ПРЕДИСЛОВИЕ
(Т.Клевенская)
http
://granina
.narod
.ru
/library
/zolotn
/pred
.htm
«Вы, кто любите легенды
И народные баллады,
Этот голос дней минувших,
Голос прошлого, манящий
К молчаливому раздумью...»
Г.Л
онгфелло
У этой книги
странная судьба. В начале века она имела огромный успех в читающей России и в
короткое время стала настольной книгой для десятков тысяч детей и взрослых. Но
вышла в свет перед самой мировой войной — и с тех пор не переиздавалась.
Надо ли удивляться, что в наши дни эту книгу трудно найти даже на полках
центральных библиотек? На протяжении многих лет лишь какие-то отголоски,
отрывочные сведения из нее проницательный читатель встречал на страницах
различных периодических изданий, иногда со ссылкой на первоисточник, а чаще
— нет.
Почему же ее не переиздавали? Думается, осторожных
редакторов отпугивало, в частности, обращение автора к религиозным сюжетам. И
лишь сейчас, когда стало ясно, какой огромный пласт духовной культуры был нам
недоступен, когда стало очевидно, что без обращения к религиозным темам
невозможно глубоко постичь ни истории, ни искусства, мы вновь обращаемся к
первоисточнику, чтобы услышать живой голос автора.
Но для начала хотелось бы немного рассказать о нем самом,
поделиться теми сведениями, которые удалось отыскать.
Николай Федорович Золотницкий родился в 1851 году в городе
Брест-Литовске (ныне Брест). Первоначальное образование получил в Германии,
учился в Дрезденской гимназии, а вернувшись в 1866 году в Россию, окончил
сначала V Московскую гимназию, а затем — математический факультет МГУ. В
1875 году, как явствует из строгих документов, «вступил на государственную
службу в лицей цесаревича Николая», где и был преподавателем долгие годы.
Но главные его интересы лежали в другой области. С детства
увлекался он наблюдениями над удивительным миром растений и животных —
собирал гербарий, наблюдал за жизнью насекомых, совершал дальние экскурсии в
природу — короче говоря, принадлежал к замечательному и никогда не
переводящемуся у нас племени, которое одни торжественно именуют
естествоиспытателями, а другие — просто чудаками.
Прекрасное знание иностранных языков позволило Николаю
Федоровичу глубоко и всесторонне познакомиться с мировой литературой, а это
привело к желанию поделиться своими знаниями и открытиями с другими. Все это
сделало его одним из выдающихся популяризаторов естественных наук, и прежде
всего — ботаники, цветоводства и аквариумистики.
И вот появляются на страницах журналов «Нива», «Родник»,
«Любитель природы», «Сад и огород», «Естествознание и география», в газетах
«Московские ведомости», «Русские ведомости», «Современные известия» его
спокойные, неторопливые рассказы о растениях. Особой его любовью пользовался
удивительный и своеобразный подводный мир. Каким только растениям ни посвящены
его работы: циперус-папирус и водяной орех чилим, «водяная чума» элодея и
насекомоядная росянка, нимфеи и рдесты, увирандра и сальвиния!.. Заинтересовавшись
аквариумами, он не только составляет список московских растений, годных для
выращивания в них, но и подробно рассказывает об их устройстве, уходе за их
обитателями — причем, что особенно важно, наряду с солидным капитальным
руководством для всех любителей — книгой «Аквариум любителя», получившей
золотую медаль в Москве, Киеве, почетную медаль в Париже и переведенной на
немецкий язык, — он выпускает специальное руководство «Детский аквариум».
И это в 1888 году, когда литературы для детей практически не существовало!
Но работы Николая Федоровича выходят не только в популярных
журналах. За короткое время он становится активным членом многих обществ
— «Любителей естествознания, антропологии и географии», Русского общества
акклиматизации животных и растений (где был председателем отдела ботаники и
товарищем председателя отдела ихтиологии).
