Формирование КК в процессе организации проектной деятельнос - Галина Павловна Анисимова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Галина Павловна Анисимова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Галина Павловна Анисимова / Блог / Формирование КК в процессе организации проектной деятельнос


ЗАПИСЬ #6

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


07 марта 2017, 15:33, автор - хозяйка блога
Галина Павловна Анисимова

Формирование КК в процессе организации проектной деятельнос

 

 

                                                                                              ТЕМА:

 

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

     Современное российское общество стоит перед лицом острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных, коммуникативных проблем. Именно образование во все времена содействовало сохранению устойчивости общества, модификации форм и типов взаимоотношений людей. В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. Все вышесказанное делает особенно актуальной проблему формирования толерантного сознания и коммуникативной компетенции как стабильных характеристик личности подрастающего человека. Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.

Особый интерес сегодня представляет коммуникативный фактор, влияющий на контакты между национальностями, иерархию их ценностей, о возможности преодоления расовых (национальных) предубеждений и дискриминации. В последнее время большое внимание уделяется проблемам развития коммуникации и компетенции. Значимыми для нашего исследования явились работы, посвященные раскрытию понятия компетенций и компетентностного подхода в современном образовании. В языкознании эта проблема исследуется с точки зрения выявления единиц, отражающих специфику языка, проблем вербальной и невербальной коммуникации при диалоге культур, языковой интерференции. В педагогике исследуемая проблема рассматривается с точки зрения общей интеллектуальной компетенции учащихся, иноязычной компетенции учащихся

    В современной теории и практике существует противоречие между объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к решению проблем использования коммуникативной компетенции учащихся, с одной стороны (С.Е. Шишов), недостаточной теоретической и практической разработанностью принципов и методов коммуникативного образования средствами иностранного языка, с другой стороны (В.А. Кальней).

На основании выявленного противоречия и исследовательской установки на поиск путей и способов их разрешения определена проблема педагогического обеспечения процесса формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.

  Актуальность

До настоящего времени педагогика шла за потребностями общества,  удовлетворяя их со значительным опозданием. Каждая новая потребность была для общества чаще всего неожиданностью: кто может сказать, какие специалисты будут нужны завтра?

В настоящее время качество образования  находится в зоне пристального внимания педагогов- ученых, педагогов- практиков и всего общества.   Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования. Оно должно соответствовать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, формирование инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.»

В современной школе для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Учитель находится в постоянном поиске решений, которые могли бы оптимизировать учебный процесс.

Основной целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения в диалоге культур, желающего участвовать в межкультурной коммуникации, самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. Сможет ли выпускник школы  использовать знания определенного словарного запаса и синтаксические правила , умения для построения связанных высказываний исходя из ситуации общения, способен ли он воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении, может ли учащийся ориентироваться в знании социальных отношений в обществе?

Именно в этом заключается актуальность проблемы формирования коммуникативной компетенции в образовательном процессе.

 Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции

 Коммуникативные компетенции.

 Сущность понятия «технологии».

Компетентность есть комплексно- личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций.

Коммуникативная компетенция- владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

Компоненты коммуникативной компетенции

-лингвистический (знание грамматики и лексики).

-дискурсивный  (коммуникативное употребление языка).

-прагматический (достижение коммуникативной цели).

-стратегический (преодоление коммуникативных неудач).

-социокультурный (владение нормами поведения).

Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов и способов деятельности и алгоритм, научная разработка каких- либо проблем.

Педагогические технологии – это сложные и открытые системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанных между собой задач и содержания, форм и методов организации учебно - воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащегося.

По мнению Чернилевского В.П.- технология предполагает управление процессом обучения и включает два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащегося и контроль этой деятельности.

Технология  использования проектной методики в обучении иностранным языкам .                                                                               

1.1 Проектная методика обучения иностранным языкам в контексте современных педагогических технологий.                                          

В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения:

1.                 ориентационные изменения в школьной системе образования;

2.                 дидактическая структура проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования;

3.                 сравнительная характеристика традиционного классно-урочного и проектного обучения.

На протяжении последних десятилетий основные ориентации развития школьного образования в обществе нацелены на интеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Сегодня очевидным становится факт, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, так как сами знания, вне определенных навыков и умений их использования, не решает проблему образования человека и его подготовки к реальной деятельности вне стен учебного заведения .

Анализ материалов международных научных конференций убеждает в том, что  целью образования в настоящее время  становятся не просто знания и умения, но и определенные качества личности. Постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Школьное образование должно быть направлено, в соответствии с этим, на решение следующих задач.

