Тема:
Защита исследовательской работы « Эти
удивительные кошки»
Цели:
- расширить знания о домашних животных –
кошках;
-
воспитывать чувство сострадания, любви
и ответственности за
братьев наших
меньших.
Оборудование:
выставка детских рисунков на тему «Мой пушистый друг», выставка детских книг о кошках, жетоны для
награждения, карточки с буквами для игры,
мультимедийная презентация, карточки для рефлексии, грамота.
Ход занятия
1.
Организационный
момент.
Учитель:
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада
приветствовать вас на занятии по проектной деятельности.
- Ребята,
давайте улыбнемся друг другу,
ведь улыбка – самое лучшее начало любого дела. Думаю, что сегодняшнее занятие
принесет нам всем радость общения друг с другом.
2.
Постановка
цели и определение темы занятия.
- Сегодня мы подводим итог
нашей большой исследовательской работе. Чтобы вспомнить тему работы, отгадайте,
пожалуйста, загадку.
Этот
зверь живёт лишь дома
С этим зверем все знакомы
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только мышь его боится…
Угадали? Это… ( кот)
- Ребята, как называлась наша
исследовательская работа?
- Итак, наша исследовательская
работа была посвящена кошкам и называлась
она « Эти удивительные кошки».
Слайд
1
Кошка живет с человеком не одну тысячу лет. Но до
сих пор остается существом во многом загадочным. В разные времена в разных
странах относились к ней по-разному. Кто-то их любил, боготворил, а кто-то
боялся, считая, что они приносят в дом несчастья. Все это, конечно, выдумки. Кошка — красивое, элегантное, удивительно смышленое создание с яркой индивидуальностью.
3.
Защита
исследовательской работы по группам.
- Ребята, мы сегодня работаем в
группах. Каждая группа будет представлять свое определенное
задание. Остальным нужно быть очень внимательным. Кроме ваших выступлений, у
нас сегодня будут проводиться конкурсы на лучшего знатока кошек. За конкурсы
группы будут получать жетоны. Группа, набравшая наибольшее количество жетонов,
будет признана победительницей.
- Итак, слово
предоставляется ребятам первой группы.
1 группа
1 ученик
Наша группа изучала научную литературу о кошках. Вот
что мы узнали.
Слайд
2
Кошки были
одомашнены примерно 6000 лет тому назад. В Европу они попали из Египта. В
древнем Египте эти животные считались священными. Если в доме случался пожар,
египтянин был обязан первым делом спасать кошку. Если кошка, по какой – то
причине погибала, хозяева в знак траура стриглись и сбривали брови. Убийство
этого животного каралось смертью.
2 ученик
В истории известен
такой факт: персидский царь завоевал Египет, приказав своим воинам привязать к
щитам кошек. Египтяне не посмели поднять руку на священных животных и сдались
без боя. Очень долго кошки не были известны за пределами страны, их вывоз из
Египта был строго запрещен под угрозой смертной казни. К счастью для
человечества, кошек всё же удалось тайно вывезти и постепенно они
распространились по свету.
3ученик
В средневековой
Европе этим животным пришлось несладко. Их обвинили в сговоре с дьяволом.
Бедняги подвергались чудовищным пыткам, огромное количество кошек было
уничтожено. В результате расплодились в великом множестве крысы, и по Европе
пошла гулять смертельная болезнь – чума. Когда людей умерло почти столько же,
сколько кошек, отношение к этим животным изменилось: наконец, всем стало ясно,
что они – лучшее средство борьбы с опасными грызунами.
Учитель:
Предлагаю сделать
небо
льшой
перерыв и посостязаться в
конкурсе
, который называется
«Собери
пословицу».
Пословицы
разрезаны на две части, из этих двух частей вам нужно собрать пословицу.
Кошка скребёт себе на хребет.
Знает
кошка, чьё мясо съела.
Живут, как кошка с собакой.
