|
|
Татьяна Александровна Ващенко
Мир культуры (Основы культурологии). Быстрова А.Н.
|
|
|
| М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002 712 с.
Учебное пособие А. Н. Быстровой Мир культуры (Основы культурологии) предназначено для преподавателей и студентов вузов, старших школьников, учащихся колледжей и лицеев. Характер адресата определил и основные особенности книги: доступный язык изложения, обилие конкретных примеров, цитат из литературных, философских, научных источников, богатство и разнообразие иллюстраций. В пособии предпринята попытка целостного рассмотрения культуры: в нем представлены и теория, и история культуры. Автор стремится создать общую картину каждого культурного феномена, выявить возможно большее количество его сторон, не уходя от противоречий и спорных вопросов. Предлагаемое издание продолжает традицию учебных пособий нового поколения, свободных от идеологической зависимости.
Учебное пособие может оказаться полезным учителям школ и всем, кто интересуется вопросами мировой культуры.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА 5
ВВЕДЕНИЕ 7
Раздел первый. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ КУЛЬТУРЫ
Глава I
ЧЕЛОВЕК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ 11
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 21
Глава II
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРА 23
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 30
Глава III
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 31
1 Культура как результат человеческой деятельности 31
2 Культура как деятельность 44
3 Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций) 49
4 Культура системная целостность 53
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 54
Глава IV
СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ 56
1 Материальная культура 56
Культура производства 57
Культура быта 62
Физическая культура 64
2 Духовная культура 65
Интеллектуальная культура 66
Культура речи 68
Мораль как явление культуры 70
Искусство как явление культуры 74
Религия как явление культуры 79
3 Наука как явление культуры 84
Материально-духовные виды культуры 85
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 89
Глава V
ПРИРОДА, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО 91
1 Природа и культура 91
Природа и восточная культура 97
Природа и западная культура 98
2 Функции культуры 100
3 Культура и цивилизация 103
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 105
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ 106
Темы для рефератов и выступлений 108
Раздел второй. ДРЕВНЯЯ И ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРЫ
Глава VI
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА 109
1 Главные факторы становления и развития культуры
первобытного общества 111
2 Основные этапы развития первобытной культуры 115
3 Специфика архаического сознания 120
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 124
Глава VII
КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ 126
1 Месопотамия колыбель древних цивилизаций 126
2 У истоков древней мифологии 131
3 Глиняная поэзия Древнего Востока 133
4 Наука и техника древнего Двуречья 135
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 136
Глава VIII
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 137
1 Египет культура речной цивилизации 137
2 Пирамида как символ египетской культуры 143
3 Религия Древнего Египта 145
4 Искусство, наука и техника в Древнем Египте 151
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 157
Глава IX
КУЛЬТУРА ИНДИИ 158
1 Индийская культура в контексте восточных культур 158
2 Социальная структура Индии 160
3 Основные направления духовной культуры Индии 164
4 Образ жизни и менталитет индийского общества 176
5 Искусство Индии 179
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 185
Глава X
ОСОЕБННОСТИ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ 186
2 Основные источники духовной культуры Китая:
даосизм, конфуцианство, легизм 190
3 Особенности менталитета китайского общества 198
4 Специфика художественной культуры Китая 202
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 206
Глава XI
КУЛЬТУРА ЯПОНИИ 208
1 Государство и люди Страны Восходящего Солнца 208
2 В единстве с природой: религия и эстетика Японии 212
3 Японская художественная культура 216
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 224
Глава XII
МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ 226
1 Предпосылки и причины возникновения ислама 226
2 Сущность мусульманского вероучения 230
3 Нравственные ценности ислама 235
4 Наука и искусство 239
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 247
КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ 249
Темы для рефератов и выступлений: 252
Раздел третий. АНТИЧНАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Глава XIII
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 253
1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация 253
2 Культура греческого полиса 257
3 Искусство Греции непреходящая ценность культуры 264
4 Философия научная система Греции 275
5 Культура эпохи эллинизма 279
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 288
Глава XIV
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА 290
1 Рим царей истоки и основания грядущего величия 290
2 Римская республика гражданское общество 295
3 Блеск и нищета римской империи 302
4 Римская духовная культура:
через философию к христианству 304
5 Особенности искусства и науки,
достижения техники древнего Рима 308
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 313
Глава XV 315
КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ 315
1 Между Востоком и Западом 316
2 Град выше слова и разума 322
3 Духовная культура Византии и ее противоречия 327
4 Художественная культура Византии 335
ВЫДЕЛИМ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ 345
Глава XVI
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 346
1 Основные факторы становления культуры средних веков 346
2 Наследие варварства в средневековой культуре 348
3 Особенности менталитета средневекового человека 350
4 Рыцарская культура в системе культуры средневековья 357
Источник: интернет
|
|
| 2015-08-06 02:22:40 - Ирина Валерьевна Гайворонская Спасибо за материалы! |
Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Зарегистрироваться
|
Вакансии для учителей
|
|
|
|
|
Copyright © ПроШколу.ру
2007-2024. Все права защищены.
