Мерещун - Игорь Вячеславович Прежний
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ











Игорь Вячеславович Прежний


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Игорь Вячеславович Прежний / Блог / Мерещун


ЗАПИСЬ #214

КОММЕНТАРИИ (44)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


02 апреля 2020, 19:57, автор - хозяин блога
Игорь Вячеславович Прежний

Мерещун

Лингвисты-филологи вопрос вам.  Ну, может еще биологи помогут.

Существует народная поговорка, которую до сих пор лингвисты истолковать толком не могут, а сложного-то тут нет ничего:

"Врет, как сивый мерин."

В самом деле, почему из всех домашних животных репутации лжеца удостоился только безобидный мерин? Попробуйте объяснить, пожалуйста,  мне, не филологу, это выражение.

Да еще припомню в тему, считайте подсказкой:

"Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!"













Тэги: лингвистическая загадка



ОБСУЖДЕНИЕ


Елена Михайловна Топчиева2020-04-02 23:17:55 - Елена Михайловна Топчиева

ну, тут нетрудно было погуглить. Но у вас же `МЕРЕЩУН`
У истории возникновения этого выражения есть несколько версий. По одной из версий в царской армии на рубеже 18-19 вв. в Санкт-Петербурге служил дворянин, офицер с фамилией фон Сиверс-Меринг. По происхождению он был немец либо швед. Считалось, что он был великолепным рассказчиком, но всегда любил приукрасить, приврать в своих рассказах. Ежедневно слушая его `небылицы`, коллеги-офицеры стали часто употреблять фразу `врёт, как Сиверс-Меринг`. Ну а солдаты этого полка переиначили это выражение на русский лад - `врёт, как сивый мерин`. Но у этой версии, к сожалению нет документального подтверждения, существовал ли такой офицер, рассказывал ли он байки коллегам.

Есть другая версия фразы `врёт,как сивый мерин`. Вообще на Руси сивая (то есть седовласая) считалась бестолковой,глупой. Но глупость это одно, а почему этот мерин (жеребец) врёт? При прокладки борозды плугом или сохой в упряжке лошадь должна идти прямо, без отклонений в стороны. А вот старая, сивая (седая) лошадь от старческой слабости могла отклониться. А как же `старый конь борозды не портит`? Так что эта версия тоже не совсем состоятельна.




Наиболее близка к правде следующая версия. Скорее всего под `сивым мерином` подразумевается старый, седой,дряхлый мужчина. Не имея уже такой мужской силы, он всё равно продолжает хвалиться, желая оставаться в центре внимания, в особенности женского. И наоборот, есть фраза `бред сивой кобылы`, где смысл повторяется. Существовала даже старославянская примета: если приснится сивая лошадь, то жди в новый день вранья. Получается, что с сивыми меринами и кобылами сравнивали болтунов почтенного возраста, хотя версия с офицером фон Сиверс-Мерингом выглядит более оригинальной.
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-02 23:25:44 - Игорь Вячеславович Прежний
Версия с офицером на мой взгляд самая наиглупейшая.

И возникла она сравнительно недавно. А вот в в плане
глупости, тут уже интереснее. Но, опыт никуда не
денешь, значит одно противопоставлено другому. Тоже
абсурдно. Относительно седого старца это уже совсем
интересно. Однако, примета переврана, т.к. ждать
следовало не вранья, а неприятностей.

Т.е. все это все равно не объясняет фразеологизма.

