|
| Проблема школьной психологической службы имеет серьёзное теоретическое и практическое значение, от выбора форм и направления работы каждого конкретного психолога зависит решение такой, ключевой для нашего общества проблемы, как воспитания конкурентно способной личности и развитие свободного, активного, творчески мыслящего человека
За последние несколько лет роль психолога, работающего в системе образования, заметно изменилась. Прошел бум повальной и фронтальной диагностики, когда только одно слово тест вводило основную массу учащихся, родителей и учителей в эйфорию и восторг. Прошло время и все книжные магазины и киоски завалены разного рода психологической литературой. Многие издательства перепечатывают неизвестно откуда взявшиеся сомнительные тесты, выдавая их за тонкий психологический инструментарий. Под влиянием неудержимого интереса к психодиагностике, к психологии вообще количество коммерческих ВУЗОВ, дающих нашей стране разного вида психологов, растет, как на дрожжах. Выпускники ВУЗов приходят в школу, имея разную базовую подготовку и качество полученного образования, так как школа является на сегодняшний день самым доступным социальным институтом, имеющим запрос на специалистов данного профиля. Однако состояние школьной психологической службы похоже на строительную площадку, где есть только котлован, и все нужно построить самим. А что строить и как строить, что вообще это должно быть каждый вынужден решать сам. Многие директора школ слабо представляют себе, чем должен заниматься психолог в школе: помогать при решении конфликтных ситуаций, замещать уроки, вести учебные предметы, проводить индивидуальные и групповые занятия с детьми, заниматься консультированием педагогов и родителей? При собеседовании с психологом директор уверенно заявляет: Да, да, всем этим, и еще, чем будет нужно в данный момент! Работа психолога в таком режиме похожа на деятельность Службы спасения и требования к квалификации не ограничены никаким юридическим документом.
Школьный психолог должен работать только на уровне своей компетенции, но ситуации, возникающие в школьной жизни, могут быть нестандартными и нерешаемыми в рамках школы. В этом случае на помощь школьному психологу должны прийти работники МПСЦ, которые функционируют в каждом округе. Особенно хочется отметить роль психологов, осуществляющих методическую помощь и поддержку психологам образовательных учреждений в подобных ситуациях, методист-психолог может скоординировать деятельность, как самого психолога, так и всех участников психолого-педагогического процесса. Станет наставником для молодого специалиста. Окажет помощь педагогическому коллективу, родителям в решении конкретных проблем.
|
|