Аквариум
в школе.
Немного
истории аквариумистики…
В сознании людей вода с давних времен относилась к
одной из наиболее загадочных стихий, в пучине которой обитали сказочные русалки
и водяные, сирены и гигантские «многорукие» кракены, змееподобные монстры и
т.п. Неспроста к числу древнейших эзотерических символов, активно влияющих на
человеческую жизнь, принадлежит зодиакальный астрологический знак — рыбы. В
разных уголках Земли возникают многочисленные могущественные морские боги (Ану,
Эа, Нептун, Ватеа, Океан и др.) и богини (Атаргатис, Афродита, Кабира, Иштар и
т.д.). Не остались в стороне и церковные ортодоксы. Расширяя сферу своего
влияния, священнослужители населяли океанские бездны верноподданными морскими
девами, монахами и епископами. На заре христианства святой Скотиниус, например,
гулял по воде, как по суше, а святой Эйден даже разъезжал по морю на конях.
«Аква» по—гречески означает вода. Это слово и вошло составной частью в
современные понятия «аквариум», «аквакультура», «аквариология», «аквариумистика»
и т.д. Первыми аквариумистами были, по—видимому, древние египтяне и китайцы.
Египтяне еще за 5-6 тыс. лет до н. э. держали в прудах многих нильских рыб,
большей частью ярких или необычной формы или поведения. На рисунках древних
папирусов легко узнать сомов, теляпий, хромисов, рыб-слонов.
Во время раскопок Помпей найдены бассейны в комнатах и фрески, которые
свидетельствуют, что в них были рыбы.
С рассказов испанских завоевателей, которые в XVI
веке высадились в Мексике известно, что правитель ацтеков Монтезуна имел
зоопарк, где содержал пойманных в горах пустынях и лесах зверей и птиц, а в
бассейнах с водой - ярких рыб. Чаши-аквариумы стояли и в покоях Монтезуны.
Но наибольшего развития в древнем мире аквариумистика достигла в странах
Востока - Китае, Японии, Корее, Сиаме (Таиланд). Отсюда на весь мир разошлась
слава о золотых рыбках.
Каменные статуи рыб — вишаны, найденные на
территории неолитических стоянок в погребениях первобытных людей на Кавказе, в
Северной Монголии и Сибири, — свидетельствуют об отношении к рыбе как к
священному животному с глубокой древности. Рыбный мотив рисунка и орнамента на
посуде и женской одежде известен с пятого тысячелетия. Существовали запреты
произносить название рыбы вслух и употреблять её в пищу. Племя, жизнь которого
зависела от рыбной ловли, старалось обращаться с рыбой почтительно. Индейцы
Перу поклонялись рыбе, которую они ловили в больших количествах. Они верили,
что первая рыба, которая была сотворена в «верхнем» мире, породила всех других
рыб этого вида и позаботилась о том, чтобы наплодить побольше детей — чтобы
потом из них возникло человечество. Эти индейцы считали богами всех рыб,
которые были им полезны. Индейцы квакиутль верили, что, когда убивают лосося,
его душа возвращается в страну лососей. Они следили за тем, чтобы бросать икру
и кости лосося в море, чтобы душа могла их оживить. Точно так же индейцы отавы
в Канаде, верившие, что души мёртвых рыб переходят в другие рыбьи тела, не
сжигали никогда рыбьих костей из страха не угодить душам рыб, которые после
этого не стали бы попадаться в сети.
Первый настоящий столитровый аквариум с серебряными
и золотыми карасями, с растениями, в 1841 г. устроил у себя дома английский
ученый Х. Вард. Он впервые поселил золотую рыбку в сосуд, где росла посаженная
в песок валлиснерия. Так он впервые создал аквариум в нашем понимании этого
слова. Его соотечественник Е. Ланкестер семью годами позже успешно содержал и
разводил в неволе трёхиглых колюшек. Из экзотических рыб приоритет принадлежит
макроподу и петушку (1874 г.), оба они попали в любительскую среду благодаря
стараниям французского естествоиспытателя Пьера Карбонье.
Первая публичная экспозиция рыб и рептилий была
открыта для посетителей в Лондонском зоопарке в 1849 г. Спустя 16 лет павильон
«Аквариум» открывается в Нью—Йорке и почти сразу в Бостоне. В дальнейшем
подобные павильоны возникают в Вене (1860 г.), Париже (1861 г.), в Берлине
(1869 г.), Франкфурте—на—Майне (1877 г.).
С этого же времени начинается история любительского
аквариума в России. Правда, золотые рыбки были в России за два столетия до
этого. В 1856 г. член Российского общества акклиматизации Альберт Иванович
Гамбургер отправился в Германию к родственнику. Здесь он познакомился с первыми
любителями «озера» в комнате.
Вернувшись домой, он изготовил несколько аквариумов.
