Намерение и вторичные выгоды. - Фарида Гайнановна Ахтямова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Картинки по кулинарии
 ▫ Овощи
 ▫ Картинки-школа
 ▫ Картинки шитье.
 ▫ Картинки шитье
 ▫ Технологические таблицы.
 ▫ 5 класс (дев.)
 ▫ Холодные блюда из овощей-5кл.
 ▫ Вышивка в 5 классе
 ▫ Материаловедение 5кл.
 ▫ Картинки `Салаты`
 ▫ Фестиваль цветов (цветы из лент по шаблону)
 ▫ Фартук
 ▫ Контрольные работы,тесты,кар- точки
 ▫ Кукла-узбечка
 ▫ 6 класс (дев.)
 ▫ Материаловедение- -6кл
 ▫ Шитье.
 ▫ Кулинария
 ▫ 7 класс (дев)
 ▫ 8 класс.
 ▫ Тесты,, контрольные срезы.
 ▫ творческие работы -8кл.
 ▫ 9 класс.
 ▫ Экодебаты
 ▫ учебники по профориентации.
 ▫ Анализ сложности профессии
 ▫ Типичные ошибки при выборе профессии
 ▫ Общие документы
 ▫ Календарно-темат- ические планы
 ▫ Разное
 ▫ Кружковая работа
 ▫ `Креативное вязание`- крючок
 ▫ Кружок `Рукоделие`-(выш- ивка лентами)
 ▫ Мои работы
 ▫ Вязание
 ▫ текстильная бижутерия
 ▫ Сумки
 ▫ Переделка футболки
 ▫ Цветы из ткани
 ▫ Поздравления
 ▫ Поздравление с 8 марта. Презентация.
 ▫ Физкультминутки
 ▫ Готовимся к уроку
 ▫ Рамки для MS WORD
 ▫ Грамоты
 ▫ Диплом за лучший узбекский национ. танец.
 ▫ Внеклассная работа










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Фарида Гайнановна Ахтямова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Фарида Гайнановна Ахтямова / Блог / Намерение и вторичные выгоды.


ЗАПИСЬ #14

КОММЕНТАРИИ (3)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


16 августа 2016, 03:35, автор - хозяйка блога
Фарида Гайнановна Ахтямова

Намерение и вторичные выгоды.

(в помощь кл. руководителю)

Намерение 

-это цель, которая лежит за любым поведением. И оно служит определенной цели. Даже у вроде бы негативного поведения есть всегда полезное для человека намерение.

Всё что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений.

Критерии позитивного намерения

Позитивное намерение должно отвечать следующим критериям:

  • это цель – то есть то, что человек хочет достигнуть, отвечает на вопрос: «Чего ты хочешь?»;
  • это внутренняя цель – то есть касается внутреннего состояния или оценки человека, например в будущем иметь хорошо оплачиваемую профессию.
  • эта цель позитивна для человека - например,  «ненавидеть себя» может быть внутренней целью (намерением), но задавая уточняющие вопросы, мы, в конце концов, придем к положительному намерению, например «успеху» или «любви».
Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели.

Как выяснить намерение

Выяснить намерение, стоящее за каким-то поведением, можно задавая вопросы:
Зачем тебе это нужно?
Что тебе это даст?
Что ты от этого получишь?

Например:
- Я боюсь подойти к красивой девушке. [поведение]
- Зачем тебе нужен этот страх, что он тебе даёт?
- Ничего не даёт, только мешает.
- А если подумать, что-то он наверно тебе всё-таки даёт, зачем-то он тебе нужен? Может он защищает тебя от чего-то или мотивирует?
- Ну, я боюсь получить отказ.
- А что произойдёт, если тебе откажут?
- Я буду чувствовать неуверенность в себе. Так что получается, что страх позволяет мне оставаться уверенным в себе. [намерение]

метарезультат

Цель поведения, не отвечающую критерием намерения - то есть она внешняя и/или не позитивна для человека - называют метарезультатом
Например:
- Я кричу на людей. [поведение]
- Зачем ты это делаешь?
- Я хочу, чтобы они испугались. [метарезультат]
- И что это тебе даст?
- Они будут меня бояться. [метарезультат]
- А зачем тебе, чтобы люди тебя боялись?
- Тогда они мне вряд ли навредят.
- Ты не хочешь, чтобы люди тебе навредили. А чего ты хочешь в таком случае?
- Чтобы они вели себя тихо. [метарезультат]
- А зачем тебе, чтобы они тихо себя вели?
- Это даёт мне уверенность. [намерение]

Зачем выяснять намерение

  Умение выяснять намерение, а особенно разделять намерение и поведение, может быть полезным:

  • в коммуникации – более эффективно реагировать на намерение, а не на поведение;
  • в само-исследовании – знание собственных намерений позволяет понять, к чему же мы стремимся;
  • для терапии – определить намерение необходимо в большинстве случаев работы с подростком.
  • для большей поведенческой гибкости - одно и то же намерение можно пытаться достигнуть разными способами, и зная намерение можно эти способы более эффективно подбирать.

