Старооскольская глиняная игрушка
В отличии от давно известной в России кожлянской глиняной игрушки, Старооскольскую, как самостоятельный промысел, исследователи выделили лишь в середине 80–х годов прошлого века. Ведь Старый Оскол в недалеком прошлом был курским уездным городом.
Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, посадскую и городскую. Давно известны крестьянские — рязанские и каргапольские, городские — романовские игрушки. А посадская, казалось, навсегда утрачена. Именно такую игрушку в неиспорченном виде нашли в Старом Осколе. Женские фигурки ярко представляют лицо промысла.
Посадская игрушка представляет собой нечто среднее между городской и крестьянской. В ней нет жанровой описательности, которая присуща городской, нет и условности и упрощенности крестьянской игрушки. В этих фигурках сразу узнаешь домашних животных. Игрушки забавны, но в то же время радуют глаз изящность и точность передачи образа.
В Староосколье одним из древнейших промыслов был гончарный. Его развитию способствовали многочисленные залежи глин. Целые семьи занимались гончарством. И почти всюду, лепили «мелочь» — свистульки и забавные фигурки. Занимались этим «потешным» делом женщины и дети: лепили и расписывали после обжига. Для обжига устраивали в меловой горе горны, заготавливали огромные пни, чтобы долго тлело и держалось тепло.
С конца XVIII века известен гончарный промысел города Старый Оскол. Гончары селились в слободе на Казацких буграх. Они лепили из местной белой глины бытовую посуду. Традиционная старооскольская игрушка — это фигурка не более 10 см в высоту, изображающая людей или животных. Особого расцвета промысел достиг в конце XIX в., но к 30–м годам XX в. Угас. Старые мастера не имели учеников. Дети и внуки не наследовали, как было в старину, родовое ремесло. Стали считать это кустарщиной, признавая только фабричный образец. И, казалось бы, погиб промысел старооскольский, как случилось во многих других русских городах, но несколько лет назад благодаря усилиям искусствоведов и старых мастеров он был возрожден.
В 1985 г. Приехал в Старый Оскол искусствовед Н. Никитин и разыскал уже немолодых народных игрушечниц — сестер Гончаровых, Ольгу Михайловну (1911–1997) и Наталью Михайловну (1918 г. р.), — привез им глину и уговорил мастериц вылепить несколько игрушек. Сам Никитин их обжег, а Гончаровы раскрасили. Получились необыкновенно интересные и веселые игрушки. В 1987 г. старооскольская игрушка появилась на выставке «Народное гончарство России» .Так бабушки Гончаровы вернули в нашу жизнь старинную детскую забаву, возродили технологию ее изготовления, которой овладели еще в детстве и которую хранили в памяти долгие годы .
«Мы как разукрасим свистульки зелёнкой и малинкой и выйдем на базар расставим игрушки. Сейчас же ребятишки сбегаются, кругом облепят. Смотрят, дивуются, то шумят, то притихнут — глядят на игрушки молча. Ведь это же красота!» — вспоминает мастерица .
Интересны игрушки Ларисы Павловны Шамыгиной, дочери потомственного гончара. Её работы особенные, несколько грубовато вылепленные, с незамысловатой раскраской. От этих фигур веет глубокой архаикой. Этим они и ценны для науки.
Незамысловатые, по–детски наивные фигурки барышень, всадников, мишек, петушков и баранчиков, радуют глаз формой и росписью. Глиняные игрушки Гончаровых и Шамыгиной — постоянные экспонаты на всех выставках народного творчества в Старом Осколе и Белгороде, а также на многих всероссийских выставках.
Сегодня, когда, старооскольская глиняная игрушка занесена в каталог «Народные промыслы России», уже гораздо смелее применительно к ней можно пользоваться такими гордыми прилагательными — определениями. И всё же, самым убедительным доказательством своей исторической и художественной ценности является она сама. Старооскольскую игрушку легко отличить от других — она ни чем не тонируется, не глазуруется. Мастера Оскольского края, отдавая дань благородству материала в котором они работают, словно предлагают зрителю полюбоваться и оценить выразительные свойства глины. Шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых и быстрых рук мастера, поверхность игрушки лишний раз указывает на рукотворность этого маленького глиняного чуда, способного передавать энергию солнца, земли, воды, огня, сошедшихся вместе в этом волшебном материале.
Старооскольская игрушка обладает простотой и лаконичностью форм. Обусловленные принадлежностью к промыслу, то есть необходимостью заработать, простые, отработанные временем, «скорые» приёмы лепки, передающиеся от поколения к поколению «традиционные» это то, что роднит с любой другой народной игрушкой. Эта, возможно вынужденная, а может намеренная простота компенсируется семантическим богатством, наполненного символическим значением декора, в Старооскольской игрушке — росписи .
Изучая творчество Гончаровых, выросло уже не одно
поколение современных мастеров, среди которых народные мастера Старооскольской игрушки Владимир Иванович и Татьяна Викторовна Лобынцевы, Валентина Павловна Пырьева, Валерий Евгеньевич Шевцов, Татьяна Анатольевна Шиян.
Ксения Белоус.
Свежеслепленные.
Старооскольская посадская
глиняная игрушка