Исследовательская работа по литературе - Галина Николаевна Карпенко
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ















Галина Николаевна Карпенко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Галина Николаевна Карпенко / Блог / Исследовательская работа по литературе


ЗАПИСЬ #4

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


06 марта 2012, 19:25, автор - хозяйка блога
Галина Николаевна Карпенко

Исследовательская работа по литературе

Городская научно – практическая конференция школьников «Эврика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускники школы № 85 – герои художественных и публицистических произведений.

Научно – исследовательский проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнен ученицами

9 Б класса МОУ СОШ № 85

г. Краснодар

Савельева Екатерина,Юрьевна

Качура Антонина Дмитриевна.

 

 

 

 

 

Научный руководитель-

учитель русского языка и литературы

                                                                                              Карпенко     Галина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар

20 10

 

 

 

Введение

Старокорсунская. Обычная кубанская станица. От других ее отличает немногое: «меотское городище на вековых плавнях, которое жители станицы называют Городком»[7,с.9], затерянные среди добротных кирпичных особняков « турлучные хаты, утопающие в роскошных фруктовых садах» [7,с.9], недавно построенная церковь Рождества Пресвятой Богородицы и школа рядом со станичным парком.

«Раньше в станице было 5 школ: школа на Дубинке, школа на Силявке, две в центре и школа на Городке»[7,с.9]. Сейчас в станице только две - ныне это МОУ

СОШ №85 и МОУСОШ №86.

В 2004 году Старокорсунская школа №85 отмечала столетний юбилей. Все эти годы школа воспитывала и просвещала, т.е. насквозь высветляла человека во всех его силах, не в одном уме, учила умению проносить всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Не удивительно, что педагоги нашей школы дали путевку в жизнь тысячам достойных людей. Среди них Иван Дроздов, Тит Кононец, Иван Васюхно, которые стали героями художественных и публицистических произведений.

                                 Актуальность выбранной темы:

В курс литературы и кубановедения введен раздел «Литература Кубани», что предполагает изучение произведений кубанских авторов. Кубанский писатель И. Дроздов является выпускником школы, он постоянный гость многих встреч в стенах родной школы. Закономерным явилось желание изучить его творчество, узнать, кто из жителей станицы Старокорсунской, выпускников школы является прототипами героев в его произведениях. Работа увлекла. Начались поиски других выпускников школы, ставших героями художественных и публицистических произведений.

               Новизна работы заключается в ее уникальности.

                         Педагоги не только нашей школы, но и учителя Кубани могут использовать данный материал на уроках литературы, истории, кубановедения, внеклассной работе, воспитывать истинных патриотов своей Родины на примерах славной жизни героев- старокорсунцев.

Данная    работа    является    частью    большого    исследования    по               литературному краеведению:

Бородинское поле в судьбе русского народа и воинов 32 дивизии; «Сын полка» В.Катаева и сыны полка 353 стрелковой дивизии, освобождавшей станицу от немецко- фашистских захватчиков.

               Цель :

сбор и изучение материалов по истории школы и станицы, о выпускниках школы и жителях ст. Старокорсунской , ставших героями художественных и публицистических произведений

             Задачи:

                 увековечить память о выдающихся выпускниках школы, ставших героями художественных и публицистических произведений;

                       рассказать сверстникам об их судьбах, которые могут служить примером высокой гражданственности и патриотизма, что поможет формированию нравственных идеалов моих современников на положительных примерах быв ших выпускников школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Современный человек сегодня проверяется его отношением к прошлому.

Именно поэтому захотелось найти и собрать в единое целое сведения о тех людях, чьи судьбы тесно связаны со старокорсунской школой № 85- ее выпускниках, а также жителях станицы, ставших героями художественных и публицистических произведений. Материал по истории школы ( все ранее собранное сгорело во время пожара в 2001 году), ее выпускниках собирался по крупицам из газетных статей, личных встреч, встреч с людьми, близко знавшими знаменитых выпускников школы. В процессе поиска были найдены книги, героями которых или прототипами героев являются выпускники школы И.Дроздов , Т.Кононец, И. Васюхно (рис.1), а также жители станицы.

