|
|
Елена Константиновна ГончароVа
Великие художники. Альбом 13. Крамской
|
|
|
| Иван Николаевич Крамской (1837-1887) занимает одно из ведущих мест в истории русской художественной кулыуры второй половины XIX века. Организатор Петербургской артели, один из создателей объединения передвижников, тонкий художественный критик, страстно заинтересованный в судьбах русского искусства, он был идеологом целого поколения художников-реалистов.
Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности, иходя из принципа, что именно в лице заключается самое важное и главное - человеческое в человеке. Вгядевшись в лица на полотнах мастера, мы видим подлинное благородство и высокий нравственный потенциал его работ. При этом образы (Л. Н. Толстого, Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, чёткая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского (Полесовщик, Крестьянин с уздечкой (Мина Моисеев), которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (например, художника Ф. А. Васильева (1871)) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов. Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его Христос в пустыне (1872) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника - неоконченной картине Хохот (Радуйся, царю Иудейский), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Всё творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему вечные темы - такие, как чудо потустороннего мира (Русалки по мотивам повести Н. В. Гоголя Майская ночь), упадок и бренность (оставшийся неоконченным Осмотр старого дома), смерть (Неутешное горе). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в Лунной ночи или Неизвестной). Во всех этих работах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма.
|
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ Валентина Васильевна! Вы - талант! Я думала, что это настоящие цветы, пока не прочитала Вашу запись) ▫ О, как приятно получать комплименты, поздравления! Спасибо, друзья! Мотивируете на ещё бОльшие старания, жаль только, что пришла пора сменить деятельность творческую на огородную!
Всегда с вами, без измен! ▫ Благодарю за материал. ▫ Спасибо! ▫ Дуэль Пушкина
У Чёрной речки левый берег,
Где море снега меж берёз -
То место, где застыло время,
Погиб поэт, великий росс.
Январский день. Уж близок вечер.
Пока светлеет неба синь.
Мороз и солнце. Дует ветер.
Что ждёт поэта впереди?
Он оскорблён, и жить не может,
Спокойно слыша сплетен вздор,
Уж лучше смерть, но честь дороже,
Чем жизнь и трусости позор.
Дуэлей много за плечами,
Без ран и крови, но теперь
Миролюбивыми речами
Не заменить кровопотерь.
Дантес и Пушкин оба смертны,
Непримиримые враги,
Напряжены стальные нервы,
Дуэль, последние шаги.
Поэт стрелок был очень меткий,
Но чуть промешкал, и Дантес
Успел, не промахнувшись, первым
Нажать курок и пал певец.
Поэт привстал и, долго целясь,
Дантесу в руку угодил,
Рука пробита, грудь задета,
Дантес контуженный лежит.
Поэта тащат до кареты,
За ним ползёт кровавый след,
Замёрз и обескровлен, бледный,
Спасти его надежды нет.
Болит живот, пробитый пулей,
Карета скачет и трясёт,
Два дня в мучениях тянулись,
Душа готовилась в полёт.
Прожил Дантес на свете долго,
Обидчик цел поэт убит,
Здесь обелиск стоит высокий,
Дуэль запечатлел гранит.
Увы, не знаем мы деталей,
Ушли свидетели в мир звёзд,
И факты с мифами срастались
Под сенью вековых берёз.
Душа поэта врата рая
Прошла сквозь строгий Божий суд,
Его стихи не умирают,
В сердцах людей они живут.
Арсен Геодаков, 2009 г.
▫ Дмитрий Валентинович! Спасибо!
И Вас с Майскими праздниками! С Великим Днем Победы! Всего самого доброго!
У нас сирень цветет в июне! А на Байкале --в начале июля...
|
|
|
|
|