Формирование готовности к решению различных проблем. Очевидно, что в зависимости от ситуации, решение конкретно возникающей проблемы

1.       будет опираться на целый спектр знаний, навыков, умений в разных предметных областях.

Для того чтобы данное качество было сформировано, необходимо:

-             сделать преподавание более проблемно-ориентированным;

-             шире использовать рефлексивный  подход в обучении;

-             стимулировать у обучаемых не только умение отвечать на поставленные вопросы, но и формулировать свои собственные вопросы по курсу;

-             усилить степень автономии учащихся;

-             пересмотреть традиционную роль учителя и ученика на уроке;

2. Совершенствование билингвальной коммуникативной компетенции в устном и письменном общении  с учетом социокультурных отличий современного мира.

    3. Развитие стремления учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям .

Однако, как утверждает Е.С. Полат, «решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий».

Задача школы, как подчеркивает Е.С. Полат, заключается не столько в содержании образования, сколько в использовании новых технологий обучения.

Что же означает понятие «технология»?

Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умение) определяется как совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки определенных изделий; как научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приемы и способы. 

Технология обучения -это комплексная интегративная система, включающая упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеопределение, содержательные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний , приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения. Как подчеркивает Д.В. Чернилевский,  технология обучения предполагает управления процессом обучения, включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности учащихся и контроль этой деятельности.

 Далее обратимся к понятию «проектирование» (от лат. projectus – брошенный вперед). Говоря о проектировании, следует заметить, что эта категория не является новой в педагогической теории. В последние десятилетия это понятие появилось в контексте новой программы образования,  предложенной в конце 70-х годов Королевским колледжем искусств Великобритании. Оно тесно связано с проектной культурой, являющейся той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения ,созидания и исполнения и которая определяется как дизайн или проектирование.

Проектирование,  как отмечает Н.П. Сибирская,  представляет собой деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании.

Дж. К. Джонс, определяя понятие «проектирование», отмечал: «Вот некоторые определения и формулировки процесса проектирования, появляющиеся в последнее время:

1.                 Моделирование предполагаемых действий  до их осуществления, повторяемое до тех пор, пока не появится полная уверенность в конечном результате.

2.                 Осуществление очень сложного акта интуиции.

3.                  Оптимальное удовлетворение суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий.

4.                 Вдохновенный прыжок от фактов настоящего к возможностям будущего.

Основываясь на понятиях  технологии обучения  и проектирования, Е.С. Полат  рассматривает проектную методику как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Таким образом, проектная методика  - это  педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а их применение и приобретение новых, путем самоорганизации и самообразования учащихся.

Исходя из данного определения, рассмотрим дидактическую структуру современной проектной методики.

Как известно, к области методики, как частной теории обучения, относится изучение цели, содержания, форм, методов и средств обучения по определенному учебному предмету. Метод представляет собой дидактическую категорию как совокупность теории, операций овладения определенной областью практических или теоретических знаний, той или иной деятельности. При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Многие дидакты и педагоги обратились к этой методике, так как при ее использовании в учебном процессе решаются важные дидактические задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

- учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом школьники учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

- в проектной работе весь процесс ориентирован на учащегося: здесь прежде всего учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

- совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету и т.д.

Таким образом, общей особенностью проективных приемов является наличие поставленной личностно-значимой проблемы и задачи решить ее. Если это теоретическая проблема – то процесс проектирования заключается в нахождении конкретного ее  решения, если практическая – то задачей школьника является достижение конкретного результата этой проблемы, готового к внедрению. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей.

Необходимо также отметить, что в условиях проектного личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе. Проектное обучение,  с решительностью заменяет, по материалам Е.С. Полат  традиционную парадигму образования «учитель – учебник – ученик» на новую «ученик – учебник – учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира,  что отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.

При этом наиболее существенным являются  рассуждение Р.П. Мильруд. Анализируя современные тенденции в образовании, Р.П. Мильруд подчеркивает следующее: «Если традиционно в учебной практике преобладает тренировочные приемы обучения, то современной тенденцией становится более активное использование проектных приемов». Главное различие, как утверждает Р.П. Мильруд, заключается в том, что «с помощью тренировочных приемов обучения школьники усваивают готовое содержание, а с помощью проективных заданий они учатся творчески создавать содержание обучения и усваивать его…».