Выпускник школы - писатель Кубани Иван Дроздов-прообраз главных героев романов «Прощание с журавлями», «И некуда руки воздеть», рассказа «Смерть поправ»                        Писатель Кубани И..Дроздов (рис.2) - автор романов «Литейщики[4], «Прощание с журавлями» ([6], «И некуда руки воздеть»[7], «Полынная горечь» [5], повестей «Снежана»[11], «Мария-дочь Хрисана»[11], рассказа «Смерть поправ» [7]  и других.

Во многом во время поиска материалов о Дроздове помогли нам выпускницы школы - сестра писателя Ефимцева Раиса Лукьяновна и его одноклассница Лесняк Таисия Павловна, поделившиеся воспоминаниями и предоставившие нам семейные архивные материалы, связанные с жизнью писателя

Родился Иван Лукьянович Дроздов 14 марта 1924 г. в Оренбургской области. В 1938 году его родители приехали на Кубань. Выпускник Старокорсунской школы, Иван прямо с выпускного бала ушел в военкомат и вскоре надел шинель курсанта Грозненского военно-пехотного училища.

В июле 1942 г. он уже в звании лейтенанта командовал пулеметным взводом и защищал Сталинград. 23 августа, тяжелораненый, попал в немецкий лагерь военнопленных. Ему удалось бежать. Он участвовал в боях за Одессу, Днепропетровск, освобождал Румынию, Болгарию. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», юбилейными медалями.

О том, что произошло с ним в августе-октябре 1942г., выплеснулось на страницы автобиографического романа «Прощание с журавлями» [6]. Многое пришлось пережить главному герою Ивану Долгову, прообразом которого является писатель: и первый бой, в котором участвовал его курсантский полк [6,с.46-49], и Сталинградская битва   [6, 71,с.74-76], и ранени t   [ 7,с. 79-81], и Цымлянские лагеря военнопленных[ 6,с. 93-99]. И побег (6,с.111-113]. Никогда не забыть Дроздову-Долгову, как его « внесли на носилках в сарай, где прямо на сыром полу лежали тяжелораненые,... показалось, что они укрыты сплошным блестящим мхом, словно зеленым плюшем. Это были зеленые мухи...», как спасла его от смерти девушка Валя, тоже плененная под Сталинградом, как помогла ему бежать из лагеря.

В процессе работы над романом у нас возник вопрос, кто из жителей станицы, выпускников школы является прототипами героев романа. Этот вопрос мы задали писателю на одной из встреч с ним ..

Оказалось, что герой книги «Прощание с журавлями» Лука Макарович Долгов- отец писателя- Лука Макарович Дроздов. Родился он в 1899 году. В период коллективизации стал первым председателем колхоза. Прошел три войны. Во время Великой Отечественной войны был председателем колхоза «Пятилетка». Умер в 1977 году1.(рис.З)

1 Из воспоминаний И.Дроздова- писателя Кубани

Мавра Дмитриевна Долгова- мать писателя_ Мавра Дмитриевна Дроздова. Родилась она в 1905 году. Замуж выдали без ее согласия в 18 лет. Во время коллективизации уговорила мужа вступить в колхоз. Несмотря на то, что образование было всего 2 месяца, была заведующей детским садом, депутатом городского совета. Во время войны осталась одна с 5 детьми. Семья попала в список приговоренных к расстрелу, и Мавра Дмитриевна ушла из Старокорсунской вместе с детьми и другими беженцами, спасая колхозный скот. Ей было поручено важное дело - сохранить колхозные деньги. Умерла в 1985 году.1 (рис.3)

Рая - сестра писателя - Ефимцева Раиса Лукьяновна. Родилась   в 1941 году. В книге «И некуда руки воздеть» [7, с.9] И.Дроздов пишет, что именно он давал ей имя. Рая мечтала стать певицей, но отец решил по-своему: отвез документы в Анапский сельхозтехникум. Несколько лет она работала агрономом в ст.Старокорсунской, а сейчас заведует станичной библиотекой2.(рис.3)

Повесть «Не верится» [7]- своеобразное продолжение того, что было с Иваном Долговым после побега из плена. Главный герой этого произведения- Дроздов Иван- рассказывает о своем возвращении в станицу Старокорсунскую после побега из фашистского плена. [7, с.43-144, с.52-154, с.59-160]

