Классификация
здоровьесберегающнх технологий.
По
характеру
деятельности здоровьесберегающие технологии могут
быть как частные
(узкоспециализированные), так и комплексные
(интегрированные).
По
направлению деятельности среди частных
здоровьесберегающих
технологий выделяют: медицинские
(технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического
здоровья; санитарно-
гигиенической деятельности);
образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного
образа жизни; профилактики и
коррекции
девиантного
поведения); психологические (технологиипрофилактики и психокоррекции
психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К
комплексным здоровьесберегающим
технологиям относят:
технологии
комплексной профилактики заболеваний,
коррекции
и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные ивалеологические);педагогические
технологии, содействующие здоровью;технологии, формирующие ЗОЖ.
Анализ
проведения урока с позиций здоровьесбережения
Педагогу в
организации и проведении урока необходимо учитывать:
1)
обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть
воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных,
неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число
видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ,
рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и
др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют
от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю
продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности.
Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) число
видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная
работа и т.д. Норма – не менее трех;
5)
чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и
выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод
свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа
взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли
учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,
семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и
развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и
длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение
учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы
учащихся, чередование поз;
9)
физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место,
содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из
3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие
у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям,
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу
и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие
в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым
образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения
к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности
здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни;
выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся
знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12)
психологический климат на уроке;
13) наличие
на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и
т.п.;
В конце
урока следует обратить внимание на следующее:
14)
плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную
работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент
наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в
ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в
процессе учебной работы;
16) темп и
особенности окончания урока:
-быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы
учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
-спокойное завершение урока: учащиеся имеют
возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на
дом, попрощаться с учащимися;
-задержка учащихся в классе после звонка (на
перемене).