Еще замечу, что большинство подобных выражений
возникло на стыке принятия христианства. )))

Это и есть моя версия. И верно подметили название
поста. Оно не случайно. Имеет отношение как раз к
вруну.
Елена Михайловна Топчиева2020-04-02 23:27:00 - Елена Михайловна Топчиева
Так а МЕРЕЩУН то как?
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-02 23:28:33 - Игорь Вячеславович Прежний
мерещу́н - болтун, мечтатель, сумасброд; ме́рек (новг.
твер.) злой дух, нечистый
Любовь Валентиновна Колганова2020-04-02 23:33:44 - Любовь Валентиновна Колганова
`Мерещиться` сюда же
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-02 23:34:43 - Игорь Вячеславович Прежний
Предлагаю разобраться с каждым словом.
Народ у нас мудрый, не чета филологам. )))
Елена Михайловна Топчиева2020-04-02 23:39:10 - Елена Михайловна Топчиева
Но-но... Аккуратненько.
Вот в словарь-то я и не сходила.
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-02 23:43:36 - Игорь Вячеславович Прежний
Не в обиду будет сказано. ))) И уж точно никого
обидеть не желаю. Просто у нас так принято - все
науки оторваны друг от друга, каждый варится в
своем котле, а иногда стоит и к соседям заглянуть
на огонек, глядишь и загадки гадать легче будет.

Давайте начнем с конца. С подсказки.
Елена Михайловна Топчиева2020-04-02 23:48:44 - Елена Михайловна Топчиева
Ну, я подумала о способности языческих служителей культа быть некими друидами, волшебниками. Ну есть у меня особенность. Додумываю я себе много, поэтому загадки угадывать - не моё.
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-02 23:51:50 - Игорь Вячеславович Прежний
А вы продолжение помните сказки? )))

Чтоб легче было. Рассмотрим масти.

Сивый темно-сизый цвет, серый или седой, любой
темный с примесью пепельного или белесоватого.


Бурка вообще это скорее кофейный цвет, коричневый
или ореховый, искрасна черный. Но если речь идет о
лошадиной масти, то цвет будет между вороным и
рыжим. Отсюда и слово `бурёнка`.

Ну, и каурка - лошадь каурой масти (рыжеватой,
с рыже-коричневой гривой и хвостом)

Напомню сам:

`Чудо-конь, и шерсть на нём Отливает серебром,
А в лучах луны сверкая, Шерсть горит, как золотая.`
Ирина Валентиновна Ермакова2020-04-03 00:04:47 - Ирина Валентиновна Ермакова
Серебро, золотая... а на самом деле?))
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 00:09:13 - Игорь Вячеславович Прежний
А вот тут, Ирин и зарыта собака. )))

Напомню еще одну сказку. Вроде бы и не связанную с
первой. Про Никиту Кожемяку. )))

А уж от него и до мерещуна не далеко.
Елена Михайловна Топчиева2020-04-03 00:14:52 - Елена Михайловна Топчиева
Не, для меня важнее первое слово. Я по нему давала объяснение о северном солнце. Сивка- сивый, серый.
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 00:20:04 - Игорь Вячеславович Прежний
Не спешите, доберемся и до него. )))

Так вот, про Никиту.

По мнению А. Н. Афанасьева, в данном случае
мифическое предание о борьбе бога-громовержца
(Перуна) с тучей было низведено к явлениям
действительного быта и получило историческую
окраску. Мифический змей, олицетворение тучи,
стал печенежским великаном (речь идёт о летописной
версии предания о богатыре-кожемяке). Облака,
по Афанасьеву, издревле уподоблялись быкам,
коровам и снятым с них шкурам; поэтому
бог-громовник, ударяющий по облакам своей палицей,
перешел в народных сказаниях в богатыря-кожемяку.

А теперь, давайте вспомним какого цвета облака.
И заодно вспомним какой цвет они приобретают на
закате. ))) Это легко объясняет нам серебристый
и золотой цвета.

А почему вещая? Кто такие вещие или вещуны?
Елена Михайловна Топчиева2020-04-03 00:20:10 - Елена Михайловна Топчиева
Предсказатели?
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 00:21:51 - Игорь Вячеславович Прежний
Да. А можно назвать пророка предсказателем?

Думаю, вопрос риторический. )))


В народном представлении восточных славян
апокрифический образ религиозного предания
о Никите Бесогоне (обратите внимание)
сливается с народными легендами о
Никите Кожемяке богатыре, одолевшем
злого дракона.