По его инициативе было создано Московское общество
любителей аквариума и комнатных растений. Работа этого общества была главным
делом Николая Федоровича, которому он отдавал весь свой талант. Огромная
энергия и любовь к делу позволили ему в короткий срок сплотить вокруг себя
немало единомышленников и создать дружный коллектив, насчитывающий свыше 400
членов. Общество это имело свое помещение (на Сретенке, у Сухаревой башни, дом
церкви Троицы в Листах, ныне реставрируемой), организовало выпуск журнала
«Аквариум и комнатные растения».
Событием для Москвы стали выставки аквариумных рыб и
растений, проводившиеся в Зоологическом саду. На этих выставках Николай
Федорович организовал раздачу небольших простеньких аквариумов, черенков и
семян растений для школьников, не имеющих возможности приобрести их за деньги В
Косино, под Москвой, была организована летняя станция для наблюдений в природе.
На заседаниях Общества делали сообщения крупнейшие ботаники
и зоологи Москвы, среди его членов были профессора Д.Н.Кайгородов и
Л.П.Сабанеев, главный садовник ботанического сада МГУ Г.Г.Треспе, почетным
членом был избран известный всей Москве писатель В.А.Гиляровский. А Николаю
Федоровичу Золотницкому за его огромные заслуги было пожизненно присвоено
звание почетного председателя и посвящен, несмотря на все его протесты,
специальный выпуск журнала с портретом и перечнем трудов.
Интересовался Николай Федорович и вопросами интродукции и
акклиматизации растений в России, принимал участие в работах
Акклиматизационного ботанико-зоологического съезда, в организации общественного
аквариума в столице.
Зоологи, ихтиологи помещали имя Золотницкого среди самых
заслуженных своих деятелей, цветоводы и ботаники считали его своим — а он
был естествоиспытателем самого широкого профиля, настоящим энциклопедистом. И,
конечно, не мог не заниматься вопросами истории этих наук.
Особенно привлекала внимание Николая Федоровича история
наших самых обычных садовых и овощных растений, их роль в материальной культуре
разных стран и народов. В 1911 году вышла его книга «Наши садовые цветы, овощи
и плоды. Их история, роль в жизни и верованиях разных народов и родина», а
спустя три года и книга «Цветы в легендах и преданиях» — результат его
многолетней работы.
После революции Николай Федорович работал в Народном
комиссариате просвещения, в основном по вопросам, связанным с методикой
преподавания естествознания. Знаменательно, что в самые трудные годы молодая
советская республика находит и бумагу, и типографию, чтобы издавать книги,
которые учат школьников наблюдать за природой, и в их числе книги
Н.Ф.Золотницкого «В мире пресных вод», «Практические прогулки с учениками в
лес», «Живая природа в школе», «Из сказок природы».
Умер Н.Ф.Золотницкий в 1920 году в Москве. Память о нем
надолго сохранили его многочисленные ученики, читатели, товарищи по увлечению.
Так, всем посетителям Центрального театра кукол в Москве надолго запоминаются
не только почти живые персонажи, прекрасный музей, но и великолепные аквариумы
в фойе. Еще бы, ведь художественный руководитель театра народный артист СССР
Сергей Владимирович Образцов всегда увлекался аквариумами и террариумами (и
даже когда-то растил дома двух крокодилов). А возникло это увлечение еще в
гимназические годы от его преподавателя Николая Федоровича Золотницкого.
Итак, книга возвращается к своим читателям. Хочется верить,
что для многих она станет «золотым ключиком» в чудесный мир растений.
Современный читатель, особенно занимающийся цветоводством
(а некоторые цветоводы-любители становятся настоящими специалистами в своей
области), может возразить против некоторых утверждений автора или дополнить их
— но не надо забывать, что книга писалась в самом начале века. Так, давно
уже взяты под охрану многие виды пионов, лилий, первоцветов, о широком сборе
которых на букеты рассказывает автор. У современного цветовода, конечно,
вызовет удивление отсутствие глав о таких очень сейчас популярных цветах, как гладиолусы
и ирисы, — в то время они не были столь распространены. Но, без сомнения,
и до сих пор у внимательного читателя вызовет восхищение эрудиция автора, его
любовь к миру живой природы, его внимание к собеседнику-читателю.