`У попа была собака...` - Игорь Вячеславович Прежний
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Вячеславович Прежний


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Вячеславович Прежний / Блог / `У попа была собака...`


ЗАПИСЬ #142

КОММЕНТАРИИ (15)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


27 февраля 2020, 18:13, автор - хозяин блога
Игорь Вячеславович Прежний

`У попа была собака...`

Этот пост рожден фразой:
"Покажите формулу знаменитого золотого сечения  композитору и архитектору. Для первого это будет просто набор знаков и цифр, опыт и воображение второго тут же нарисуют чертеж гармоничного здания." (с) авторство не указываю, думаю, что это не так уж и важно.
______________________________________________

Итак, с архитектором все понятно, но вот как быть с композитором или поэтом, или ...
Так ли это,  - "не увидит, не поймет, мимо пройдет"?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Я уже говорил, что наш всея, Александр  Сергеевич тяготел к симметрии и различного рода периодическим функциям. Думаю, что повторяться не стоит, а то букаф будет слишком много, приведу лишь ссылку (там хотя и всего лишь ответ на задачку, но как раз на эту тему):


Едем дальше. Знаете стишок С.Маршака "Дом , который построил Джек "?  Любопытное строение у этого произведения . Похожую структуру имеет периодическая функция. Есть и принципиальное отличие : периодичность, грубо говоря, это повторяемость значений на интервале определённой длины. В стихотворении же кроме повторяемости прослеживается ещё и нарастание (добавление новых строк) и приходятся они на очень интересный период...

И тут же на ум приходят строчки - "У попа была собака..." - это классика (ну, не классика, конечно в строгом смысле этого слова, а классический пример этих колебаний) - классическая спираль... Тут же мысль - "Избиение младенцев" (с) Рафаэль. Хотя художник это сродни скульптору и архитектору в какой-то мере, а мы же про поэтов и композиторов, ну может еще про кого до кучи.

Спираль в природе встречаем не так уж и редко  - золотая спираль, золотое правило, золотое сечение, божественная пропорция... )))

Схожие показатели колебательных процессов (периоды колебаний) свойственны почти любому стихотворению, а для стихов написанных чистым размером (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий) случай периодичности является идеальным. У стихов написанных чистым, классическим размером, метроритмическая пульсация часто периодическая функция со своим периодом (от 2х до 5ти, как правило).

Даже в тех случаях когда возникает якобы случайная модуляция ритмики, воспринимаемая нами, как процесс случайный и не описываемый классическими постулатами, все равно можно говорить о периодичности. (даже теория массового обслуживания, тоже имеет свои законы и вполне укладывающиеся в графики функций, т.е периодичные...))))

Мы живем в вероятностном мире, в котором случайность играет фундаментальную роль. И как бы это не показалось странным, в этом тоже кроется периодичность вселенского мироздания.

Из биологии пример: в основе эволюции лежат мутации - случайные изменения в структуре генов (сам ген, тоже классический пример периодичности, кстати) можно описать с той или степенью вероятности, следовательно и периодичности. Проведя это описание для нескольких поколений, мы несомненно заметим периодичность процесса. Лишь один случай будет вести к остановке биологических часов - смерть. Да и то, не факт, мы слишком мало знаем об этом, чтобы можно было так утверждать.
Смерть по-сути та же программа,  хотя и не исключены случайные всплески. 

Мироздание все подчинено этим законам, они словно единая  симфония пронизывают его, а когда мы начинаем вырывать отдельные звуки из произведения, вот тут и появляется нестройность.

 Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
(с) Р. Рождественский


Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(с) В.Брюсов


Листья падают в саду...
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало.
(с) И. Бунин


Рвётся, и пляшет, и буйствует кардиограмма,
В ней, бессистемной творятся безумные вещи.
Мчится она то направо, то влево, то прямо,
Бьётся и, точно осина Иуды, трепещет.
(с) Т. Скоренко


Вовсе не сложные
Размеры трехсложные,
Все зависит от сильных в них мест.
Дактиль - он первый,
Второй - амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!
(с) В. Онуфриев


Стихи не пишутся - случаются,
как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.
(с) А. Вознесенский


И мы у каждого найдем ту самую пресловутую "золотую пропорцию".  А кто не верит, может на досуге поискать самостоятельно.  )))


Ну и еще напоследок:


Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок...
(с) хто-то то... С ИДЕАЛЬНЫМ РИТМОМ!)))


