- Откройте тетради
запишите дату: 29.09.2086… Что? Нет, я не ошиблась. Предлагаю вам, ребята,
мысленно перенестись на 70 лет вперёд и представить себя не на уроке, а в
медицинском центре. Мы врачи. Приглашаю вас на консилиум. Случай крайне
интересный. Пациентке, пожелавшей остаться неизвестной, дан псевдоним А.Н.
Зелёненькая. На экране её фото.
Прошу ознакомиться с ним и с материалами её истории болезни,
в первую очередь с результатами её наружного осмотра и опроса, проведённых
доктором Будущевым.
Доктор Будущев подозревает, что у пациентки аномалия в
строении белка-пигмента меланина, придающего коже окраску. Давайте проверим это
предположение. На экране схема строения нормального меланина,
а в материалах из истории болезни результат биохимического
анализа белка-пигмента А.Н. Зелёненькой.
Ваши выводы? Да, процентное соотношение аминокислот у
пациентки не соответствует норме. Итак, проблема в структуре белка. Коллеги, вы
безусловно знаете, что строение белков каждого организма определяется наследственностью.
Назовите, пожалуйста, класс органических соединений, встречающихся в живой
материи, отвечающих за наследственные признаки. Да, это нуклеиновые кислоты и одновременно
это тема сегодняшнего урока. Запишите название урока и его вопросы: 1) классификация
и функции; 2) строение. Возможно, повысив свой уровень знаний о нуклеиновых
кислотах, мы сможем найти ответ на вопрос, в чём причина патологии А.Н.
Зелененькой и как ей помочь.
Узнать о классификации и функциях нуклеиновых кислот вам
поможет учебник и схема.
Заполните схему
самостоятельно. Через пять минут жду ваших предположений о том, какие именно
молекулы у пациентки несут ложную информацию.
Работа завершена. Расскажите о классификации нуклеиновых кислот и их функциях. Получается,
что рибосомная-РНК и транспортная-РНК не несут в себе информации о конкретном
белке и потому не отвечают за его структуру. А вот ДНК и информационная-РНК –
отвечают за структуру белка, так как как ДНК – носитель зашифрованной
информации о структуре всех белков в организме, а и-РНК – копия того фрагмента
ДНК, где содержатся данные об одном конкретном белке, т.е. копия гена. Кстати,
в материалах из истории болезни А. Н. Зелененькой есть результаты генно-инженерного анализа
участка ДНК и и-РНК, отвечающих за структуру меланина.
Коллеги, вам о чём либо
данные этих анализов говорят? Нет? Ну что ж. Возможно, вопрос урока №2 поможет
ближе подойти к разгадке.
Я продемонстрирую вам на слайдах презентации, как устроены
ДНК и РНК
. (Презентация и мини-лекция о
структуре ДНК и РНК, о нуклеотидах и их видахх, о комплементарности нуклеотидов
и её значении. Ссылка на презентацию:
http://bit.ly/2cKPHtY
).
Вернёмся к анализу ДНК А.Н. Зелёненькой. Соблюден ли принцип
комплементарности внутри исследованного участка? Нет ли сбоев? Согласна, анализ
ДНК в норме. Ген – участок ДНК, отвечающий за синтез меланина, у пациентки в
порядке. Причина болезни не в нём. А что вы скажете об анализе соответствующей
данному гену и-РНК? Да. Наблюдается нарушения. В чём проблема? Отсутствуют
урациловые нуклеотиды в клетках кожи пациентки, потому-то и-РНК
неверно скопировала информацию с ДНК, из-за чего в клетках синтезирован
белок аномального строения, придающий коже нездоровую окраску.
Ваши предложения по лечению? Не ограничивайте себя в выборе
назначений. В нашем 2086 году мы можем себе позволить многое! Итак,
останавливаемся на урациловом нано-креме. Втирать в кожу в первую неделю 3 раза в день до излечения,
затем 1 раз в неделю для поддержания эффекта.
Благодарю вас за работу, коллеги! Всем здоровья!
|