  И вновь на страницах книги наши станичники и выпускники школы: мать писателя, Мавра Дмитриевна, Петр Смирнов, Федор Логинов и даже полицай Дмитрий Луняка

В центре станичного парка - братская могила. Похоронено в ней более 700 человек, а вот фамилий выбито только 118.(рис.5)

Иван Лукьянович Дроздов был в числе тех, кто хоронил погибших . Об этом он говорил на станичном митинге, посвященном 50-летию Победы и об этом он рассказал на страницах повести «Не верится»:

« На следующий день мы хоронили тех раненых красноармейцев, так по- варварски   жестоко   пристреленных полицаями....420   красноармейцев   погибло   от рук полицаев! На припорошенной снегом станичной площади, как отчаяние, раскрыли черные пасти».

 В сборнике «Окопники», изданном к 50-летию Победы, напечатан рассказ «Смерть поправ»[14], написанном после войны. Посвящен он памяти курсантов, погибших под Сталинградом. Во вступительной статье «Вечно живая память» И.Дроздов напишет:

« Рассказ автобиографичен. Но я лейтенанта Дроздова скрыл под фамилией Ивана

Берестова».[14, с. 19] , (рис.5)

Насмерть стоял отдельный Грозненский курсантский полк. Перекрыв немцам дорогу на Сталинград, полегли безусые парни, не успевшие стать лейтенантами. [15, с.21- 26] Но Ивану Берестову (Дроздову) удалось выжить и через 30 лет проехать по местам этих страшных боев. [14, с.69]

Как удалось установить, в живых сейчас осталось только трое краснодарцев, бывших курсантами Грозненского полка : И.Дроздов, К.Костаньянц, А. Крестинский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------     1 Из воспоминаний И.Дроздова- писателя Кубани

 2Из воспоминаний И.Дроздова- писателя Кубани

 

 

        Выпускник    школы    Тит    Никитович    Кононец    -    герой       публицистической    книги «Добровольцы Урала» и повести Н. Малыгиной «Сестренка батальона»

Учился в Старокорсунской школе №85 (тогда №15) и легендарный Тит Никитович Кононец. (рис.6) В 1941 году он, как и И.Дроздов, после выпускного вечера добровольцем ушел на фронт. Службу начал в Пермской танковой бригаде, а затем был направлен в Орловское танковое училище, после окончания которого получил звание лейтенанта и стал командиром танкового экипажа. Награжден орденом Боевого красного Знамени , Отечественной войны второй степени. О беспримерном подвиге нашего земляка по освобождению города Львова рассказывается в книге «Добровольцы Урала»»[3, с.66-67], (рис. 6).

 Жители ст. Старокорсунской - дочь знаменитого танкиста Н.Т. Паршкова, Губин Б. Я., хорошо знавший Т.Кононца, и бывший директор школы №85 Курпитко А.Г. поделились с нами воспоминаниями о Тите Никитовиче и о том, как за героизм и мужество, проявленные за взятие г. Львова, командованием дивизии Т.Н. Кононец был представлен к званию Героя Советского Союза. Посмертно.

Во время боя однополчане, увидев его сгоревший танк, решили, что весь экипаж погиб. Кононец находился в госпитале, а документы о присвоении ему высокого звания в самый разгар войны были утеряны и до Москвы не дошли. В 1975 г 9 Мая, в день празднования тридцатилетия Победы над фашистской Германией, фронтовики собрались во Львове почтить память погибших. Когда на торжественном собрании однополчане зачитывали списки погибших и прозвучало: « Пал смертью храбрых за взятие Львова Кононец», то находящийся здесь Тит Никитович встал и произнес: «Я здесь!»(1)

Нам удалось найти в семейном архиве Курпитко А.Г. книгу Н. Малыгиной «Сестренка батальона» с дарственной надписью писательницы. Эту книгу Т.Кононец лично передал Анне Григорьевне после встречи в станичной библиотеке Н.Малыгиной со своим однополчанином Т. Кононцом, ветеранами войны , учащимися школы №85 в 1970 году.