Вообще, конечно, со стихами непросто все. Их сила вовсе не в ритме и даже не в божественной пропорции. Не думаю, что каждый из поэтов знал основы математики и писал свои произведения с калькулятором в руке. Это область чувственного, эстетики искусства, как такового. Ошибка подходить лишь с позиций науки, да и личностное восприятие тоже не маловажную роль играет, ведь даже высококультурные люди обладают определенной селективностью (резонансностью) художественного вкуса.


Скажем, я восхищаюсь Есениным и не люблю Маяковского (хотя признаюсь, почитываю и даже копирую его порой..)))...), а  другие обожают Лермонтова (тоже сторонник симметрии и пропорций) и равнодушны к стихам Цветаевой, а третьи после знакомства с творчеством Бродского теряют интерес даже к Пушкину и Лермонтову, не говоря уже о Некрасове, а все указанные мной - Великие... Классики. И это я только по нашим прошелся...  И у каждого нашел этот момент - Божественная пропорция.


А как же композиторы, музыка, а то все про стихи и стихи..? - спросит кто-то. Спокойно и с музыкой разберемся. )))


С музыкой тоже не все так просто. Тут все зависит от понимания того, что есть музыка. Однако, если говорить о классических произведениях, то все они по своей форме тяготеют к симметрии.

Чаще всего они  образуют трехчастную форму. В первой части звучат одна или две темы, которые хорошо откладываются в памяти благодаря неоднократному повторению. В средней части первоначальная тема подвергается развитию, видоизменению либо вообще не появляется. Третья часть является полным или частичным повторением первой. И это закономерно, так как если бы произведение состояло из постоянно сменяющих друг друга мотивов, сознанию было бы не за что зацепиться.  И именно на эту часть в большинстве своем приходится точка золотого сечения.

Например: у И. С. Баха (Концерт для флейты, скрипки и клавесина) - 1,585, у И. Штрауса (Марш Радецкого) - 1,527, у  П. И. Чайковского (Танец Феи Драже)  1,652, (Вальс цветов) у него же  из того же балета "Щелкунчик" - 1,618!

Но вот, что интересно, порой кульминация приходится и на совершенно другой период: в вальсе №2 си-минор Шопена, точка золотого сечения приходится на начало средней части за счет того, что первая часть намного длиннее остальных. И отношение большей части к меньшей равно 1,663.

Точно также в первой части Симфонии №40 В. А. Моцарта, где точка золотого сечения приходится на начало средней части.  (1,621).

Но не всегда золотое сечение связано с таким делением произведения на три части. Случается и нет этого деления, но вместе с тем мы легко найдем это отношение. Например, в произведении М. П. Мусоргского "Рассвет на Москва-реке" самым яркий момент звон колоколов (его имитация). Если за точку золотого сечения принять момент начала звучания колоколов и высчитать отношение большего отрезка к меньшему, оно будет равно 1,633.

Григ "Утро".  99 секунд  и ... - начало кульминации. Если принять ее за золотое сечение в данном произведении, то отношение будет равно 1,624.

"Элизе"  Бетховена в  произведении  появляется новая, совершенно иная по характеру и окраске тема, которая несет тревогу и добавляет произведению колорита переживаний, мук. Если точку начала этой темы принять на сечение, то отношение отрезков будет равняться 1,590.

Прокофьев   сюита  №2 из балета "Ромео и Джульетта"  -  тоже можно считать точкой золотого сечения,  появление зловещей темы, темы вражды (отношение 1,626).

Бесконечно можно приводить примеры. Божественная пропорция есть суть мироздания и художники, и музыканты, и поэты, и композиторы, даже если этого не знали с точки зрения математики, но все равно чувствовали,  возможно потому они и живут в веках.

