Яблочко от яблони… (или история развития представлений о наследственности)
Кем угодно можно в жизни стать,
Но нельзя не быть самим собою!
Пусть козе захочется летать –
Ей не стать вовеки стрекозою.
Каждому свой вид, свой цвет, свой срок
Дан природой – не поспоришь с нею.
У сороконожки – сорок ног.
Две людские – в сорок раз быстрее…
Тут уж не до ссор, не до обид,
Каждому свое предназначенье.
Кто родился ползать – не взлетит.
Гусеница – это исключенье
Николай Голь
История знает четыре основных точки зрения-представления
о наследственности, которые условно можно назвать так:
- эзотерическая наследственность;
- гомеопатическая наследственность;
- слитная наследственность;
- корпускулярная наследственность.
Ваша задача распределить предложенные ниже примеры
разных точек зрения на эти четыре группы
Чтобы правильно
справиться с заданием, вам необходимо знать следующее:
·
1. Эзотерика
- учение о глубинном
тайном смысле вещей, о высших
сверхестественных силах.
·
2. Гомеопатия
– отрасль альтернативной
медицины, обещающая излечивать
подобное подобным.
·
3. Корпускула
–
устаревший термин,
означающий «частица». В случае с наследственностью – речь идёт о наследственных
частицах (сейчас их называют
генами).
А
теперь примеры:
1. 80-ые
годы 18 века. США.
Сын пишет письмо своей матери: «Мама, моя Джейн наконец-то подарила мне сына. К
сожалению, у Джейн мало молока,
потому-то сынишку поначалу кормила чернокожая кормилица, из-за чего кожа
мальчика стала шоколадного цвета…»
Мать отвечает: «Дорогой мой, Джон, когда ты появился на свет, у
меня тоже не хватало молока, потому-то приходилось давать тебе молоко нашей
коровы, но рога у тебя выросли только теперь…»
2. 80-ые годы 19 века. Великобритания. В Лондонском музее часто
встречают беременную даму, которая подолгу задерживается у живописного полотна,
на котором изображён рыцарь на коне и двое чудесных детей: мальчик и девочка,
преподносящие этому рыцарю цветы. Когда у этой дамы спросили, зачем она
проводит столько времени у
картины, та
ответила, что ожидает ребёнка и внимательно разглядывает чудесных нарисованных
малышей, чтобы её новорождённый младенец:
дочка или сын, родился бы похожим на этих милых девочку или мальчика.
Злые языки утверждают, что дама родила дочку, но походила эта девочка скорее на
лошадь рыцаря…
3.
90-ые годы 19 века. Дублин. К выдающемуся ирландскому драматургу и романисту,
лауреату Нобелевской премии в области литературы Бернарду Шоу подошла
очаровательная блондинка с неожиданным предложением стать её мужем. «Вы
представляете, какими будут наши дети? Такими же умными, как Вы, и такими же
красивыми, как я!» - сказала она. «А вдруг они окажутся умными, как Вы, и
красивыми, как я?» - ответил Шоу.
4.
Австралийские аборигены ещё и в начале 20 века считали, что свои качества человек
получает от духов предков. Тогда же и чукчи считали, что духи предков
дожидаются момента вселения в новый организм в каком либо природном теле:
в скале, в дереве, в муравейнике.
4.
80-ые годы 20 века. СССР. Научно-популярная
радиопередача, посвящённая вопросам генетики. Зачитывается письмо, присланное в
редакцию:
«Уважаемая редакция.
Мне двадцать пять лет. Я знакома с молодым человеком, которого очень люблю и
хочу выйти за него замуж. Меня останавливает только одно обстоятельство – в
результате автокатастрофы этот молодой человек лишился ноги. А мои подруги
утверждают, что и дети у нас могут быть безногие. Так ли это? Скорее ответьте
на мой вопрос, для меня это очень важно!»
5.
18-ый год 21 века. Фома Еремеевич в беседах со своею супругою Офелией
Тимофеевной нет-нет да и заметит, что прадед его, между прочим,
был купцом, имел скобяную лавку и особые
коммерческие способности, которые и для него, для Фомы Еремеевича, в эпоху
нынешнего разгула капитализма были бы не лишними. «Но откуда же им,
коммерческим способностям,
взяться-то? -
тут же вздыхает офисный клерк, - После революции прадед сменил и паспорт с
фамилией, и
род деятельности. Женился на
работнице ткацкой фабрики, и никаких с тех пор
купцов или коммерсантов в нашем роду не
было. А мне от прадеда всего-то одна восьмая доля его коммерческой жилки
и досталась. Э-э-эх!»
6.
18-ый год
21 века.
В африканском племени масаи верят, что если дать
будущей матери ложку львиного жира, то родится мальчик, по храбрости не
уступающий льву, а пол-ложки гарантирует рождение девочки.
Затем мы на уроке подробнее поговорим о корпускулярной
наследственности и об авторе этой идеи – Грегоре Менделе.
Закончим так же стихотворением:
Зерно взрывается в земле,
Как бы себя уничтожая,
И повторяется в стебле,
Как бы себя приумножая.
Но повторяется ль оно,
Не изменяясь в вечной смене,
Иль изменяется зерно
В круговороте возрождений?..
Я знаю: мир, в конце концов,
Поблек бы, если б зерна эти
Не изменялись, и отцов
Всего лишь повторяли дети…
Дмитрий Кугультинов
|