На душе кошки скребут.
Всё
коту под хвост.
( награждение
жетонами)
Учитель:
Продолжаем нашу защиту дальше. А все ли кошки одинаковые?
Об этом расскажут ребята 2 группы.
2 группа
1 ученик
Существует
несколько пород кошек.
Сибирская
кошка.
Слайд
3.
Крупная,
тяжелая, с суровым, как будто немного из-под бровей взглядом, независимая, но
любящая своего хозяина. Сибиряки – одни из самых сообразительных, легко
обучаемых, отличающиеся верностью именно к хозяину, а не к дому.
2 ученик
Персидская
кошка. Слайд 4
Кошки доброжелательны,
общительны, а также безгранично преданы своему хозяевам. Чаще они веселы и
игривы, прекрасно ладят с людьми, с другими животными. (Слайд)
3 ученик
Сиамские
кошки. Слайд 5
Своим название обязаны
они территории проживания, а именно государству Таиланд, ранее называвшегося
Сиамом. Кошечки обладают ярким и довольно уникальным характером. Животные
ласковы, добры и очень доверчивы. У сиамских кошек портится характер в результате
невнимания к ним хозяев.
4 ученик
Кошка донской
сфинкс. Слайд 6
Это дружелюбные, игривые
кошки, которые лишены агрессивности. Очень любят общество людей. Быстро находят
общий язык с другими домашними животными. Донской сфинкс - это порода, с полным
или же частичным отсутствием шерсти.
1 ученик
Русские
голубые кошки Слайд 7
Они легко
приспосабливаются к условиям жизни и очень дружелюбны.
Гималайцы
требовательнее персов, но
при этом послушны и не такие эмоциональные, как сиамские кошки. Нежные и умные,
очень красивые, ласковые и преданные
друзья.
Слайд 8
Учитель:
Спасибо, 2 группе.
Ребята, давайте отдохнем и проведем
игру, которая
называется
«У
нашего котика…» Встанем
все со своих мест и
располагаемся
друг за другом в
проходах между рядами. Сейчас я буду называть слова, которые либо имеют отношение
к кошкам, либо не имеют. Если я называю нужное слово, приседайте, если слово к
кошкам не относится – разводите руки в стороны. Итак, приготовились.
(говорю в быстром темпе)
У нашего котика… клюв, шерсть, перья, хвост,
крылья,
когти, рога, лапки, уши, хобот, зубы, усы.
Учитель:
Ребята, как вы думаете, сколько кошек на
свете? Об этом и о других интересных фактах из жизни кошек нам расскажут дети 3
группы.
3
группа
1 ученик
По сравнению с людьми –
кошек совсем мало. Сейчас на Земле проживают около 5 млрд. людей, а кошек -
всего 400 млн. Больше всего кошек в США – там
их около 55 млн.
2 ученик
Средняя
продолжительность их жизни - 20 лет. Чемпион среди долгожителей кошка Пусс из
США - она прожила 36 лет.
3 ученик
Обычно у кошки
рождается 3 – 5 котят. А вот кошка по имени Колокольчик из Южной Африки родила
сразу 14 котят.
4 ученик
Кошка Минни с 1927 по
1933 год поймала 12 480 крыс.
Учитель:
Ребята,
я знаю, что многие из вас нашли и выучили стихотворения о кошках. Нам бы
хотелось их послушать.
Дети выходят к доске и читают стихотворения.
Ученик 1.
Кошка первой входит в дом,
И живет подолгу в нем
То мяучит, то играет,
То куда-то исчезает.
Исчезает далеко,
А когда придет обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьет
сырое молоко.
Ученик 2.
И погладить разрешает,
И работать не мешает,
Половицей не скрипит,
А ложится на подушку,
Что-то нежное на ушко
Скажет шепотом и спит.
Ученик 3.
Видеть кошку на окошке
Я всегда, ребята, рад.
Для мурлыканья у кошки
Есть особый аппарат!