Никита Бесогон раннехристианский святой,
апокрифический великомученик, подвергшийся пыткам
и принявший смерть за Христа в Константинополе;
вымышленный (!) сын римского императора Максимиана.

clck.ru/MnxqT

Без названия
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

А кого называли бесогоном?
Отвечаю - это еще одно название вруна - бесогон.

Елена Михайловна Топчиева2020-04-03 00:29:55 - Елена Михайловна Топчиева
ну, очевидно.
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 00:30:16 - Игорь Вячеславович Прежний
Теперь с мастью разберемся. Сивая масть.
Что это за масть такая на самом деле?
Ирина Валентиновна Ермакова2020-04-03 00:30:39 - Ирина Валентиновна Ермакова
Облака - белогривые лошадки)))
Разные облака на закате. Вот если солнце яркое за облаком, оно с золотистой каймой получается. Красотища))
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 00:32:04 - Игорь Вячеславович Прежний
Да, да, Ирин, я надеялся на это... )))
А КАК У НАС СВЯТЫХ ПРИНЯТО ИЗОБРАЖАТЬ? )))
Снова риторический вопрос.

Сивка. Сивая. Т.е. седая. С проседью.
И чем старше, тем более она проявляется.
В молодом возрасте она почти не видна, за
исключением когда на лошадь падает свет.
Только тогда она начинает отливать серебром.


Осталось последнее слово - мерин.
Елена Михайловна Топчиева2020-04-03 00:34:42 - Елена Михайловна Топчиева
Ой, я, наверное, теперь поняла, почему можно врать в карточной игре. Когда была молодой, играла с племянницами напропалую. А одна из них очень умно блефовала. Я поборница правды возмутилась, начала бурно возмущаться. Я-то врать не умею и на 5 копеек. А мне старшие сказали, что в карточной игре положено врать. Оказывается, это значит гонять бесов. А карты -дело не Божеское.
Ирина Валентиновна Ермакова2020-04-03 00:34:51 - Ирина Валентиновна Ермакова
Имеет значение, что именно мерин, а не жеребец?
Елена Михайловна Топчиева2020-04-03 00:37:31 - Елена Михайловна Топчиева
Ну, есть же масть у лошадей, которая превращается в седую через три года после рождения жеребенка.

И она какая-то там очень ценная. А до этого она в яблоко называется.
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 00:39:04 - Игорь Вячеславович Прежний
))) Верно. Именно так - гонять бесов.

Мерин. Тут, думаю, проявился своеобразный юмор.

Мерин - кастрированный конь.
Спокойное, покладистое животное.

Ну, а как назвать смиренного христианина,
отказавшегося от уз брака и любви? Ведь любовь на
Руси во всех ее проявлениях стояла во главе угла
у славян. Мерин и есть. )))

И еще...
С угро-финского слова `мёри` - `человек`.


Для справки про мерян почитать: clck.ru/MnwmY
Татьяна Николаевна Кузнецова2020-04-03 00:44:24 - Татьяна Николаевна Кузнецова
Отмена комментария
Елена Михайловна Топчиева2020-04-03 00:44:49 - Елена Михайловна Топчиева
А мне что-то на ум Мерлин пришел... НЕ знаю, к чему...
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 00:45:53 - Игорь Вячеславович Прежний
Небольшую выдержку приведу, на которую стоит
обратить внимание:

В житиях епископов Федора, Леонтия, Авраамия, Исайи
и в Повести о водворении христианства в Ростове
упоминается Чудской конец в Ростове Великом, где
стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись
местные язычники вплоть до начала XII века. Они
неоднократно изгоняли присылаемых епископов и по
некоторым сведениям даже убивали их.

Вот такая сказочка у меня получилась, у не филолога
и не лингвиста. )))

Похоже на правду?
Ирина Валентиновна Ермакова2020-04-03 00:50:16 - Ирина Валентиновна Ермакова
У биолухов Фсё правда)))
Елена Михайловна Топчиева2020-04-03 00:51:28 - Елена Михайловна Топчиева
Меря считалась еще глупой народностью. Тугодумами.

