II
Онегинские чтения
Секция:
Дебют
в науке
Исследовательская
работа
Количество в сказке А.С. Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Халафеева
Гульназ Марсельевна
МБОУ
«Каракашлинская ООШ», 6 класс,
Ютазинский
муниципальный район, село Каракашлы,
Республика
Татарстан
Научный
руководитель:
Карамова Г.М.
учитель русского
языка и литературы
Каракашлы,
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Основная часть
Глава I.
Количество - что это?
Глава II.
Выражение количества в сказке А.Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение
Введение
Александр
Сергеевич Пушкин – самый любимый поэт и писатель в нашей стране. Его все знают,
книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз.
Его стихотворения заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий,
взглянув на него, скажет: это Пушкин.
175 лет прошло со дня смерти Пушкина
(он умер в 1837 году), а память о нём не умирает, любовь к нему не проходит, и
слава его всё растёт.
Пушкин
писал для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно,
что и детям многое из того, что им написано, понятно и близко. Кто из детей не
знает стихотворения Пушкина о снежной буре, которая то как зверь завоет, то
заплачет как дитя, и о печальном поэте, слушающем эти звуки, сидя в ветхой
лачужке вдвоём со своей старой няней? Кто не читал смешной сказки о попе и о
работнике его Балде, сказок о царе Салтане, о мёртвой царевне, о золотом
петушке?
Пушкина не только читают, но и
старательно изучают. Учёные пишут книги о его сочинениях и о его жизни. В
Москве и других городах, где он жил, два раза в год, в день рождения Пушкина (6
июня) и в день его смерти (10 февраля), собираются учёные, писатели и просто
любители Пушкина. Они делают доклады о нём, читают его стихотворения.
Пушкин – «начало наших начал»,
говорил Максим Горький. Многогранный его талант смог отразиться во многих
жанрах, стилях, поэзии и прозе.
Сказки Пушкина - вершина русской
сказки. Они оказали огромное влияние на сказочное творчество русских писателей
и, особенно на развитие детской литературы. Основная особенность языка
пушкинских сказок - народность звучания. Много в сказках Пушкина разговорных и
устно-поэтических оборотов речи,
пословиц, поговорок. Поэт всегда стремился создать на фольклорной основе
новую литературную сказку. Он
стремился
предельно приблизить ее к стилю народной поэзии. Только
сказки Пушкина стихотворные, а фольклорные
сказки рассказываются прозой.
В своей работе мы постарались
подчеркнуть особенность языка сказок А.Пушкина. Для этого мы выбрали одну из
интереснейших категорий в русском языке.
Это
категория количества.
Актуальность работы
обусловлена, во-первых, необходимостью выявить средства выражения
количества в сказке А.Пушкина; во-вторых, отсутствием работ и материалов,
которые касаются изучения количества в произведениях автора.
Цель работы:
выявить особенности обозначения определённого
и неопределённого количества в тексте сказки А.Пушкина.
Поставленная цель предполагает
решение следующих
задач:
- найти в тексте сказки слова, с помощью которых поэт
обозначает количество;
-
выявить, какими
частями речи они выражены;
- составить список примеров.
Объектом
исследования
является сказка А.С. Пушкина «Сказка
о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Предмет исследования
– изучение средств выражения количества в сказке А.Пушкина.
Материалом
исследования
послужила картотека языковых средств
со значением количества.
Структура работы.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения, который включает 16 примеров.
Основная часть
Глава I. Количество - что это?
Количество - это одно из интереснейших частей речи в
русском языке. В толковых словарях русского языка количество определяется как
«категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны
величины, объема, числа», «категория, характеризующая предметы и явления со
стороны объема, числа, размеров, степени проявления и т.д.».
Таким образом, когда мы считаем
предметы,
мы определяем их количество.
Для этого мы задаём вопрос сколько? На этот вопрос отвечают количественные
числительные. Например, один, сорок и т.д. Порядковые числительные отвечают на
вопросы: который? которая? которое? которые?
Например, пятая, шестая.
Числом мы обозначаем количество предметов и получаем конкретность. Благодаря
числу оно становится
определённым (точным)
количеством
.
В
русском языке определённое количество выражается именем числительным.
Имя
числительное
—
это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые
обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и
отвечают на вопрос сколько? или какой?
Но
в русском языке есть
группа слов, которые выражают значение
неопределенного
(неточного) количества: много книг, мало времени, масса дел, несколько
человек и т.д. Оно определяется приблизительно, без счёта и измерения. Эти
слова иногда включают в состав числительных как разряд неопределенно
количественных числительных или как подразряд количественных числительных.
Такие слова, обозначая количество,
вместе с тем отличаются от числительного рядом признаков. Они лишены основного
значения числительных – значения определенного количества. Отличны и их
грамматические признаки. Так, слова
масса, уйма и подобные имеют
категории рода, числа и падежа, как и существительные, могут определяться
прилагательными, местоимениями (небывалая масса, такая уйма). По этим признакам
указанные слова можно отнести к существительным. Эта группа слов представляется
наиболее сложной. Ведь до сих пор имена числительные относятся к
трудной
для определения части речи.
Таким образом, термин количество обозначает
число, величину, объем, множество.
Под определённым (точным) количеством
понимается количество, которое определяется с помощью счёта и измерения.
Неопределённым (неточным) количеством считается количество, которое
определяется приблизительно и которое выражается в языке словами, не
указывающими на точные числовые значения.
Глава II.
Выражение
количества в сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Няня рассказывала Пушкину сказки, пела народные
песни. Он был восхищён их поэтичностью.
Вскоре Пушкин начал учиться сам сочинять по-народному песни, сказки.