Он работает прекрасно –
Это
всем ребятам ясно.
Но, к несчастью детворы,
Разбирать его опасно:
Когти кошкины остры.
Выдвигаются мгновенно –
Только ноги уноси!
А на морде, как антенны,
Установлены усы.
Ученик 4.
Ищет кошка дух мышиный,
В сумрак ввинчивает взгляд.
Точно фары у машины,
У нее глаза горят.
Уступают ей дорогу,
Повстречавшись у ворот, -
Если хочет - пусть пройдет!
Вдруг возьмет, да на подмогу
Братца Тигра позовет?
Ученик 5.
Вдруг из парка или сквера,
Со двора, из-за угла
Выйдет черная пантера,
Скажет: «Мурка, как дела?»
Вдруг придут ее проведать
Дядя Барс и тетя Рысь,
Сядут вместе пообедать…тут уж точно –
берегись!
Ученик 6.
Кошка бегает с азартом
За катушкою
полдня.
А сама в
родстве с гепардом,
Льву могучему родня.
Ученик 7.
Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка
другом стать.
Но обидчику,
однако,
Может кошка
сдачи дать.
Учитель.
Что правда, то правда: кошка – свободолюбивое животное. Ее не стоит принуждать делать то,
чего она не хочет, Кошка любит полную свободу действий, а если она захочет,
чтобы вы ее погладили, поласкали, она придет сама.
Разыгрывается сценка.
Ученик.
Говорит
мне тихо кошка:
Кошка.
Пожалей меня немножко!
Ученик.
Не
пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету,
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок принес.
Я обнял ее за шею:
- Вот как я тебя жалею!
Ну чего ты хочешь, кошка?
Говорит она:
Кошка.
Немножко, хоть немножко
Пожалей - отпусти меня скорей!
Учитель.
Надеюсь, этот диалог вы верно поняли? И все-таки есть такие ребята,
которые берут себе маленьких котят, но плохо ухаживает за ними. А родители
порой ругают не своих детей, а этих котят.
Помните!
Если вы взяли в д
ом
маленького питомца, то должн
ы быть за него
в
ответе.
А сейчас я проверю, как вы знаете
повадки кошек. За каждый верный ответ группа получает жетон.
ВОПРОСЫ:
Как
кошка предсказывает погоду? (
Кошка
скребет лапами по полу: зимой – к метели, летом – к дождю; закрывает нос лапой
– к холоду; спит на полу – к теплой погоде.)
ПРИМЕТА:
Умывается – ?(
гостей зазывает),
черная кошка дорогу перейдет –? (
к несчастью).
Кошка
ласково мурлычет – что это означает? (
У
нее хорошее настроение.)
Кошка
мяукает – что это значит? (
Либо что-то
просит, либо приветствует вас.)
Кошка
трется об ноги – что это значит? (
Говорит
спасибо или просит что-то).
Если кошка около Вас, и
её хвост дрожит – что это значит? (
Так кошка выражает свою любовь)
Когда хвост у кошки начинает опускаться - что это значит? (
настроение изменилось - можно
отойти, она не обидится. )
ИГРА
«ЗАШИФРОВАННЫЕ СЛОВА»
(
буквы «К-О-Т» на карточках на доске)
Этот
кот портнихой сшит.
Ко
– т -
(
кофта)
Этот
на Луну спешит.
Ко
- - - - - - т
(космонавт)
Этот
из подземных мест.
К
– от (
крот)
Этот
хворостинки ест.
Ко
– т- - - (
костер)
Этот
в рукаве живет.
-
- кот – (
локоть)
Этот
кот на руках идет.
-
к – о - - т (
акробат)
Этот
кот завершает обед.
К
– - - от (
компот)
Этот
ко - - - - т в письмах приносит привет.(
конверт
)
МОЛОДЦЫ!