Р.П. Мильруд действительно оказался прав в своих рассуждениях о сравнении традиционной  и новой парадигмы образования. В настоящее время традиционные школьные программы перегружены учебной информацией, что непосредственно приводит к заметному разрыву между теорией и практикой, так как в этой ситуации не может быть идти речь о формировании навыка применения. Проектное обучение при этом является более продуктивным, так как в процессе выполнения учебного проекта знания приобретаются учащимися в процессе использования информации при решении практических задач. Поиск же решения практических задач активизирует необходимость добывания знаний, познавательную деятельность.

Таким образом, содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере предыдущих, более простых проектных заданий. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении – знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании.

1.      2.  Технология  организации  проектной деятельности.                       

Обозначим основные особенности организации проектной работы.

Необходимыми требованиями к использованию проектной методики при обучении  английскому языку являются:

1)                наличие личностно- значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, поиска для ее решения): исследования истории возникновения различных праздников в англоговорящих странах St . Patrick s Day , Thanksgiving Day , Halloween , Christmas , Mother s Day и т.д.; организация путешествий в разные страны; проблема семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями и т.п.;

2)                практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажем с места событий; программа туристического маршрута; план обустройства дома, парка; планировка и обустройство квартиры и т.д.;

3)                самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4)                структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

5)                использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (алгоритм проведения проектной деятельности)

-                     выдвижение гипотезы их решения;

-                     обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

-                     обсуждение способов формирования конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.);

-                     сбор, систематизация и анализ полученных данных;

-                     подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

-                     выводы, выдвижение новых проблем исследования

 Далее целесообразным является определение этапов разработки структуры проекта и его проведения. 

Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.

Схематично этапы проектирования можно рассмотреть  в  таблице 1.

                                                                                                                Таблица 1.

                                      Этапы проектирования .

Этапы

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Этап мотивации и целеполагания

а) определение темы;

б) выявление одной или нескольких проблем;

в) уточнение целей коночного результата;

г) выбор рабочих групп; 

 

 

Уточняют информацию. Обсуждают задание. Выявляют проблемы

Мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей проекта. Наблюдает.

Этап планирования

а) анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез;

б) определение источников информации, способов ее сбора и анализа;

в) постановка задач и выбор критериев оценки результатов;

г) распределение ролей в команде;

Выдвигают гипотезы решения проблем, формируют задачи. Определяют источники информации. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. 

 

                                                                                   Продолжение  таблицы 1.

                                                2. ОСНОВНОЙ.

Этап выполнения проекта

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу.

Выполнение проекта

Работают с информацией. Проводят исследования. Синтезируют и анализируют идеи. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). Составляет и заполняет индивидуальные карты текущего контроля за проектной деятельностью на каждого учащегося.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

 

Этап защиты проекта

а)подготовка и оформление доклада

б)обоснование процесса проектирования

в)объяснение полученных результатов

 

Защищают проект

Наблюдает. Направляет процесс защиты (если необходимо). Задает вопросы в роли рядового участника

 

                                                                                 Продолжение  таблицы 1.

Этап проверки и оценки результатов

а) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

б)анализ достижения поставленной цели

в) оценка результатов, выявление  новых проблем

Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

 

         

 

Из таблицы 1 видно, что технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, устанавливается характер деятельности учащихся и учителя.

Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель.

Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном  она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами  и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

 Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.

Анализ литературы по данной проблеме позволил выявить способ оценки проектной деятельности учителя.

Далее рассмотрим типологию проектов, их структурирование, сущностную  характеристику. (Таблица 2)

Рассматривая в данном исследовании технологию использования проектной методики при обучении английскому языку, необходимо, прежде всего, отметить, что проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Метод проектов можно применить, как и в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и с использованием современных средств информационных технологий, в частности, компьютерных телекоммуникаций.

Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с их типологией.

Современный подход к вопросу классификации проектов, ссылаясь на исследование Е.С. Полат, прежде всего определяется рядом общедидактических принципов.                                                                                                        

Рассмотрим  таблицу классификации современных проектов (см.табл. 2):

Таблица 2.

   Таблица   классификации современных проектов.                   

Общедидактический принцип.

Типы проектов

 

Краткая характеристика

Доминирующий в проекте метод или вид деятельности.

Исследовательский

Требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования

 

Творческий

Предполагает творческое оформление результатов, не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников, которая развивается, подчиняясь конечному результату

 

Ролево-игровой

Предполагает распределение участниками определенных ролей:литературные   персонажи,выдуманные герои, имитирующие социальные  или деловые отношения. Структура намечается и остается открытой до окончания работы

 

 

 

 

                                                                              Продолжение  таблицы 2.