Поэт верно проник в народную душу и научился писать народным языком.
Будучи в Михайловском, А.С.Пушкин окунулся в живую
русскую речь, слушал песни и сказки простых людей, делал записи. Из множества
сказок, рассказанных няней, поэт сделал конспект семи, среди которых четыре
были волшебные. На основе этих записей поэт создавал свои сказки.
Мы работали над текстом сказки «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях». В ходе исследования выявили 16 примеров, в которых
наиболее ярко выражается категория количества.
Понятие определённого количества в тексте выражается:
1) именами числительными, которые обозначают
количественные отношения:
одна, девять
месяцев, семь торговых городов,
сто
сорок теремов, семь богатырей, семь румяных усачей,
шести столбам, хоть раз;
2)
собирательными числительными, которые имеют ограниченную сочетаемость,
для которых характерно сочетание не со всеми существительными, а только с
некоторыми:
нас семеро.
Также,
в
сказке встречаются собирательные числительные, которые обозначают количество
предметов как целое. Это слово
оба, которое
сочетается с существительными, которые называют лиц мужского пола:
зарыдали оба; числительное
обе, которое сочетается с
существительными женского рода:
в обе руки.
Словами,
которые показывают неопределённое количество, Пушкин пользуется
меньше. Они выражаются:
-
местоимениями:
всех милее;
-
наречиями:
полну наливали.
Особый
интерес представляют лексические повторы. А.Пушкин использует их, чтобы
обозначить неопределённо большое количество:
1)
Между
тем
росла, росла,
Поднялась – и расцвела…
2)
День за днём
идёт, мелькая,
А
царевна молодая
Всё
в лесу; не скучно ей
У
семи
богатырей.
3)
Им
она не прекословит,
Не
перечат ей они,
Так
идут за днями дни.
Таким образом,
анализ выражения понятия количества в сказке А.Пушкина представляется
интересным и достаточно сложным.
Заключение
Александр Сергеевич Пушкин –
замечательный поэт, который работал в разных жанрах. Произведения А.С. Пушкина,
шутливые или серьёзные, одинаково привлекательны для читателей, прежде всего
занимательным сюжетом, прекрасным литературным языком и всегда высокой
поэзией.
Читая Пушкина, мы становимся лучше. Он жил более ста лет назад.
Во всех своих произведениях он оставался
умным, ясным и великим поэтом. Пушкин говорил о жизни с небывалой силой и
красотой. Его язык
необычен. Он
составляет основу литературного языка.
В
нашей исследовательской работе мы затронули категорию количества.
В результате проведённой работы было
рассмотрено 16 примеров. Основные средства выражения количества в сказке
А.Пушкина
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» были рассмотрены во второй главе
исследовательской работы. Здесь мы выявили средства выражения определённого
(точного) и неопределённого (неточного) количества.
Таким образом, в ходе исследовательской работы мы
пришли к
выводу,
что количество
не простая категория, а в
некоторых случаях даже трудная.
Результаты показывают, что в тексте сказки А.Пушкина преобладают имена
числительные с конкретным значением
,
то есть
слова со значением определённого (точного) количества.
Поэт употребляет их, чтобы
обозначить конкретное число, количество и порядок предметов.
Список
использованной литературы
1.
Бонди
С. А.С.Пушкин. Избранные произведения. – М.: Дет. лит., 1966. – 352.
2.
Бонди
С. Стихотворения Александра Пушкина . – М.: Дет. лит., 1987. – 206 с.
3.
Избранное.
Общ. ред. и предисл. Д.Благого. Оформл. и ил. Б. Дехтерова. -
М., «Дет. лит.», 1976. – 734.
4.
Лопатин
В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 928
с.
5.
Ожегов
С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
Приложение
Материал
для исследования
1.
Царь
с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его
одна.
2.
Девять
месяцев
проходит,
С
поля
глаз она не сводит.
3.
Но
царевна молодая,
Тихомолком
расцветая,
Между
тем
росла, росла,
Поднялась
– и расцвела…
4.
Сват
приехал, царь дал слова,
А
приданое готово:
Семь
торговых городов
Да
сто сорок теремов.
5.
«Я
ль, скажи мне,
всех милее,
Всех
румяней и белее?»
6.
«–
Где красавица девица?» -
«Там,
в лесу, стоит
одна, -
Отвечает
ей она.
7.
Час
обеда приближался,
Топот
по двору раздался:
Входит
семь богатырей,
Семь
румяных усачей.
8.
…
Усадили в уголок,
Подносили
пирожок;
Рюмку
полну наливали,
На
подносе подавали.
9.
День за днём
идёт, мелькая,
А
царевна молодая
Всё
в лесу; не скучно ей
У
семи богатырей.
10.
Им она не прекословит,
Не
перечат ей они,
Так
идут за днями дни.
11.
…Всех нас
семеро, тебя
Все
мы любим, за себя
Взять
тебя мы все бы ради,
Да
нельзя, так, бога ради,
Помири
нас как-нибудь:
Одному
женою будь…
12.
Но царевна в
обе руки
Хвать
– поймала. «Ради скуки
Кушай
яблочко, мой свет…»
13.
…Гроб её к
шести
столбам
На
цепях чугунных там
Осторожно
привинтили
И
решёткой оградили…
14.
Ты волнуешь сине море,
Всюду
веешь на просторе,
Не
боишься никого,
Кроме
бога
одного.
15.
Королевич зарыдал
И
пошёл к пустому месту,
На
прекрасную невесту
Посмотреть
ещё хоть
раз.
16.
И
встаёт она из гроба…
Ах!..
и зарыдали
оба.