Иногда просто выяснение намерения помогает человеку самостоятельно изменить проблемную ситуацию.

Различие между намерением и поведением

Намерение – это внутренняя позитивная цель, поведение – это попытка достигнуть этой цели. Обратите внимание на слово попытка – зачастую способ, при помощи которого человек пытается достигнуть своей цели? может быть совершенно неэффективным. Например, демонстрация обиды зачастую является весьма неудачной попыткой получения одобрения.
Намерение отвечает на вопрос «зачем?» и в большинстве случаев описывается номинализацией или фразой с номинализацией:
получение удовольствия;
одобрение;
подтверждение любви;
спокойствие;
получение информации.
Поведение же отвечает на вопрос «как?», «каким способом?» и чаще всего выражается фразой с глаголом:
приходить вовремя;
удивляться;
тщательно подбирать слова;
быстро перебегать дорогу.
НО! Поведение в некоторых случаях тоже может описываться и фразой с номинализацией:
обида;
возмущение;
демонстрация эмоций;
изменение.

когда мы думаем о чём-то, как о цели которой хотим достигнуть, – это намерение или метарезультат;
когда мы думаем о чём-то, как о способе достижения цели, – это поведение.

Именно поэтому к любому намерению можно задать вопрос: «что это тебе даёт?» или аналогичный, и получить намерение более высокого уровня.
- Я обижаюсь на сестру. [поведение]
- Зачем ты это делаешь?
- Я хочу, чтобы она начала меня слушать. [метарезультат]
- А зачем тебе, чтобы сестра тебя слушала?
- Если она меня не слушает – это означает, что я ей безразлична.
- А если она тебя слушает?
- Если он меня слушает – значит я для нее важна. [намерение]
- То есть ты кричишь на сестру, чтобы она показала, что ты важна для нее?
- Да.
- А что лично тебе даст то, что она показывает, что ты для нее важна?
- Это означает, что она меня любит. [намерение более высокого уровня]
- А зачем тебе, чтобы она тебя любила?
- Это даёт мне уверенность в себе. [намерение более высокого уровня]
- А если ты будешь уверена в себе целиком и полностью – к чему ты будете стремиться более важному?
- К гармонии, наверное. [намерение более высокого уровня]

Поиск намерения более высокого уровня не бесконечный процесс – в конце такой цепочки находится то, что называют «сущностными» или «глубинными» состояниями. По этому поводу можно почитать книгу Стива и Коннирэ Андреас «Сущностная трансформация».

Подходящее поведение

Вообще говоря, подходящее поведение должно удовлетворять следующим критериям. Оно должно быть:

  • эффективным – позволяет достигать поставленной цели;
  • надёжным – это происходит регулярно, а не изредка;
  • доступным – это можно легко получить или использовать;
  •   экологичным– последствия этого действия для вас приемлемы.

Например, поедание тортов и курение для получение удовольствия эффективно, надёжно и доступно, но достаточно не экологично – портит здоровье.
Игра в компьютерные игры как способ убить время – эффективно, относительно доступно, более-менее экологично, но для большинства совершенно бесполезно.
Получасовая прогулка по лесу как способ успокоиться – эффективно, надёжно, экологична, но в большинстве случаев не доступно (например, во время экзаменов).

Вторичные выгоды

Если намерение – это основная цель действия, то вторичные выгоды – это цели, которые человек удовлетворяет попутно, как "бонус". То есть
Вторичные выгоды тоже крайне важны.Именно наличие большого числа вторичных выгод, в большинстве случаев, создаёт трудности при изменении нежелательного поведения. Например, курение может быть весьма не экологичным способом получить удовольствие - здоровье ухудшается, зубы жёлтые, кашель, - но бросить курить мешают как раз большое количество вторичных выгод: курение как способ разбить время, отвлечься, расслабиться, завязать контакт и так далее.
Нужно понимать, что

поведение может быть неэффективно, как способ реализации намерения, но как способ реализации вторичных выгод оно эффективно всегда.