 

Информационный (ознакомительно-ориентировочный)

Предполагает сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Требует хорошо продуманной структуры: цель проекта (предмет информационного поиска), способы обработки информации (анализ, синтез идей, аргументированные выводы) результат информационного поиска (статья, доклад реферат), презентация

 

Предметно-ориентировочный

Предполагает четко обозначенный с самого начала результат деятельности ориентированный на социальные интересы самих участников. Требует хорошо продуманной структуры всей деятельности .

 

 

                                                                              Продолжение таблицы 2.

Предметно-содержательная область

Монопроект

 

Проводится в рамках одного учебного предмета. При этом выбирается. При этом выбираются наиболее сложные разделы программы (в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой), требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением целей, задач проекта, тех знаний, умений, которые ученики в результате должны приобрести.

 

Со скрытой координацией (телекоммуникационный проект)

Координатор выступает как полноправный участник проекта. Предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся–партнеров, организованную  на основе компьютерных телекоммуникаций и направленную на достижение общего результата совместной деятельности.

 

                                                                           

                                                                        Продолжение таблицы  2.

Количество участников проекта

Личностный

Проводится индивидуально, между двумя партнерами

 

Парный

Проводится между парами участников

 

Групповой

Проводится между группами.

Продолжительность проведения

Краткосрочный

Проводится для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы

 

Средней продолжительности (1-2мес).

Междисциплинарный, содержит достаточно значимую проблему

 

Долгосрочный (до года)

Междисциплинарный. Содержит достаточно значимую проблему

 

 

Как показывает данная таблица, каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, проектно-ориентированных и ролево-игровых. Характер организации проекта в большой степени также зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он, непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При поэтапном   оценивании необходимо использовать разнообразные формы поощрения: «Все правильно, продолжайте», или «Надо бы остановиться и подумать». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если это потребуется.  (Приложение 1)

Проект – это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая  реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой, исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и т.п., в которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла:  лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.

Однако работа над проектом содержит определенные трудности. Не всегда учащиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность на английском языке: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны и языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома учащимся и вызывает определенные языковые трудности. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического и лексического материала должны предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразно проводить на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения английского языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и   их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях. Все это способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой  мотивированности  обучаемых, повышение результативности обучения предмета.

Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Знание основных особенностей типологии проекта является необходимым условием успешной реализации проекта, а значит осуществление продуктивной иноязычной речевой деятельности учащихся в процессе обучения английскому языку.

Вывод.

Проектная методика является эффективной педагогической технологией обучения и представляет альтернативу традиционной классно-урочной системе. Необходимость применения проектной методики  в современном школьном образовании обусловлено очевидным и тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.

                    

  Проектная методика находит всё большее применение  при обучению иностранному языку, что обусловлено её характерными особенностями:

 а) проектная методика направлена на реализацию личностного потенциала учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, где имеет место не субъектно-объектные отношения учителя и учащихся (как при традиционной классно-урочной системе), а субъектно-субъектные с доминирующей консультационно-координирующей функцией учителя;

б) проектная методика предполагает овладение коммуникативной компетенцией при условии личностно-деятельностного подхода в процессе иноязычной речевой деятельности. Деятельностный компонент реализуется при этом двояко. С одной стороны, в проектной работе соблюдается  взаимосвязь теории и практики, т.е. учащиеся в процессе творческого создания конкретного продукта (стенгазета, юмористический фотоколлаж, запись интервью, журнал, дневник) применяют определенные научные знания, собственный опыт и наиболее полно осознают их функционирование при решении различных проблем,  что влечет за собой поиск все новых и новых знаний, открытие новых источников информации. С другой стороны, учащиеся в процессе проектной работы вовлечены в активную мыслительную деятельность. Коммуникативно-познавательная потребность ученика при личностно-ориентированном обучении становится внутренним мотивом его речевой деятельности, при этом язык выступает в своей главной функции – формирования и формулирования мыслей.

Таким образом, проектная методика основана на личностно-деятельностном подходе и в большей степени способствует формированию вторичной языковой личности ,  развитию и совершенствованию первичной языковой личности, а значит и совершенствованию иноязычной коммуникативной  и межкультурной компетенции школьников в целом.

                    

Проблемным характером проектной деятельности, ее интегративностью: в основе проектной методики лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью, решение которой требует от участников  знаний не только в рамках данного предмета, но и в других областях.

