Век хаоса
—
Половина не читает, а другая половина — что, читает? — рассуждает
писатель Захар Прилепин. — Думаю, мы себе льстим. Читает книги
процентов 7-10 населения, остальные 40% лукавят для поддержания реноме.
Но… Половина россиян действительно читает — просто по большей части
читает социальные сети.
Человеку хочется, чтоб с ним пообщались,
чтоб ему ответили. От Александра Сергеевича и Льва Николаевича. Да что
там, даже от Эдуарда Вениаминовича или Дмитрия Львовича этого не
дождёшься.
Писатель — он всегда как бы над. А человеку хочется,
чтоб он был на равных с сочинителем. Он же не глупей! Чтобы он мог
лайкнуть, нахамить, ввязаться в спор — при этом не особо напрягаясь. А
что толку лайкать «Тараса Бульбу» или даже хамить по поводу этого
сочинения — всё равно на тебя никто не отреагирует.
В общем,
диагноз несложный и нехитрый: некоторое упрощение модели сознания,
конечно, наблюдается. Иногда это называют разжижением мозгов. Человек
пребывает в тихой уверенности, что живёт в «век информации», что
«каждый день узнаёт что-то новое», — при этом количество образованных
людей стремительно падает. Возможность за секунду получить краткую
справку в Википедии не делает нас интеллектуалами. Причина в том, что
мы живём вовсе не в век информации, мы живём в век информационного
хаоса. И никто из нас не станет иным, оттого что проведёт сорок тысяч
часов в Фейсбуке. А вот любой человек, прочитавший 20 томов русской
классики или наугад 20 томов французской, — это уже другой. Другой!
Юлия
Шигарева, «АиФ»: Захар, а может быть, прав был режиссёр Карен
Шахназаров, сказавший, что мы присутствуем при закате цивилизации
читающей?
Захар Прилепин: А что появляется тогда? Цивилизация
зрителей? Но, чтобы зрители что-то смотрели, для них должны поработать
те, кто умеет читать. Что ты ни делай, а лучшее кино всё равно делают
люди с некоторым, чаще всего весомым, запасом гуманитарных знаний.
Я
вам больше скажу. Да, у нас в России, по большому счёту, провалилась
оппозиционная активность. Она, конечно, провалилась не навсегда и
вернётся с новой волной социального недовольства. Но что характерно
было для тех митингов? Что ими руководили люди, которые как минимум
читают. Там вообще по большей части были писатели и публицисты на
трибунах. Писатели Быков и Акунин, публицисты Парфёнов и Кашин
управляли митингом «против». Публицист Кургинян и писатель Проханов —
митингом «за». У писателя Лимонова был свой, отдельный митинг. А всем
этим процессом пытался заниматься ещё один писатель по фамилии Сурков.
Кто в конечном итоге Навальный? Он блогер — проще говоря, публицист, социальный аналитик. И, кстати, очень начитанный тип.
К
чему я веду? К простому выводу: будущее будут определять люди, которые
сами сочиняют себе речи. Когда политик и его спичрайтер — одно лицо, мы
можем надеяться на то, что с нами разговаривает человек, отвечающий за
свои слова, выстрадавший их, придумавший их. Он — интеллектуальная
единица. Мы можем сколько угодно говорить, что живём в цивилизации
денег, но вот увидите — выиграет на очередном витке не обладатель
нескольких тонн купюр, а гуманитарий с идеей в голове, который
предварительно «сожрал» тонну книг. И все миллионеры, и вся их охрана,
и все их связи — всё пойдёт прахом.
Потому что в начале было Слово, а не рубль.
Разлад идеалов
—
Молодое поколение, которое растёт в квартирах без домашних библиотек, —
каким оно вырастет? Человек, не читающий книг, — что у него отмирает за
ненадобностью?