Одним из героев повести Н.Малыгиной является отважный танкист Виктор Румянцев, прообраз Т.Н.Кононца.. Об этом, как свидетельствует Курпитко Анна Григорьевна, рассказывала писательница Н. Малыгина на встрече с жителями ст Старокорсунской, где и подарила Т.Н. Кононцу и читателям станичной библиотеки свою книгу.(рис.6)

Почти с документальной точностью повествуется в «Сестренке батальона» все, что на самом деле произошло с Т.Н.Кононцом: во время страшного боя на кургане был подбит танк Румянцева (Кононца) [ 12, с.27-31]. Бойцы увидели, что танк горит, поэтому решили, что погиб весь экипаж, а Надя (героиня повести ) слишком рано отвела в сторону бинокль и поэтому не увидела , как покинул танк раненый Виктор [12,с. 33-3] . Виктора Румянцева посмертно представили к высокой награде-званию Героя Советского Союза[12,с. 38-39] .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Выпускник школы Иван Васюхно - герой книги «Их именами названы заставы»

В рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» героиня - простая русская женщина, глядя на отцветший мак, сказала: «Да, сгорел.. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает.» [12, с.42] Эти слова можно отнести в адрес еще одного выпускника школы - Ивана Васюхно, именем которого была названа пограничная застава в/ч 2358.(рис.7)

Многое в станице связано с его именем.

Улица Трамвайная, на которой жил Иван Васюхно, носит его имя.(рис.7). В станичном музее ему отведено особое место. Бывший директор школы Иван Трофимович Цыганков рассказывал, что в школе между учениками шло настоящее соревнование за то, чтобы сидеть за партой , за которой учился Васюхно. Пионерская дружина Старокорсунского детского дома до 1979 года носила имя Ивана Васюхно, а воспитанники неоднократно посещали именную заставу. Выпускники школы считали за честь служить на заставе имени Ивана Васюхно. Среди них- племянник героя Иван Алексеевич Васюхно, Алейник И.И., Луценко С.А.

В книге «Их именами названы заставы» (рис.7) об Иване Васюхно помещен очерк А.Пенских «Неотправленное письмо»[9, с.18-23].

Родился Иван Васюхно в 1927 году. Во время войны (ему тогда не было и 15) помогал партизанам: тайком с другими ребятами покрадывался к немецким машинам, уносил ящики с патронами, снарядами и переправлял в отряд. После войны овладел специальностью тракториста.. Когда исполнилось 17 лет , добровольцем уходит в армию. На прощание сказал матери и сестре:

 «За меня не беспокойтесь, Постараюсь служить так, что не стыдно вам будет от людей»

В 1947 году с Карпат Васюхно переводят в Закавказье, где он прослужит 1.5 года и где войдет в бессмертие.

26 июня 1948г. в наряд на охрану государственной границы вместе с собакой Рейдой отправились ефрейтор Васюхно и рядовой Смолянинов. Находясь в районе Последней поляны, Васюхно заметил нарушителя государственной границы . Началась перестрелка. Раненый Васюхно продолжал преследовать преступника

С помощью прибывшей с заставы поддержки вражеский лазутчик был задержан. Но Ивана спасти не удалось. Он умер от ран на руках товарищей.

Приказом Министра государственной безопасности СССР от 5 января 1956 года И.Васюхно навечно зачислен в списки заставы № 2358, а заставе присвоено его имя[16]

Родителей И.Васюхно приглашали на заставу. Иосиф Самойлович лично открыл памятник сыну. Родители прошли по тем тропам, где ходил Иван. Побывали на месте его гибели

В процессе поиска материалов о Васюхно нам удалось найти людей, хорошо знавших героя, изучить материалы, находящиеся в станичном музее, побывать в Старокорсунском детском доме, найти архивные материалы у родственников .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Считаем, что заявленные в работе цели достигнуты полностью. В процессе работы удалось собрать интересный материал по истории школы, станицы, провести встречи с родственниками и людьми, хорошо знавших знаменитых выпускников, найти художественные и публицистические произведения, прототипами героев которых являются выпускники школы, жители станицы.

Мы открыли для себя много нового, изучая материалы для проекта. Выполненная работа позволила нам углубить и систематизировать знания по истории школы и станицы, увековечить память о выдающихся выпускниках школы№85. Уверены, что данная работа поможет учителям литературы, истории, кубановедения использовать материал как на уроках, так и во внеурочное время с целью формирования нравственных идеалов моих современников на положительных примерах бывших выпускников.