То есть человек вот этим конкретным действием может не достигать основной цели, но «побочные» цели он точно достигает . Контекст: взаимодействие с друзьями.
Поведение: демонстрация неуверенности.
Намерение: безопасность.
Вторичные выгоды: привлечение внимания, подтверждение важности, спокойствие.
Так что если мы хотим найти другое, более подходящее поведение, кроме того, что оно должно быть эффективным, надёжным, доступным и экологичным, нам нужно ещё определить, как удовлетворять вторичные выгоды.

Хорошо бы найти новые способы, чтобы они удовлетворялись именно этим новым вариантом поведения.

Как определить вторичные выгоды

Что ещё [это] тебе даёт?
Что ещё при помощи [этого] ты получаешь?

Учтите, что одно и то же поведение в различных контекстах может удовлетворять различные вторичные выгоды (впрочем, как и различные намерения). Так что если вы ищете вторичные выгоды для поведения, которое человек использует в большом количестве контекстов, вам необходимо будет исследовать каждый из них.

- Я много ем. [поведение]
- Зачем ты это делаешь?
- Когда я сыта, я наконец расслабляюсь.[намерение]
- Так это замечательно!
- Что же в этом хорошего - я полнею.
- А зачем тебе быть полной?
- Совершенно не за чем!
- Ты уверена? Подумай, скорее всего ты наверняка от этого что-то получаешь.
- Ну да. Когда я полная, я чувствую себя более уверенно.[вторичная выгода]
- А что именно даёт тебе уверенность?
- Ну, ко мне вряд ли будут подходить чтобы обидеть мальчики.
- А что ещё тебе даёт полнота?
- Я чувствую себя более крупной и думаю, что смогу справиться со сложной ситуацией.[вторичная выгода]
- А ещё?
- Чувство безопасности - я выгляжу человеком, который может дать отпор. [вторичная выгода].

В беседе учителя и ученика должно быть не просто высказывание нравоучений и претензий на счет поведения, но и желание выявить причины такого поведения, скрытые намерения и вторичные выгоды...Иногда они на проверку оказываются ложными и невыгодными для ребенка. Например: вызывающее поведение при разговоре со взрослыми, создание неглассных группировок  и обособленность от других учащихся, грубость и преследование более слабых физически учащихся...

Учитель должен помочь ребенку разобраться в себе самом.



Тэги: психология общения, намерения и вторичные выгоды, изменение поведения, конфликтология



ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Владимирович Серолапкин2016-08-16 09:22:19 - Александр Владимирович Серолапкин
Намеренье: съездить на велосипеде на пруд, искупаться.

Внутренняя позитивная цель: получить пользу
для здоровья и много ярких впечатлений.

Поведение: сижу в Интернете, жду, когда картошка сварится.
Голодный же не поедешь ?
Фарида Гайнановна Ахтямова2016-08-26 10:14:27 - Фарида Гайнановна Ахтямова
Позитивные намерения!
Александр Владимирович Серолапкин2016-08-26 10:25:42 - Александр Владимирович Серолапкин
Вот и опять... Надо заказать книжку, купить маме продукты...
Но - голодный же не поедешь ?
А после еды хочется спать.
Значит, надо заморить червячка.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу
Letyshops [lifetime]













Новые комментарии



Елена Витальевна, спасибо большое за такую интересную и полезную папку `Символика России`.
Сентенция про Ленинград очень даже ничего. Что-то прям тарантиновское, из `Криминального чтива` - напомнило диалоги Траволты и Джексона. С крамольным же сейчас стало фильдепёрсово: фз, что признАют за крамолу...)
ВНИМАНИЕ ЭТА ТЕТРАДЬ К УЧЕНБИКУ СИНЯЕВА!!!а не Кочегарова!!!
Спасибо!
спасибо!
Очень трогательно второе, про щенка, `Странный дуэт`. Но я понимаю, что оно, увы..., никак не отражает действительность. Не было собак и щенков в осаждённом Ленинграде, там даже кошек всех переловили. Такова была суровая правда блокады. Молчанов не со Стихиры. Я его уговаривал в своё время начать публикации в Инете, но он оказался далёк от компьютера. Мы с ним состояли в одном поэтическом сообществе во Всеволожске. А вот с Татьяной Лавровой (Волгоград) я знаком виртуально, мы друзья по Стихире, раньше общались часто, сейчас я там отмечаюсь очень редко - предпочитаю другие ресурсы.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/