|
| Пятый альбом коллекции посвящён творчеству крупнейшего русского живописца-пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи (1842-1910), которого ещё часто назвают первым русским импрессионистом.
В ранний период творчества испытал Куинджи влияние И. К. Айвазовского. Уже первые его картины - Татарская деревня при лунном освещении и Исаакиевский собор при лунном освещении - говорят об интересе художника к проблемам передачи света. Ранние пейзажи Куинджи, написанные в скупой, мглистой красочной гамме - На острове Валааме, Забытая деревня, Чумацкий тракт в Мариуполе, - были одобрительно встречены передвижниками. В 1875 году Куинджи стал членом передвижных художественных выставок, однако после поездки во Францию решительно порвал с ними. Его манера письма стала яркой, дерзкой. Холсты Куинджи буквально взрывались красками. Он не копировал импрессионистов, но параллельно с ними изучал возможности света, цвета, влияние воздушной среды на предметы и оттенки, активно экспериментировал с красками. используя световые эффекты и интенсивные цвета, сведенные к нескольким главным тонам, художник стремился передать наиболее выразительные по освещению состояния природы и достигал почти полной оптической иллюзии освещения. Для получения в своих пейзажах панорамных эффектов Куинджи применял различные композиционные приемы, например высокий горизонт. Его пейзажи Вечер на Украине, Днепр утром, Север, Берёзовая роща, полные восторга перод красотой и тайной, изменчивостью мира, ошеломили публику и принесли Куинджи широкую известность. Но главный триумф Куинджи - картина Лунная ночь на Днепре, после которой художник без объяснения причин замолчал почти на двадцать лет. К сожалению, время не пощадило многие из полотен художника (в том числе и Лунную ночь на Днепре), которые потеряли первоначальный вид: краски потускнели, цвет их изменился. Самые представительные собрания работ Архипа Куинджи находятся в Русском музее и Третьяковской галерее.
|
|