Собранный материал оформлен в альбом и 13 февраля 2008 года в честь 65-летия освобождения ст. Старокорсунской от немецко-фашистских захватчиков будет передан в станичный музей.

Учащиеся, подготовившие данный проект, в школьной библиотеке проводят беседы с учащимися 6-8 классов.

Решено ходатайствовать перед администрацией Старокорсунского сельского Совета об установлении мемориальной доски на улице им. И. Васюхно. В школе объявлен конкурс на лучший эскиз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

          Старокорсунская. Обычная кубанская станица. От других ее отличает немногое: «меотское городище на вековых плавнях, которое жители станицы называют Городком»[4,с.9], затерянные среди добротных кирпичных особняков « турлучные хаты, утопающие в роскошных фруктовых садах» [4, c.9], недавно построенная церковь Рождества Пресвятой Богородицы и школа рядом со станичным парком.

           «Раньше в станице было 5 школ: школа на Дубинке, школа на Силявке, две в центре и школа на Городке»[4, c.9]. Сейчас в станице только две – ныне это МОУ СОШ    № 85 и МОУСОШ №86.

           В 2004 году Старокорсунская школа №85   отмечала столетний юбилей. Все это время задача нашей школы состояла не только в том, чтобы научить или наставить, или образовать, но насквозь высветлить человека, во всех его силах, не в одном уме, пронести всю его природу сквозь какой-то очистительный огонь. Школа выполняла великую цель- создавала Человека.

            Много прекрасных страниц в школьной летописи. Вот некоторые из них:   

            В 50- е годы школа славилась   лучшим в крае пришкольным участком, на котором проводилась проводились селекционная и опытническая работа. Из 15 зерен, голозерного ячменя, выделенных   Краснодарским сельхозинститутом для опытнической работы , через несколько лет было собрано 3 тонны урожайного ячменя и передано колхозу имени Ленина. Многие ученики школы   приглашались в Москву на выставку Достижений Народного Хозяйства и были награждены медалями. Среди них Карпенко Раиса Николаевна и Безрукавая Тамара Васильевна.

             В 60-е годы силами учащихся и педагогов   школы   была построена первая в станице Старокорсунской теплица.   Ребята дарили учителям к праздникам выращенные ими цветы, а в апреле угощали  сверстников свежими огурцами.

              В 70-е годы наша школа была базовой школой Академии педагогических наук: здесь формировалась система трудового обучения и кабинетная система. Юноши-выпускники  вместе с аттестатом о среднем образовании получали и права тракториста-машиниста широкого профиля и практически все  оставались работать в колхозе им. Ленина. Лучших из них правление колхоза направляло в сельхозинститут. Все они вернулись в колхоз  и работали главными специалистами и специалистами среднего звена. (Брихара Ю.В., Карпенко М.Н., Ляпишев С.А.. Гузь С.Н. и другие)

               Но больше всего школа гордится своими выпускниками:

-     58 учеников окончили школу с золотой медалью и 48 с серебряной;

-   В годы Великой Отечественной войны выпускники школы Чечетка Николай Карпович и Бовкун Иван Михайлович стали Героями Советского Союза;

-   Кононец Тит Никитович за мужество и отвагу награжден орденом Боевого Красного Знамени Отечественной войны 2 степени;

-   Дроздов Иван Лукьянович стал писателем Кубани;

-   Иван Васюхно ценой жизни остановил нарушителя государственной границы,   и навечно занесен в списки   именной заставы № 2358.

Это о них поется в школьном гимне (сл. Б.Гаража, муз. М.Курпитко) [2 ]:

                              Эта школа уже воспитала

                              Не одно поколенье ребят.

                              Среди них вы найдете немало,

                              Кто богатства Отчизны крепят.

               В курс литературы и кубановедения   введен раздел «Литература Кубани», что предполагает изучение произведений кубанских авторов.  Кубанский писатель И. Дроздов является выпускником школы, он постоянный   гость в стенах родной школы. Закономерным явилось желание   изучить его творчество, узнать , кто   из жителей станицы Старокорсунской, выпускников школы   является прототипами героев   в его   произведениях. Работа увлекла. Начались поиски других выпускников школы, ставших героями художественных  и публицистических произведений. Поэтому, на   наш взгляд, мы выбрали актуальную тему, связанную   с историей школы, станицы

                Новизна работы заключается в ее уникальности. Педагоги   не только нашей школы, но и учителя   Кубани могут использовать данный материал на уроках литературы, истории, кубановедения, внеклассной работе, воспитывать истинных патриотов своей Родины на примерах славной жизни героев- старокорсунцев.