И упрямцами, да.

Исследователи отмечают совпадение исторического мерянского ареала с распространением почитаемых синих камней[27]. Этнограф А. Альквист предположила, что название синий у культовых камней мерян связано с именем Укко, верховного божества грозы финской мифологии, имевшем прозвище Синяя накидка (Sinivitta), который в мифах часто представал в одежде синего цвета[28]. Почитание часто встречающихся на синих камнях углублений в виде следов и чаш, а также скапливающейся в таких углублениях талой и дождевой воды, вероятно связано с культом предков[28].

Синий не может ли быть сивым. Не отсюда ли?
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 00:55:53 - Игорь Вячеславович Прежний
Вот. ))) Ну, а вы говорите, ничего не знаете. ))

Вот и связалось все воедино. Биология, сказки,
лингвистика, история, мифология, религия,
филология...

Это я еще генетику не притянул, Ирин... )))



Елена Михайловна Топчиева2020-04-03 00:56:33 - Елена Михайловна Топчиева
Ох, завтра в 6 мне внуки про всё расскажут. Я не пошла спать, а побежала. Всем до свидания!
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 00:56:54 - Игорь Вячеславович Прежний
Нет. Сивый это вполне конкретная масть.
Вороная с проседью.

Спокойной ночи! )))

Спасибо, что поиграли со мной...
Валентина Михайловна Жаворонкова2020-04-03 10:19:02 - Валентина Михайловна Жаворонкова
Как интересно!
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 10:40:11 - Игорь Вячеславович Прежний
Продолжение следует, Валентина Михайловна:

proshkolu.ru/user/iasvarog/blog/582554

Присоединяйтесь. )))
Владимир Николаевич Моисеев2020-04-03 15:35:13 - Владимир Николаевич Моисеев
Хочу отметить авторское мастерство подачи материала для
блогерских разборок в темах загадок от Мудрецова. Честь
ему и хвала. Но если ранее загадки эти были с решениями,
то сейчас всё чаще выплывают очень спорные решения.
Только цитаты:
``Этнограф А. Альквист предположила,...``
``В житиях епископов Федора, Леонтия, Авраамия, Исайи``
`По мнению А. Н. Афанасьева, в данном случае
мифическое предание`

Отмечаю `предположила, предания, в житиях...). Если сюда
добавить приведённые материалы из Википедии, которая по
определению не относится к доверенным источникам, то
получается такое месиво, из которого можно слепить всё, что
угодно. Вот и слепилось то, что захотел автор блога.
Версий много, простых и прямых, выданных Еленой Михайловной,
но вот это почему-то не факт, а путь длинный и туманный,
который приводится здесь, без тени сомнения, единственно
правильный! Мерина скрестили с мерянами, оседлали, и вперёд!
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 15:46:21 - Игорь Вячеславович Прежний
Все версии, простые и прямые не имеют под собой
ни одного факта. И более того, содержат ошибки.
Я же опираюсь на вполне достоверные источники в
своих выводах. ))) Да и про этнографа это не мое...
Что же до ссылок, ну... по сети затруднительно вас
в архивы отправить. )))

Да и туманного вроде бы нет ничего, все более чем
логично следует одно из другого.

Так что эта версия ничем не хуже тех, что предлагают
`специалисты`. Собственно, они и версии-то не имеют.
Владимир Николаевич Моисеев2020-04-03 15:52:48 - Владимир Николаевич Моисеев
Ну если Википедия для Вас является достоверным источником,
то мне просто нечего добавить к сказанному.
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 15:54:29 - Игорь Вячеславович Прежний
Один только Даль версию выдвинул - трансформация
слов: ПРЕТ - ВРЕТ.

