`Зачем человеку небо?` (По роману Л.Н.Толстого `Война и мир`: путь исканий князя Андрея) - Галина Эриевна Голышева
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Программы, элективы, курсы
 ▫ Русский язык
 ▫ Литература
 ▫ Риторика
 ▫ Журналистика
 ▫ ЕГЭ, ОГЭ, Итоговое сочинение
 ▫ ОГЭ русский язык
 ▫ ЕГЭ русский язык
 ▫ Итоговое сочинение
 ▫ ЕГЭ литература
 ▫ ОГЭ литература
 ▫ Русский язык 10 класс
 ▫  Русский язык
 ▫ Ономастика, топонимика
 ▫ О языке, история русского языка
 ▫ Концепты
 ▫ О русском занимательно, играя
 ▫ Родной русский язык и литература
 ▫ Энциклопедии, словари
 ▫ Практические занятия
 ▫ Русский язык 9 класс
 ▫ Технологии, дистант, цифра
 ▫ Психология, педагогика, классные часы, родительские собрания
 ▫ Литература 11 класс
 ▫ Блок
 ▫ Ахматова, Цветаева
 ▫ Пастернак
 ▫ Куприн
 ▫ Бунин
 ▫ Твардовский
 ▫ Шаламов
 ▫ Шукшин
 ▫ Литература 10 класс
 ▫ Л.Н.Толстой
 ▫ Н.А.Некрасов
 ▫ И.С.Тургенев
 ▫ А.А.Фет, Ф.И.Тютчев
 ▫ И.А.Гончаров
 ▫ Ф.М.Достоевский
 ▫ А.П.Чехов
 ▫ М.Е.Салтыков-Щед- рин
 ▫ А.Н.Островский
 ▫ Зарубежная литература
 ▫ Литература 9 класс
 ▫ Зарубежная литература
 ▫ Русская литература 19 века
 ▫ Литература
 ▫ Наши достижения
 ▫ Награды , курсы
 ▫ Учитель продолжается в своём ученике
 ▫ Анализ текста, методика, читательская грамотность, эффективное и смысловое чтение
 ▫ Олимпиада, внеклассная работа
 ▫ Олимпиада. Русский язык
 ▫ Олимпиада. Литература
 ▫ Проектная, исследовательская деятельность, одарённые дети
 ▫ Русский язык 5 класс
 ▫ Русский язык 6 класс
 ▫ Русский язык 7 класс
 ▫ Русский язык 8 класс
 ▫ Русский язык 11 класс
 ▫ Древнерусская литература, XVIII век
 ▫ Слово о полку Игореве
 ▫ XVIII век
 ▫ Литература 8 класс
 ▫ Литература 7 класс
 ▫ Литература 6 класс
 ▫ Литература 5 класс










Школыпользователя


Школы не выбраны










Конкурсы


Конкурсы не выбраны





Статистика


 Просмотров: 4
 Посетителей: 1
 Подробности









Галина Эриевна Голышева

Папка "Л.Н.Толстой"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ


`Война и мир` Л.Н.Толстого

 `Зачем человеку небо?` (По роману Л.Н.Толстого `Война и мир`: путь исканий князя Андрея)





Разговор о классике неисчерпаем, потому что классика - это жизнь, а познать жизнь до конца невозможно. Но приблизиться к постижению тайны бытия, задуматься над вечными вопросами, заглянуть в себя - это ли не цель уроков литературы? `Однако обыкновенное, бесхитростное чтение не открывает всех глубин. Непременно нужна тема, непременно нужен вопрос, на который бы хотелось получить ответ`. (Ильин Е.)При осмыслении традиционной темы `Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского` таким вопросом стал: `Зачем человеку небо?`

Автор: Голышева Г.Э.
Источник: Личный архив
Тэги: урок философского осмысления жизни, князь Андрей, Небо