Ну, а как баял Лао-Цзы, "всякая середина порождает бездну".))

Источник: компиляция из собственного и прочитанного в нете


Тэги: О Божественной пропорции.



ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Геннадьевич Покаевский2020-02-27 21:40:21 - Александр Геннадьевич Покаевский
В жисть не догадаетесь, что стало первой мыслью при прочтении всего этого многобуквия....
))))
Игорь Вячеславович Прежний2020-02-27 21:44:02 - Игорь Вячеславович Прежний
Интересно, что же? ))) Опять - `перемудрил`? )))
Александр Геннадьевич Покаевский2020-02-27 21:51:38 - Александр Геннадьевич Покаевский
Как сказать!

Я мысленно стал представлять себе автора, у коего Вы обнаружили цитату, `оброненную` им, вероятно, с утилитарной целью - украсить обязательное портфолио.
И этот автор, даже не представляющий себе, что можно `раздуть` из его красивой фразы,
сидит и читает Ваше произведение.
Его мозг начинает медленно. медленно, медленно п л а в и т ь с я...)))

И он мысленно проклинает себя за тот день и час, когда упомянул это `сечение`...)))
Игорь Вячеславович Прежний2020-02-27 21:57:16 - Игорь Вячеславович Прежний
а-А-А-Александр Геннадьевич.... ))), я чуть не упал от смеха...
СПА-СИ-БО!!! Повеселили от души! )))

Точно, не догадался. )))
Александр Геннадьевич Покаевский2020-02-27 22:04:26 - Александр Геннадьевич Покаевский
Нет, ну что? Вы только представьте, если его самого попросить расшифровать его же фразу?)
Игорь Вячеславович Прежний2020-02-27 22:12:56 - Игорь Вячеславович Прежний
Да, ладно, ну, не все же `ВадимИванЫчи`, иногда
мыслей много, а сказать (написать) не получается.
Вот и приходится, там стя...э... позаимствовал,
тут сты...э..прочел, собрал худо-бедно в одну
конструкцию и на суд народа или еще кого.

Приходится, жизнЯ диктует свои правила.

А в блоге это `займобратие` простительно.
Вот к работам (разработкам), я уже не столь
снисходителен. В НашейСети неоднократно поднимал
этот вопрос. Тырят по чем зря, при чем, друг у
друга, на одном и том же портале. )))
Татьяна Геннадьевна Бердник2020-02-28 04:14:21 - Татьяна Геннадьевна Бердник
Стихи - как люди. Вот бывает человек с правильными красивыми чертами...а не цепляет. А бывает нос крючком, скулы острые, взгляд колючий - а смотришь на него и наглядеться не можешь...
И это я только о внешности... Потому что ежели еще о душе говорить, так выйдет много буковок)
Дмитрий Борисович Зубченко2020-02-28 04:36:07 - Дмитрий Борисович Зубченко
Мля... где Вы время находите что бы такие огромные посты набирать???
Плагиат + выделить, вырезать, вставить...????
у меня свободного времени пол часа, выставить в эл.журнал оценки и сюда заглянуть...
потом на вторую работу - денежку заработать...
мне жалко времени даже на размышления на подобные темы...
Игорь Вячеславович Прежний2020-02-28 05:13:02 - Игорь Вячеславович Прежний
Татьяна Геннадьевна, а про любоФ всегда много букавок, в двух словах про это сложно... )))