Все! Так чем моя хуже? - МЕРИ - МЕРИН... )))



А вы сомневаетесь в том, что жития существуют? )))
А Афанасьева и сам читал.
Собеседник Собеседник Собеседник2020-04-03 16:15:04 - Собеседник Собеседник Собеседник
А может у самого мерина спросить?:)
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 16:18:42 - Игорь Вячеславович Прежний
Кроме этих свидетельств, историческую ценность
которых признает весь научный мир,
www.odinblago.ru/drevnerussk_zhitia_istochnik/

существует много археологических находок,
подтверждающих существование этой народности.
Имеются и косвенные подтверждения - противоборства
язычников насаждению христианства имели место
быть повсеместно (Лаврентьевская летопись,
Иоакимовская летопись, Мазуринский летописец,
Никоновская летопись и др), существует
с. Мериново на р. Нерли близ которого было
сделано много археологических находок, около
Кинешмы, на правом берегу Волги по р. Мере,
существовала Мериновская волость с центром в
с. Мериново и др.

Так, что эта версия будет даже более вероятна,
чем единственная имеющаяся у лингвистов - Даля -
прет-врет, в любом случае, ничем не хуже.

И уж точно более логична. )))
Владимир Николаевич Моисеев2020-04-03 22:47:22 - Владимир Николаевич Моисеев
Да я согласен с тем, что версия Мудрецова имеет право на
жизнь, точно так же, как версии Афанасьева, Даля и прочие.
Но ведь это версии, основанные на фактах, а не факты.
Или вы отрицаете, что на одно и то же понятие могут быть
различные толкования, различные мнения. Вспомнил Черномырдина:
`...Каждый человек должен иметь своё мнение, и другого
мнения в этом вопросе быть не может! (В.Черномырдин)
(не дословно, но где-то так...)
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 22:56:30 - Игорь Вячеславович Прежний
Владимир Николаевич, просто моя версия объясняет
все слова, в отличии от лингвистов. Только и всего.
Доподлинно же никто не знает, так ли это. )))

И смысл выражения становится вполне логичен.
А это по-моему большой плюс по сравнению с
имеющимися на сегодняшний день версиями.

Тут как и с теорией Дарвина, лучше просто никто
не предложил.

Вот, как раз я и опирался на ФАКТЫ, в отличии от
всех лингвистов. В том числе и доморощенных, типа меня. )))

Например, версия про офицера появилась в сети
сравнительно недавно и ... ))) в списках
военнослужащих Санкт-Петербурга таких не значилось.
Это фейк.

Про сон.

Если лошадь во сне красивая, то вас ждет удача,
благополучие, процветание (аналогичное толкование
у сна про участие в скачках, но путь к счастью будет
тяжелым, полным препятствий, жди неприятностей.

Про вранье нет ни слова. ))

И только Даль дает внятное толкование. `Прет-врет`
Но, впрочем, оно тоже ничем не подкрепляется.

Только схожесть слов и трансформация звуков один в другой.
Владимир Николаевич Моисеев2020-04-03 23:14:05 - Владимир Николаевич Моисеев
Приятно, что человек ценит свою работу столь высоко.
Цитирую:
-моя версия объясняет все слова, в отличии от лингвистов.
-Я же опираюсь на вполне достоверные источники в
своих выводах
-А это по-моему большой плюс по сравнению с...

А вот оценят ли эту работу потомки, вот в чём вопрос?
Игорь Вячеславович Прежний2020-04-03 23:16:02 - Игорь Вячеславович Прежний
)))Дык, я же не претендую на академичность.
А потому и потомки мне мало интересны. Вот будь я
лингвистом или хотя бы филологом, тогда имело бы
смысл что-то предпринять, а так... хм.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу рабы твоея, иде́же не́сть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная
Нина Ивановна, спасибо!!!
Друзья! Спасибо за рецепты! Это точно вкусно? Первый раз прочитала такие интересные рецепты! Придется пробовать, может и внуку понравится! Особенно со стихами! Весь смак именно в них!
Татьяна Павловна, спасибо за отклик, за очень точное понимание. Да, тяжело переносится, выбиты из привычного ритма жизни...
ЗдОрово, спасибо :)))
Спасибо!





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/