ОБСУЖДЕНИЕ


Ирина Васильевна Коновалова2020-08-11 05:56:49 - Ирина Васильевна Коновалова
Спасибо большое,Галина Эриевна!Отличная работа, глубокая, нестандартная!
Галина Эриевна Голышева2020-08-11 19:50:56 - Галина Эриевна Голышева
Спасибо,Ирина Васильевна, вариант этого урока можно посмотреть в журнале `Литература в школе` 2010 № 3
Галина Геннадьевна Селиванова2021-01-18 22:15:50 - Галина Геннадьевна Селиванова
Спасибо,Галина Эриевна! Приятно Вас здесь видеть!
Бронислав Петрович Сычев2021-05-27 22:35:50 - Бронислав Петрович Сычев
Заинтриговали, Галина Эриевна. Интересно будет ознакомиться с материалом. Почему будет? Сегодня уже поздно. Заранее благодарю Вас.
Всё довольно интересно у Вас, Галина Эриевна, особенно лингвистический анализ эпизодов. Для меня привлекательнее работать непосредственно с текстом. В изданном приходиться сомневаться. В альманахе `Русская поэзия` 1989 года представлено стихотворение М. Цветаевой в таком виде:
Красною кистью
Рябина зажглась,
Падали листья,
Я родилась...

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Опущена вторая строфа! Понятно, из каких соображений! Ладно, что хоть отточие поставили. Если уж с текстом допустимы такие вольности, то в интерпретациях тоже можно, что позволительно.
Всего доброго.
Галина Эриевна Голышева2021-05-30 13:21:07 - Галина Эриевна Голышева
Бронислав Петрович, безусловно, работа с текстом -это наша филологическая страсть. Но такую роскошь мы можем себе позволить с мини-текстами, стихотворениями. В старших классах общеобразовательной школы я ставлю иную цель - развивать мышление, определяться с ценностями, понимать автора. Слово, текст при этом всего лишь инструмент. А учитывая объём русской классики, приходится работать только с фрагментами, понимая, что большинство детей полностью текст не читало и читать не будет. Урок литературы - это единственный шанс погружения в художественный мир произведения. Увы...
Бронислав Петрович Сычев2021-05-30 18:46:51 - Бронислав Петрович Сычев
Во многом с Вами согласен, Галина Эриевна. Но я имел в виду публикации. Безусловно, истолкование того или иного вопроса великими следует учитывать. Но всё необходимо сверять с текстом. Можем ли мы согласиться с Н.А. Добролюбовым, что Катерина Кабанова - `луч света в тёмном царстве`? Важнее в истолковании данного персонажа слова сумасшедшей барыни: `Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой! Вон, вон куда красота-то ведет! `Красота обречена в мире житейской мути или пригнуться до уровня всех, или погибнуть. Здесь, мне кажется, ещё один важный ключик к пониманию трагедии Катерины. Но читали ли Вы об этом где-нибудь, Галина Эриевна?
Всего доброго.