|
|
|
|
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.
|
|
|
|
Поиск по порталу
|
|
| ▫ g6:f7+ ▫ Валентина Васильевна, не везде так. Работали круглые сутки, смотря по погоде... В селе живу сразу после института с 1976 года... Насмотрелась вдоволь... Ну, и праздновали от души. Главный определить работать или праздновать - погода... А в СССР она везде разная в одно и то же время... Да и в этом году не до лесов: мороз -5 и ....СНЕГ всю ночь... Октябрьский район Оренбургская область, РАЙцентр (специально рай выделила)
Кстати, все майские дни галдели мотоблоки: орудия труда вскапывали частные огороды под картошку. И все были рады, что `до снега успели!`
Конечно, и скотину кормили-поили, выгоняли на улицу, пастись... дни для семьи пасти овец-коз и в праздничные дни. Пасли. Но и о празднике помнили. По окончании посевной в местном ДК и награды, и концерты, и танцы... От души. Не по приказу... Были `черные` дни, в земле и были праздники с ботинками и туфлями . Улыбаюсь, как увижу те клубные торжества (нас, молодых специалистов, даже домой на праздники не отпускали, находилось для нас, `белоручек` много чего. На уроках всегда учила детей всестороннему подходу к оценке событий. Любых. ▫ Антонина Алексеевна, в нашем возрасте достаточно сказать что жива и на своих ногах) Будьте живы и здоровы! ▫ В деревне никто не работал 1-го мая... все (или в большинстве) гуляли. На демонстрацию собирались с вечера - ветки с почками украшали искусственными цветами, утром - надували шары (бывшие большим дефицитом или жаль было денег на них) и всей семьей выходили из дома в парадных одеждах. Дети шли в школу. Родители шли на своё место работы, там формировались колонны, которые двигались к сердцу села - на площадь... с песнями и от чего-то хорошим настроением! По большому овалу общая колонна двигалась по площади. Когда какая либо организация приближалась к трибуне, её чествовали добрыми словами. Например : `Слава труженикам полей и ферм!`. Самой многочисленной колонной была школа. В репродуктор называли лучших учеников - отличников и сопровождающих нас - учителей.
После демонстрации - детям свобода, а взрослым - гульба.
Но мы - дети организовывали себя сами. Это был поход в лес, в горы - с сумкой с вареными яйцами, салом и молоком в бутылке. Запомнилось, что бутылка закрывалась самодельной пробкой из газеты. Не боялись никаких клещей... Если случалось, что цапнет - выкопаешь его и помажешь зеленкой (вечером).
ещё зароилось в голове множество моментов из нашего детства, которые наверняка были и вашей жизни, друзья. Но однозначно - не работали (отвечаю на вопрос Вадима Ивановича). Был праздник - у каждого свой. ▫ Вчера хоронили Сашу Дерендяева - моего ученика из первого выпуска, который состоялся 41 год тому назад. Саше , значит, на сегодня где-то 55 лет. В таком возрасте пошёл добровольцем на СВО. Мог бы, будучи прекрасным механизатором, технику на СВО ремонтировать, но пошёл на передовую штурмовиком. Правильным был очень. Настоящий патриот. Мама его Татьяна Арсентьевна так правильно воспитала. В классе, когда учился, был самым трудолюбивым и очень аккуратным: белая отглаженная рубашка, красный галстук - всегда, как на парад. Так жалко, что не увижу больше его никогда.(( В коллективе его звали Ленин - вот за просто так ТАК не назовут.
Саша Кондратьев
Работящий был человек.
Это комментарий к моей заметке в `Одноклассниках`.
Сегодня мне бывший агроном колхоза сказала: `На нём колхоз держался. Я даже не знаю, когда он спал. Днём на грузовой машине работал, на зернотоке оператором трудился, ночью сторожем в гаражах, параллельно машины ремонтировал.` И это не преувеличение - так и было!
И честь, и совесть у людей есть. Никто никуда не побежал из деревень, в отличие от богемы, а многие пошли добровольцами на СВО. И я горжусь своими учениками. ▫ Файл не скачивается.
Файл не скачивается.
|
|
|
|
|