В России игры назывались «забавами», «потехами», или даже «утехами». А утешиться — значит успокоиться на чём-то радостном, перестать огорчаться. Значит, играя с ребёнком, мы облегчаем ему жизнь.
Ни возраст, ни профессия для смеха не преграда. Смеётся седовласый старик и малыш, ещё не умеющий говорить,
смеётся учёный, артист, рабочий, врач. Засмеялся человек, улыбнулся — и на душе становится радостнее, теплее, спокойнее. Не зря говорит народная пословица: «От гнева стареешь, от смеха молодеешь».Смех как чародей, вливающий в человека элексир бодрости и силы. Он нужен людям
и в повседневной жизни, и ,особенно, в трудные минуты.
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки, самой
немудрой.
А. Твардовский.
Но больше всего этот элексир нужен детям. Слово «детство» сливается с представлением задорных, весёлых, смеющихся лиц ребятишек. Радостное детство даёт заряд бодрости на всю жизнь.Забота взрослых состоит в том, чтобы создать мажорное настроение у всех детей, чтобы в детском коллективе жил великий волшебник смех,
который умеет дарить людям не только хорошее настроение, душевное тепло, но и вселять веру и
радость жизни.
Человек смеётся. А что лежит в корне смешного, что рождает смех? Мы смеёмся, услышав по-взрослому умную фразу или слово из уст ребёнка, не можем не улыбнуться, увидев в жаркую погоду человека в тёплой одежде, смеёмся над юмористическим рассказом. Нелегко перечислить всё, что рождает у человека весёлое настроение.Но что бы ни вызывало у нас смех, в основе лежит нелепость и несоответствие.
Радостное изумление возникает у дошкольника, когда, знакомясь с замечательными произведениями С. Михалкова, К. Чуковского, Н. Носова, В. Сутеева, ребёнок встречается с несоответствиями: взрослые, большие, а делают всё наоборот — «Федорино горе», «Вот какой рассеянный» .
Чтение любимого художественного произведения требует предварительной подготовки: нахождение верного тона, выбор правильной интонации, выбор темпа, ритма, расстановки пауз. Невозможно спокойным, ровным тоном передать всю забавность «Живой шляпы».
Восприятию юмора, которым окрашена сказка про доброго , чудаковатого , но храброго доктора Айболита, помогает её передача в весёлом, тоне:
И рада, и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура!Ура!»
А акула-каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет!
Игровой, шумливый, несколько озорной тон нужен при чтении большинства считалок и потешек:
Иди, иди дождик,
Сварю тебе борщик.
Ложку масла положу,
В холодочке остужу.
Пожалуйста, в среду
Приходи к обеду.
(В. Витке)
Иногда, напротив, серьёзный тон чтения помогает ребенку воспринять комизм, распутать небылицу, перевертыш:
По поднебесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертит.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек,
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полетать хотят.
Помогает ребенку воспринимать комическое в тексте и чтение по ролям. Эмоциональность, как правило, усиливается, когда «Путаница» у Чуковского читается по ролям и роли котят, свинок, уточек, курочек, путающих такое простое и всем давно известное, исполняют сами дети.
А выразительность мимики и жестов? А не превратиться ли нам ненадолго в героев литературных произведений? Увлекая детей в мир интересных, веселых, забавных приключений ожившие герои дарят детям возможность не только вновь пережить радость встречи со своими любимыми героями, но и глубже понять и увидеть ранее незамеченное, ускользнувшее при чтении.
Нельзя забывать и о самом богатом источнике юмора — фольклоре. Много радости и удовольствия доставляет детям встречи с весёлыми песнями, загадками, шутками-прибаутками.
Приобщение ребенка к народному творчеству — очень важная и благородная задача, решить которую можем только мы с вами, уважаемые родители. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ними человек, тем лучше.
Поможет нам в этом популярные пособия для родителей и педагогов: «Детские частушки, шутки, прибаутки» (Ярославль, «Академия развития», 1997 год); «Заглянет солнце в наше оконце», Г. Федорова (Санкт-Петербург, «Колокольчик», 1997 год).
В тех группах детского сада, семьях, где воспитатели и родители часто шутят с детьми, используют в речи поговорки, пословицы, весёлое слово, там и дети рано понимают шутки, любят их, шутят сами. Воспитывать у детей жизнерадостность, развивать у них чувство юмора — эта задача стоит перед нами, воспитателями и родителями. И решить эту задачу нам с вами по плечу.