Галина Эриевна Голышева2021-05-31 13:33:11 - Галина Эриевна Голышева
Добрый день, Бронислав Петрович. Несколько тезисов:
- по поводу статьи Добролюбова вообще: М Свердлов считает, что именно в `Грозе` происходит жанровый переворот (комедия - драма) и именно статья Добролюбова `Тёмное царство`(деньги, власть, страх) стала своеобразным `тригером` для такого поворота;
- по поводу красоты в частности: красота в пьесе, как и во всей русской литературе 2 половины 19 века, - понятие нравственное (князь Мышкин, глаза княжны Марьи и т. д.). Поэтому у драматурга, как и у Толстого,и Достоевского, красота многогранна. Помимо барыни (здесь немаловажно, что слова вложены в уста сумасшедшего человека, испугавшегося внешней красоты,которая сама по себе уже вызов стандарту), Феклуша апеллирует к красоте как соответствию норме (`благолепие` - это праведная жизнь купцов,соответствующая устоям Калинова). О противоположном понимании красоты Кулигиным или Катериной умолчим;
- о луче света в `тёмном царстве`: `Кто сумеет бросить луч света в безобразный мрак `темного царства`?` - вопрошал критик в статье `Тёмное царство`. Смерть Катерины важна как идея протеста, нежелания вписываться в `красоту` Калинова, пусть и неосознанного, но выбора в пользу воли (не путать со свободой). Отсюда и ощущение Добролюбова (что-то освежающее и ободряющее). Луч как идея осознания изменений в головах нескольких героев - вот что имеет в виду Добролюбов;
- о современных трактовках: в статье на сайте `Гильдии словесников` `Феминизм, абьюз и Фрейд` сформулирован вопрос: `Катерина - `луч света`?` и отвергается социальный конфликт переводом его в личностные, человеческие отношения;
- для меня классика - это всегда разговор о нас, нынешних.Поэтому о красоте как нравственной категории я буду говорить на примере романа Толстого, а центральным понятием в `Грозе` на моих уроках будет страх, в том числе божьей кары, греха, и проблемный вопрос о смирении, терпении, прощении или протесте, воле, вызове.
Бронислав Петрович Сычев2021-05-31 20:44:07 - Бронислав Петрович Сычев
Вы своё видение проблемы, Галина Эриевна, аргументируете выдержками из публикаций, но не из текста. Ну где, кого Катерина осветила, коль она луч?! Бросилась в Волгу, потому как решительная натура? Ну давайте её превозносить вслед за критиком революционной демократии. Может быть, тогда найдутся и среди детей подражатели, решившие вдруг осветить тёмное царство, бросившись в реку, которая у вас поблизости. А Н.А. Добролюбов везде усматривал рост революционного сознания, считая, что художник, верный жизненной правде, обязательно это покажет, даже не желая этого.
Сумасшедшая барыня! Это же известный художественный приём: истина глаголит устами шутов, юродивых. Красота Катерины не только внешняя. А она в тёмном царстве обречена.
В недавнем прошлом, в СССР, допускалась одна трактовка художественного произведения: только с позиций социалистического реализма. Теперь подходы могут быть различные. Легко и заблудиться. Поэтому я и настаиваю, Галина Эриевна, на необходимости для учителя опираться в первую очередь на текст.
Об уроках, если не возражаете, поговорим позднее. Спасибо за обстоятельный комментарий. Как долго Вы публикуетесь в `Литературе в школе`?
Доброго вечера.
Галина Эриевна Голышева2021-06-01 17:00:39 - Галина Эриевна Голышева
Добрый день, Бронислав Петрович. Хочу уточнить некоторые моменты:
- `Луч как идея (о воле) ...в головах нескольких героев` - вот моя позиция. О том, что Катерина кого-то осветила, я так понимаю, указала путь, я не пишу;
- о решительности героини заявлено несколько раз (эпизод с лодкой из детства, фраза `Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!`);
- сумасшествие и юродство в русской ментальности- вещи разные (юродство - добровольное состояние, сумасшествие - болезнь).
- опора на художественный классический текст должна учитывать исторический, социальный, философский и прочие контексты.
Бронислав Петрович, в журналах давно не публикуюсь, потому что это требует времени, которого катастрофически не хватает из-за перегрузок на работе, хотя есть чем поделиться. Были публикации в РЯШ с 2001 № 6, 2011 № 2, 2012 № 4; ЛВШ 2004 № 2, 2006 № 6, № 8, 2010 № 3; приложение `Уроки литературы` 2012 № 10; `Всё для учителя. Русский язык и литература` 2012 № 6.