— Наверное, отмирают какие-то зоны мозга. Вы
замечали, что читающий (то есть сложно мыслящий и сложно
рефлексирующий) человек элементарно более красив? Мальчик — в любом
возрасте более красив, если у него работает мозг. Да и девушка (лет
после, скажем, 25-30), как только с неё волшебный юношеский пушок
слетает, тоже существенно хорошеет, если умеет думать.
Хотя,
если общаться только с такими же, как ты, эти достоинства не очень
заметны. Тут, впрочем, таится ещё один важный момент. Читающий человек
может общаться с кем угодно, а нечитающий — только с себе подобными.
Значит,
то, что с нами происходит сегодня, — безусловно, отрицательная
селекция. Вы что-то читали в детстве, а ваш ребёнок уже ничего не
читает. Ваш ребёнок будет глупее вас, а ваш внук — глупее вашего сына.
Так целые народы теряют право на территорию и даже на язык.
Потому
что язык — это не только несколько десятков тысяч слов, которые мы
помним (на самом деле обходимся минимальным запасом), а пространство
национального мифа, национальной поэзии, национальной культуры. Нация,
разучившаяся читать, забывшая собственную мифологию, строчку Есенина —
или подменившая это суррогатом, — превращается в толпу, кучкующуюся на
куске земли — и то по недосмотру соседнего народа.
Вы скажете: а
в XV веке наверняка не читало 98% населения. Да. Но тогда 99 из 100
русских людей знали на память 100 песен, 100 поговорок, 100 сказов —
они изначально и неотторжимо жили в мифопоэтическом пространстве, а не
в Сети. И априори не мыслили себя вне русского языка и культуры, к
которой на незримом уровне успевали приобщиться, слыша материнские
колыбельные, речь стариков и участвуя в сельскохозяйственном обороте,
всякое действо в котором тоже было глубоко опоэтизировано и вписано в
словарь.
Мы же — слушатели «Радио Шансон» и, кого там, Филиппа и
Стаса — всерьёз думаем, что с тех пор человечество и мы сами стали
умнее. Да мы просто убогие по сравнению с ними! Если бы мы послушали,
что пели люди за столами лет 200 назад, и сравнили бы с тем, что поют
сейчас, — мы должны ужаснуться своей деградации. Мы не просто мыслить
стали хуже — мы чувствовать стали топорнее. Посудите сами: кто лучше
чувствует — человек, который поёт «Ой, то не ветер, то не ветер» или
который плачет под…? Ох, я даже не буду эти песни цитировать, у меня
челюсти сводит от брезгливости.
— А нынешняя система
образования — она кого растит: людей, «заточенных» на построение
великой страны? Или информированных потребителей?
— Дело не
столько в системе образования, сколько в дичайшем разладе между нашей
сугубо материалистической практикой, ставкой на успех, непрестанным
потворством всяческим своим прихотям и желанием иметь национальную идею
— что вообще немыслимо без хоть какого-то запаса идеализма. Но с
идеализмом как раз кошмарные проблемы: мы не читаем ровно потому, что
мы — прагматики. То есть мы сами так о себе думаем. Любого спроси:
отчего не читаешь? Ответит: некогда. Возвращался я только что из Москвы
в Нижний — выезд в 16.45, прибытие в 21, делать, собственно, всем
нечего. В поезде, замечу, едут горожане, представители двух крупнейших
мировых мегаполисов. В вагоне более 40 человек с доходом выше среднего
сидит и 5 часов смотрит в окно. Но спроси: отчего не читают? Снова
скажут: так много дел, так много забот, совершенно некогда.
Есть только время на просмотр сериала в 172 серии и, конечно же, футбольных матчей.
Поймите,
я никого не хочу уязвить, но, если меня спросят, отчего я не смотрел
последний самый модный американский сериал, я не буду врать, что у меня
нет времени, нашёл бы время, если б хотел. Я скажу, что мне жалко
времени. А другим жалко времени на чтение. Ну так пусть не врут про
свою занятость.