|
| Одно из главных мест во французском искусстве второй половины XIX века принадлежит импрессионизму, особая роль в становлении которого принадлежит Эдуарду Мане (1832-1883). Художник выбирал из бесконечного потока жизни мимолётный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя ощущение, что он свидетель происходящего, что каждое мгновение может быть исполнено поэзии и художественной ценности. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия.
Первое значительное произведение - картина Любитель абсента, в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца - наследник романтических бродяг. Сюжет этой картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В 1863 году Мане пишет картину Завтрак на траве, которая под названием Купание была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от чёткой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин Концерт Тициана, Паломничество на остров Киферу Ватто и Девушки на берегу Сены Курбе, а для построения композиции - гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля Суд Париса. В том же году Мане пишет Олимпию. В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в Завтраке на траве, это Викторина Меран; в ногах женщины помещена чёрная кошка - бодлеровский символ из Цветов зла). В 1860-е годы создаются Самоубийца, Пейзаж с катафалком, Христос и ангелы, Мёртвый тореро, Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро. После смерти Бодлера художник сближается с Эмилем Золя, пишет его портрет. В 1874 году Мане едет в малую столицу импрессионизма -- Аржантей, где работают Клод Моне и Огюст Ренуар. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина Аржантей. В парных композициях начала 1880-х годов Весна. Портрет Демарси и Осень. Портрет Лоран, где изображённые артистки представлены как аллегории времён года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина Бар Фоли-Бержер. Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема выключенности человека из среды остаётся главной в творчестве художника.
|
|