К его изумлению, москвичи просто расхватывали стеклянные водоемы. Гамбургер
организовал целую мастерскую и стал делать аквариумы для продажи. За короткий
срок Гамбургер построил и продал 400 крупных аквариумов, за некоторые из них он
был награждён двенадцатью медалями. Даже царская семья в 1858 г. заказала
Гамбургеру аквариум.
Начало аквариумному рыбоводству в нашей стране
положила Первая акклиматизационная выставка, проходившая в Москве в 1863 г. В
Москве попытки создания «Аквариума» завершились успехом только в 1882 г. Всего
за полвека (с 1863 по 1913 г.) в разных городах страны было проведено более 120
демонстраций рыб и растений — больше, чем во всех остальных государствах
Европы, вместе взятых.
Аквариум
в образовательном процессе.
Аквариумы всегда привлекают детей разного возраста,
вызывают их удивление, возбуждают любознательность. Но в условиях школы, когда
ставится задача использовать аквариум на уроках ботаники, зоологии, общей
биологии, его декоративно-демонстрационная функция отступает на задний план.
Аквариум становится подсобной лабораторией учителя.
Аквариум помогает развитию у учащихся важнейших
биологических понятий, таких, как морфологические особенности организмов в
связи со средой обитания, взаимосвязь организмов в биоценозе, специфика
экологических групп, конвергенция, дивергенция, искусственный отбор, селекция и
др.
В опытах и наблюдениях за обитателями аквариума
учащиеся открывают увлекательный мир сложных взаимоотношений и их
закономерностей. Преимущество этих наблюдений и опытов в том, что для них не
нужны большие площади, они не осложняются погодными и сезонными изменениями.
Опыты и наблюдения за аквариумными животными увлекают учащихся, превращают их в
исследователей.
Если работа в школьном аквариумном уголке хорошо
организована, она способствует развитию трудовых навыков учащихся, сплочению
коллектива, помогает направить энергию школьников на общественно полезные дела
и развить инициативу исследователя.
Аквариум приучает детей рационально использовать
свободное время, приобщает к самообразованию — поиску ответов на многие
вопросы, связанные с аквариумистикой, в книгах и журналах по биологии.
Общение с аквариумом развивает школьников
эстетически, помогает воспитанию хорошего вкуса. Известно, что простое
созерцание аквариума со свежей зеленью и здоровыми рыбами улучшает состояние
нервной системы, снимает возбуждение, успокаивает человека.
Маленький мир аквариума, зимнего сада, живого уголка
необходим для воспитания и развития ребенка. В общении с живым отдыхает нервная
система, повышается эмоциональность, что очень важно детям при 9—10-часовой
рабочей нагрузке в школе и дома.
На уроках биологии аквариум можно использовать как
наглядное пособие при изучении тем:
-Строение растительной клетки(6 класс, на примере
Элодеи Канадской)
-Особенности питания растительных и животных
организмов(6, 7,10 классы)
-Дыхание растений (6, 10 классы)
-Органы дыхания животных на примере простейших, моллюсков,
ракообразных, рыб.(6, 7 классы)
-Движение, как важнейшая особенность всех живых организмов
(6, 7 классы)
-Способы размножений (6, 7,10, 9 классы)
-Среда обитания организмов (6 класс, 7 класс, 9
класс,10 класс)
-Закономерности наследования признаков (9, 10, 11
классы)
-Селекция (9,10,11 классы)
-Тип моллюски (7,9 классы)
-Тип членистоногие (7,9 классы)
Каждый учитель, который объяснял своим учащимся
знает, что дети гораздо легче и быстрее запоминают отличительные свойства,
формы, даже трудные названия растения или животного, когда они рассматривают их
в живом виде, и как трудно и не хотя они запоминают по рисунку.
Хотите показать пример удивительной изменчивости,
растяжимости животного организма, образчик некоторых из тех превращений,
которые медленно и незаметным образом совершаются в природе, - возьмите гуппи.
Всем любителям аквариума
известна маленькая живородящая рыбка гуппи. Как в СССР, так и за рубежом
ежегодно устраиваются выставки и конкурсы гуппи, на которых
аквариумисты-селекционеры демонстрируют свои достижения по улучшению
существующих и выведению новых пород этой чрезвычайно изменчивой по форме и
окраске рыбки.
Не менее интересно
увлекает детей процесс вывод рыбок из икры. Постепенное развитие в икре
зародыша, которое в крупных икринках можно проследить даже в сильно
увеличивающуюся лупу, выход из нее мальков, их прирост, постепенное втягивание
желточного пузыря – все это такие объекты, которые в состоянии возбудить
детское любопытство. На примере живородящих рыбок можно показать детям еще один
способ размножения рыб - живородящие- то есть не вымётывают икру как икромечущие
рыбы, а рожают уже вполне сформировавшихся, живых мальков.
Можно бесконечно
перечислять все плюсы аквариума в школе, что можно объяснить и показать с его
помощью на уроке биологии. Самая главная его заслуга в том, что аквариум,
действительно, возбуждает большой интерес к живой природе и воспитывает в
каждом ребенке бережное отношение к природе и заботу о ее обитателях.