей эры.
Мать его была аристократкой и происходила из патрицианского рода Анициев. Отец
будущего философа, как полагает большинство историков, занимал важные
государственные должности. Он был римским консулом, префектом и преторием.
Возможно, род отца был греческим. Дело в том, что именно он носил и передал
сыну прозвище «Боэций». А это слово по-гречески означает «заступник». Но
мальчик очень рано стал сиротой. Когда отец умер, ему было семь лет. Боэция
вырастил в собственной семье один из самых учёных и влиятельных римлян – консул
и сенатор Квинт Аврелий Меммий Симмах. В этом же доме мальчик получил
прекрасное первоначальное образование. Кстати, о том, где он учился дальше,
историки до сих пор спорят. Некоторые утверждают, что он ездил слушать
известных философов-неоплатоников в Афины или Александрию. Другие доказывают,
что он мог получить образование, не покидая Рима. Так или иначе, в возрасте 30
лет Боэций был женатым человеком (его супругой стала Рустициана, дочь его благодетеля
Симмаха), имел двоих детей и слыл одним из самых эрудированных людей своего
времени.
Философ жил в трудное время. Он увидел крушение Римской
империи, которое стало ударом для многих людей – и элиты, и народа.
Государство, в котором он жил, развалилось на части. Рим захватил остготский
король Теодорих. Однако он не изменил систему правления в Италии. Поэтому
поначалу образованные римляне и дальше занимали высокие посты. Боэций стал
консулом, а после 510 года сделался первым министром королевства. Но, как это
часто бывает, там правили не закон и порядок, а интриги и личные счёты. Как у
всякого умного человека, у Боэция было много недругов. В 520 или 523 году
философа обвинили в государственной измене. Его заключили в тюрьму, где он
пробыл год или два. Именно там и написал Боэций «Утешение философией».
Состоялся заочный суд, на котором его признали виновным в заговоре против
короля, попытке свержения власти, святотатстве, магии и прочих смертных грехах,
а затем казнили. Ни место, ни точная дата смерти философа неизвестны. Его
символическое надгробие находится в городе Павия (Италия), в одной из местных
церквей.
Подробнее можно посмотреть на FB.ru: http://fb.ru/article/359572/severin-boetsiy-uteshenie-filosofiey-kratkoe-soderjanie-tsitatyi-istoriya-napisaniya
Немного упростил и
сократил этот материал, а наиболее интересные мысли и афоризмы Боэция, дам
следующим постом. Как жаль, что эта фигура незаслуженно забыта. Хотя, что
говорить, и про Пифагора мало кто знает. Однако, Мудрость и Истина ждут своего
часа!
С Любовью,
СЕ