Автономным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем самоорганизации и возможности проявления собственной инициативы в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

                                    

1.      Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранному языку / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко.- М.: Айрис Пресс. – 2004.- С. 190-199.

2.      Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. –5-е изд., стер.- М.: Академия.-2008.- 336 с.

3.      Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.- С. 89-162.

4.      Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.- Мн.: Выш. шк., 2004.- С. 70-82.

5.      Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- С. 123-132.

6.      Пассов,Е.И. Сорок лет спустя или сто одна методическая идея/Е.И.Пассов, -М.:ГЛОССА  -ПРЕСС.-2006.-240 с.

7.      Пассов,Е.И.Урок иностранного языка/ Е.И.Пассов, Н.Е. Кузовлев-М.:Глосса-Пресс; Ростов н/Д:Феникс.-2010.-640 с.

8.      Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей   / Е.Н. Соловова. – М., АСТ:Астрель,- 2009. – 238 с. .

1.      Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. – М.:АТС: Астрель, 2008. – 272 с. Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова. -// Иностранные языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 5-11.

2.      Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы / И.Л. Бим.- // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11-15.

3.      Бурцева Э.В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: Автореферат / Улан-Удэ.-2002. – 25 страниц.

4.      Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев -// Народное образование. – 2000. – № 9. – С. 177-180.

5.      Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение.- 1991. – 222 с.

6.      Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова. -// Иностранные языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 9-15.

7.      Мартьянова Т.М. Использование проектных заданий на уроках английского языка / Т.М. Мартьянова .-// Иностранные языки в школе. – 1999. – № 4. – С. 19-21.

8.      Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос.-1994. – 496 с.

9.      Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева.- // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 1. – С. 18-21.

10.                        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. – М.: Академия.- 2000. – 272 с.

11.                        Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат.- // Иностранные  языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.

12.                        Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат.- // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 3. – С. 3-9.

13.                        Чечель И. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанности всезнающего оракула / И. Чечель .-// Директор школы. – 1998. – № 3. – С. 11-16.

14.                        Чернобай С.Б. Организация международных проектов по электронной почте: Проблемы и преимущества. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”/- Чернобай С.Б. - Новосибирск.:- 20 июня 2003 г.

15.                          www. 5 ballov

     17. www.edu.ru                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



В Черноземье и ласточки, и соловьи поют-заливаются, да что там вишня, уже сирень даурская на днях зацветёт:-))) А из окна любуюсь яблоней в цвету,.. С надеждой проблематично...
Картины соответствуют романсу `Расцвели хризантемы опять`. Это как бы продолжение романса `Отцвели хризантемы в саду`. Прослушал. Это исполнение понравилось. Спасибо, Нина Николаевна. https://yandex.ru/video/touch/preview/8093954113962896974?
... старый анекдот про сантехника...
Это у Б. Ахмадулиной очень южное: в средней полосе всё это происходит, как правило, в мае. Год нынешний високосный, поэтому уже в апреле и мотыльки, и цветы, но ласточек еще нет. Цветёт вишня: ей тоже показалось, что уже май, как мне сегодня.
Нина Николаевна, спасибо, что Вы внимательны. Прекрасное качество! На фотографии у вас декоративная жимолость-каприфоль(лиана), а у меня отцвела жимолость с`едобная(кустарник) со скромными жёлтыми цветками и, в будущем, с голубыми ягодками. Впервые увидела в Дагестане. Там она очень сладкая. Варенье вкусное. Нужно садить рядом несколько сортов для опыления(у меня 5сортов)
Да, Нина, я этот сайт видел. Ну, во-первых, я нигде не нашёл записи `Акаций` в исп. Паниной... Ну, это ладно, не сохранились, хотя тогда откуда знание, что они были. А вот тексты первоначального и последнего вариантов вообще не совпадают с `армейскими`, даже по размерам строк, а следовательно, и мелодия не может совпасть. И ритм, и настрой.... Для чего сюда вплели `Смело мы в бой пойдём`? Ну да, ты права, будем просто слушать и наслаждаться, видимо, что-то напутано....Ну и ладно.. PS. Кстати, у Вари Паниной тоже есть песня `Хризантемы` 6813668-a3298085 Запись, конечно, та ещё, но ведь 120 лет пролетело!!! А вот `Белой акации гроздья...` есть в исп. Валентины Паниной, современной актрисы... Иногда вижу исполнение, где написано: `Редакция Вари Паниной`, а что это -????





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/