А сейчас для вас
викторина по произведениям. ( ЕСЛИ
ПОЗВОЛИТ ВРЕМЯ)
Поэты,
писатели, сказочники посвятили очень много произведений коту и кошке. А знаете
ли вы их? Назовите авторов и литературное произведение, отрывки из которых я
зачитаю.
1.Неправильно
ты, дядя Федор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо
колбасой на язык класть. (Э.Успенский, «Дядя Федор».)
2. Побежала мышка-мать,
Стала
кошку в няньки звать.
-
Приходите, тетя Кошка,
Нашу
детку покачать. (С.Маршак. «Сказка про глупого мышонка».)
3. – Ваше величество, милости просим в замок
маркиза де Карабаса! (Шарль Перро, «Кот
в сапогах».)
4.
Кошка на окошке рубашку шьет,
Курочка
в сапожках избенку метет. (К.Чуковский «Кошка и курочка»)
5.
– Я сорвал хворостинку – в нору. А оттуда как зашипит! Я назад попятился. Фу
ты! (Б.Житков. «Беспризорная кошка».)
6.
Смотри, а его кот Епифан сам рыбу ловит. Лежит пластом на бревне, опустил лапу
в воду, не шевелится, даже не моргнет. А когда рыбешки выплывут стайкой из-под
бревна, он – раз! – и подцепит когтями одну рыбку.
(Е.
Чарушин. «Кот Епифан».)
7.
Ты три раза похвалила меня, и теперь я могу всегда, и всегда, и всегда пить три
раза в день теплое белое молоко. (Р.Киплинг «Кошка, гуляющая сама по себе».)
8.
Уходи! Мне и так невмоготу!
Видишь,
занят я наукой, Так что – брысь и не мяукай!
(Б.Заходер.
«Вредный кот».)
4.
Подведение итога занятия.
Рефлексия.
Учитель:
Много мы узнали
о кошках
, есть возможность узнать ещё больше из книг.
Хочу обратить ваше внимание на выставку книг. Давайте посчитаем жетоны.(
грамота )
- Какое настроение было у вас на
занятии?
- Я предлагаю
вам взять листочки с изображениями кошек дорисовать им мордочки так, чтобы
стало понятно состояние вашей души, сердца, весело вам или грустно. Ведь
недаром говорят, какой хозяин такой у него и домашний питомец.
Исполнение песни ( ? 1 ученик котик, прогуливается)
Звезды спят на крышах.
Дети спят в кроватках.
Рыжий кот Мурлыка вышел на карниз.
У него на лапках белые перчатки,
У него на шее белое "кис-кис".
Вместо микрофона хвост берет Мурлыка.
Песенка не новая, но зато своя.
Кис-кис-мяу - вот и вся музыка!
Кис-кис-мяу - вот и все слова
Вспыхивают окна, и несутся крики:
- Не мешайте людям, спать давно пора!
Прекратите эту музыку-музы'ку!
Это что за конкурс посреди двора
Вместо микрофона хвост берет Мурлыка.
Песенка не новая, но зато своя
Кис-кис-мяу - вот и вся музыка!
Кис-кис-мяу - вот и все слова!
Но никто не понял бедного артиста,
И не крикнул "браво", и не крикнул "бис"!
И ушел он гордо, оглушенный свистом,
И унес на шее белое "кис-кис".
Вместо микрофона хвост берет Мурлыка.
Песенка не новая, но зато своя.
Кис-кис-мяу - вот и вся музыка!
Кис-кис-мяу - вот и все слова
Вместо микрофона хвост берет Мурлыка
Песенка не новая, но зато своя.
Кис-кис-мяу - вот и вся музыка!
Кис-кис-мяу - вот и все слова
Учитель:
Нашу встречу я хочу закончить словами: «Мы в ответе
за тех, кого приучили». Никогда не забывайте заботиться о своем друге, кормите,
поите его. А он отблагодарит вас за заботу своей верностью. Всем спасибо.
|