P.S. Недавно я уволилась из школы, может, теперь будет время для творчества)))
Благодарю за Ваши рассуждения, рождающие желание общаться.
Бронислав Петрович Сычев2021-06-01 21:40:28 - Бронислав Петрович Сычев
Будет, будет время для творчества, Галина Эриевна, а всё остальное у Вас есть. Оно, творчество, и поможет пережить изменения в жизни.
В `Литературе в школе` я публиковался с 1999 года. Это 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. В 2004 году в номерах 1,3, 8, 10; в 2006 № 9. Журнал я, к сожалению, не выписывал: присылали номера с публикациями. По этой причине Ваши статьи мне увидеть не пришлось. Где-то с 2008 года сотрудничество с журналом прервалось: занялся уроками русского языка.
Спасибо за общение.
Галина Эриевна Голышева2021-06-02 13:58:42 - Галина Эриевна Голышева
Добрый день, Бронислав Петрович. Я видела Ваши статьи в журнале `Современный урок` (пользовалась их материалом) и `Литература в школе`. Желаю Вам творческого задора!
Бронислав Петрович Сычев2021-06-02 19:50:22 - Бронислав Петрович Сычев
Публиковаться задора уже нет, Галина Эриевна: подсел на стихи. Можно было бы на портале выкладывать уроки литературы, но ленив, да и обратной связи не наблюдаю по поводу того, что уже есть. А уроки своеобразные: домашние задания, индивидуальные и групповые, нацелены не на закрепление пройденного, а на освоение нового с опорой на текст. Это способствовало диалогу на уроке.
Доброго вечера.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы!
В деревне никто не работал 1-го мая... все (или в большинстве) гуляли. На демонстрацию собирались с вечера - ветки с почками украшали искусственными цветами, утром - надували шары (бывшие большим дефицитом или жаль было денег на них) и всей семьей выходили из дома в парадных одеждах. Дети шли в школу. Родители шли на своё место работы, там формировались колонны, которые двигались к сердцу села - на площадь... с песнями и от чего-то хорошим настроением! По большому овалу общая колонна двигалась по площади. Когда какая либо организация приближалась к трибуне, её чествовали добрыми словами. Например : `Слава труженикам полей и ферм!`. Самой многочисленной колонной была школа. В репродуктор называли лучших учеников - отличников и сопровождающих нас - учителей. После демонстрации - детям свобода, а взрослым - гульба. Но мы - дети организовывали себя сами. Это был поход в лес, в горы - с сумкой с вареными яйцами, салом и молоком в бутылке. Запомнилось, что бутылка закрывалась самодельной пробкой из газеты. Не боялись никаких клещей... Если случалось, что цапнет - выкопаешь его и помажешь зеленкой (вечером). ещё зароилось в голове множество моментов из нашего детства, которые наверняка были и вашей жизни, друзья. Но однозначно - не работали (отвечаю на вопрос Вадима Ивановича). Был праздник - у каждого свой.
Вчера хоронили Сашу Дерендяева - моего ученика из первого выпуска, который состоялся 41 год тому назад. Саше , значит, на сегодня где-то 55 лет. В таком возрасте пошёл добровольцем на СВО. Мог бы, будучи прекрасным механизатором, технику на СВО ремонтировать, но пошёл на передовую штурмовиком. Правильным был очень. Настоящий патриот. Мама его Татьяна Арсентьевна так правильно воспитала. В классе, когда учился, был самым трудолюбивым и очень аккуратным: белая отглаженная рубашка, красный галстук - всегда, как на парад. Так жалко, что не увижу больше его никогда.(( В коллективе его звали Ленин - вот за просто так ТАК не назовут. Саша Кондратьев Работящий был человек. Это комментарий к моей заметке в `Одноклассниках`. Сегодня мне бывший агроном колхоза сказала: `На нём колхоз держался. Я даже не знаю, когда он спал. Днём на грузовой машине работал, на зернотоке оператором трудился, ночью сторожем в гаражах, параллельно машины ремонтировал.` И это не преувеличение - так и было! И честь, и совесть у людей есть. Никто никуда не побежал из деревень, в отличие от богемы, а многие пошли добровольцами на СВО. И я горжусь своими учениками.
Файл не скачивается. Файл не скачивается.
Понравились законы. Особенно дополнение студентов и армейская аксиома.
Возможно что между школой и платформой, только дорога.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/