Часто ли вы критикуете учеников? Каждый
педагог ответит, что ежедневно. Похвала проскакивает реже. Не сделали домашнее
задание, шумели на уроке, дерзили — масса факторов служит причиной для
замечания.
Но даже если у критики есть благородная
цель, то почему ученики замечают только негатив? Мотивация и интерес к предмету
падает, успеваемость не радует педагогов и родителей, а ребенок замыкается в
себе. Но не критиковать вообще тоже не получится.
Так где найти золотую середину? Реально
ли сделать замечание-мотивацию или похвалу и не ударить по самооценке
школьника? И вообще, правильно ли вы критикуете и хвалите учеников?
Как вдохновлять похвалой?
«Доброе слово и кошке приятно» — так
просто пословица выражает суть поддержки, замечания положительных качеств.
Мотивированный ученик в сумме с юношеским максимализмом и запалом может горы
свернуть, а не только освоить школьную программу. Но как правильно хвалить
ребенка, не выращивая в нем нарцисса?
Психологи и педагоги-теоретики выделяют
3 главных правила:
-
Говорите искренне. Дети поразительно тонко
считывают чувства и эмоции. Когда на душе у вас скребут кошки, настроение
хуже некуда, но вы красноречиво расхваливает ребенка, то потухший взгляд
или тихий голос говорят о противоположном. Поэтому искренность прежде
всего.
-
Оценивайте дело, а не ребенка. Нельзя говорить
фразы типа: «Ты — хороший, умница молодец». Это обесценивает труд и
усилия. Лучше скажите: «Ты быстро и правильно решил задания, ты написал
хорошо сочинение, ты прочел весь заданный материал, ты понял тему и можешь
ее объяснить другим».
-
Не сравнивайте. Даже с благими намерениями нельзя
хвалить так: «Ты рисуешь лучше Васи», «Поешь лучше всех одноклассников».
Так легко вырастить нарцисса и одновременно снизить самооценку других
ребят.
Как мотивировать критикой?
Правильно сделанное замечание — то,
которое мотивирует, а не унижает и бьет по самолюбию.
Чтобы научиться критиковать с пользой
для воспитания, запомните важное правило: прежде чем ругать недостатки,
вспомните о достоинствах.
В большинстве случаев ребенок и сам
знает, где допустил оплошность. А вот то, что у него получилось неплохо, может
и не заметить. То есть похвала критикой — это немного кнута и вагон пряников.Тогда
ребенок не зациклится на неудаче, не опустит руки, самооценка не скатится вниз.
Пример
: вместо «Ты пишешь хорошо, но допускаешь много
грамматических ошибок, окончания неправильные. Если решишь печататься где-то,
то работу завернут или в редакции посмеются», скажите «Ты нестандартно смотришь
на вещи. У тебя так все ярко и сочно описано. Чуть-чуть подтяни грамматику, и
тогда станешь настоящим писателем, журналистом. Я верю в тебя».
Главное показать, что то, что сделал
ребенок — уникально, хорошо, достойно, а небольшие нюансы реально исправить
самому или вместе с вами. Грамотная критика во благо помогает вырастить ребенка
с адекватным самомнением. Если постоянно твердить, что он все делает хорошо, не
обращать внимание на мелкие ошибки или недоработки, то вырастает амбициозный
подросток, который верит в свою «гениальность». И малейшее замечание вызывает
бурю эмоций и негодования.
Стоп-слова для учителя
Сравнение/Шантаж:
ты похож на неудачника/ ты выглядишь, как бомж,
если не подтянешь предмет, будешь дворником/ останешься на второй год/ не
поступишь!
Оценки:
хорошие дети/ ученики не опаздывают, все делают
вовремя и слушают учителя/ плохие ничего не добьются!
Зацикливание на неудачах:
у тебя так всегда/ ты так же плохо написал
предыдущую контрольную/ ты всегда не укладываешься в нормативы по физкультуре.
Публичное унижение:
ребята, посмотрите на него!
Приказы:
слушай, делай, закрой рот, вышел, пошел!
Навязывание роли:
вот Петя все делает вовремя/ Катя быстрее тебя
бегает, а она — девочка/ третьеклассник больше подтягивается/ да мой внук лучше
читает, чем ты!
Нецензурная лексика:
без комментариев!
Но нельзя же все время только хвалить
ребенка. Как правильно сделать замечание и настроить на сотрудничество?
Не обвиняйте, а описывайте проблему!
|
Плохая критика
«Дети, вы опять наследили
на полу, а его только
помыла уборщица».
|
|
Хорошая критика
«Дети, на полу грязь. Его только
помыла уборщица.
Давайте будем убирать».
|
Забудьте о сарказме!
|
Плохая критика
«Кто тут самый умный,
написал и сдал работу
быстрее всех.
Может и ошибок не сделал?».
|
|
Хорошая критика
«Как ты хорошо распределил
свое время. Не хочешь
проверить работу?».
|
Не приказывайте!
|
Плохая критика
«Закройте рот и не шумите в
классе».
|
|
Хорошая критика
«Ребята, в классе лучше
слышно вас, чем меня».
|
Не обвиняйте!
|
Плохая критика
«Это ты разбил пробирку?
Разве так можно?».
|
|
Хорошая критика
«Ты не поранился? Давай
будем работать вместе и
я научу тебя быть
аккуратным при
химических опытах».
|
Не унижайте!
|
Плохая критика
«Опять в классе потом
воняет. Кто не переоделся
после физкультуры?».
|
|
Хорошая критика
«Настоящие спортсмены
трепетно относятся к форме,
стирают ее после каждой
тренировки и не
использует вне зала».
|
Критика и мотивация походит на
инструмент хирурга. Одно неточное движение — и ситуацию будет сложно исправить.
Поэтому запаситесь искренностью, мудростью и постарайтесь увидеть в каждом
ребенке что-то уникальное и неповторимое.
Информация взята мною с сайта https://mega-talant.com/blog/vstal-i-vyshel-slova-kotorye-nuzhno-zabyt-kazhdomu-uchitelyu?source=smm&utm_source=smm&utm_medium=vk&utm_campaign=vstal-i-vyshel-slova-kotorye-nuzhno-zabyt-kazhdomu-uchitelyu&pid=5