_____________________________________________
Дмитрий Борисович, я кажется уже упоминал, причем,
отвечая именно вам, что у меня много свободного
времени образовалось в последнее время.
Но завидовать тут не стоит, - не чему. Я же рад
за вас, и это мне нужно позавидовать вашему
здоровью, т.ч. дай бог, вам не придется в моей
шкуре оказаться. Но, давайте, я не буду
распространяться о своих проблемах, не думаю,
что это кому-то интересно. Поэтому, закроем эту
тему раз и навсегда и не будем ее муссировать
вновь.
И еще - `мне жалко времени даже на размышления...`
- а вот этому можно только посочувствовать,
размышления о чем-либо кроме хлеба насущного
признак наличия ума, как минимум. Заметьте, я и
комментарии стараюсь давать развернутые... )))
Александр Геннадьевич Покаевский2020-02-28 10:42:26 - Александр Геннадьевич Покаевский
вот думаю: может случайности таки не случайны? )
Евгений Иванович Руднев2020-02-28 10:54:45 - Евгений Иванович Руднев
М,да?
Людмила Александровна Ойкина2020-02-28 11:01:37 - Людмила Александровна Ойкина
Прочитала с большим интересом.
Игорь Вячеславович Прежний2020-02-28 12:41:23 - Игорь Вячеславович Прежний
Александр Геннадьевич, вы о чем? )
Что вас заставило задуматься? Вообще любая
случайность, говорят, это не познанная
закономерность.

_________________________________
`М,да?` - Евгений Иванович, что? )))

_________________________________

Людмила Александровна, это хорошо, значит уже не зря.)))
Александр Геннадьевич Покаевский2020-02-28 14:18:43 - Александр Геннадьевич Покаевский
Игорь Вячеславович,
`Вообще любая
случайность, говорят, это не познанная
закономерность.` - это мне больше понравилось!)

А так, что-то про периодичность мироздания я не совсем понял (
Игорь Вячеславович Прежний2020-02-28 18:40:40 - Игорь Вячеславович Прежний
Все очень просто и сложно, в 2х словах не
объяснить уж точно. )) Попробую. Мироздание не
подчиняется на самом деле в своем жизненном цикле
ни второму началу термодинамики, ни
всеобъемлющему прогрессу от `хаоса` к порядку.
Все бытие мира есть цикличность проявления к
существованию всего предметного многообразия
мироздания. Нот масштаб таков, что осознать мы с
позиций нашего земного существования (а это даже
не отрезок, а точка на бесконечной по нашим меркам
прямой) не можем.

Именно масштаб бытия вселенной создает впечатление
тотальности эволюционного прогресса,
доминирования в мироздании прогресса над
регрессом. Но, увы это не так. Всегда существует
некий возврат, т.е. бытие мира циклично. В нем
чередуются периоды созидания (эволюции,
установление порядка) и регресса, распада,
возврата к исходной простоте или даже хаосу.
Причем, подтверждение тому, мы найдем даже не в
масштабах мироздания, а у себя под боком, в
микрокосме.

Это как бы отрицание. Как один из
законов мироздания. Всему есть начало и конец.
Если есть день, будет ночь. Все хорошие или
плохие эмоции рано или поздно проходят. На одни
действия (эволюционные) требуется много циклов
отрицания, регрессивного характера, иные
происходят быстро (ведут к стабильности) и
устремляются к прогрессу с тем, чтобы достигнув
некого максимума опять столкнуться с отрицанием.
То, что сейчас кажется новым, еще не наступившим,
завтра станет старым и прошлым. За победой следует
поражение, а за упадком процветание. И
наоборот. Независимо от характеристик процесса
(негативные или позитивные) оно (мироздание)
движется и движение это не есть поступательное
всегда, как бы нам этого хотелось и как видится
порой, а есть цикличное. И во многом благодаря
именно этому закону - отрицанию, а по-сути
регрессу. Периодичность заложена на неком
программном уровне.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Скоро начнём всем колхозом дист.обучение, серверы зависнут(
Так и в колхозе раньше разделение труда было: овощеводы, полеводы, животноводы, механизаторы...
Наталья Владимировна, огромное спасибо! Это очень нужный словарик для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в сегодняшней версии.
Иногда и не конкуренция, а перегруз. Нет времени, успеть бы свою работу выполнить.
6653803-a3974049
Замечательное стихотворение. Прочитала сейчас пятилетней внучке. И видео посмотрели. Понравилось. Мы 3-и.Извините. заметила пунктуационную ошибку: слово ` ребятки` нужно выделить с двух сторон запятыми. Это обращение.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/