                Данная работа является частью большого исследования по литературному краеведению: Бородинское поле в судьбе русского народа и воинов 353 стрелковой дивизии, освобождавших ст. Старокорсунскую;   «Сын полка» В.Катаева и сыны полка 353 стрелковой дивизии. Активно продолжается работа по сбору материала о выпускниках школы, Героях Советского Союза Чечетке Н.К. и Бовкуне И.М., выпускниках, прошедших Афганистан и Чечню, прославивших школу и родную Кубань ратным трудом.

               Целью работы является сбор и изучение материалов   по истории школы и станицы, о выпускниках школы и жителях ст. Старокорсунской , ставших героями художественных и публицистических произведений   

              Задачи: - увековечить память о выдающихся выпускниках школы, ставших героями художественных и публицистических произведений;

                              -   рассказать сверстникам об их судьбах, которые могут служить примером   высокой гражданственности и патриотизма, что поможет формированию нравственных идеалов моих современников   на положительных примерах бывших выпускников школы.

                 Проведенное нами исследование включало следующие этапы:

1.Интервьюирование людей, близко знающих И.Дроздова, Т.Кононца, И.Васюхно.

2.Изучение личных семейных архивов Курпитко А.Г., Карпенко Г.Н., Манько Р.Н., Паршковой Н.Т., Губина Б.Я., Ефимцевой Р.Л., Лесняк Т.П.

3. Изучение архивов Старокорсунского детского дома , материалов станичного музея.

4.Поиск и изучение художественных и публицистических произведений, героями которых являются жители ст. Старокорсунской и выпускники школы № 85

               

 

 

Основная часть

             Все, из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, начинается с Родины.

             Родина- это то, что окружает каждого из нас: утопающие в вишневой пене станичные улицы, дорога в школу,  птицы, летящие на север над нашим домом,  имена людей…

             Именно поэтому захотелось найти и собрать в единое целое   сведения о тех   людях, чьи судьбы тесно связаны со старокорсунской школой № 85 - ее выпускниках,  а также жителях станицы, ставших героями художественных и публицистических произведений. Материал по истории школы ( все ранее собранное сгорело во время пожара в 2001 году), ее выпускниках собирался по крупицам из газетных статей, личных встреч, встреч с людьми, близко знавшими знаменитых выпускников школы.  В процессе поиска были найдены книги, героями которых или  прототипами героев являются выпускники школы И.Дроздов , Т. Кононец,  И. Васюхно (рис.1), а также жители станицы.

             Писатель Кубани И.. Дроздов (рис.2) - автор романов «Литейщики»[5], «Прощание с журавлями» [7], «И некуда руки воздеть» [4], «Полынная горечь» [6], повестей «Снежана» [11], «Мария-дочь Хрисана» [11], рассказов «Смерть поправ» [4] и других.  

              Во  многом во время поиска материалов о Дроздове помогли нам    выпускницы   школы - сестра писателя Ефимцева Раиса Лукьяновна и   его одноклассница Лесняк Таисия Павловна, поделившиеся воспоминаниями и предоставившие нам семейные архивные материалы, связанные с жизнью писателя

               Родился  Иван Лукьянович Дроздов 14 марта 1924 г. в Оренбургской области. В 1938 году его родители приехали на Кубань. Выпускник Старокорсунской школы, Иван прямо с выпускного бала ушел в военкомат и вскоре надел шинель курсанта Грозненского военно-пехотного училища.

               В июле 1942 г. он уже в звании лейтенанта командовал пулеметным взводом и защищал Сталинград. 23 августа, тяжелораненый, попал в немецкий лагерь военнопленных. Ему удалось бежать. Он участвовал в боях за Одессу, Днепропетровск, освобождал Румынию, Болгарию. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За отвагу», «За победу над Германией», юбилейными медалями.

                О том, что произошло с ним в августе-октябре 1942г.,  выплеснулось   на страницы автобиографического романа «Прощание с журавлями» [7]. Многое пришлось пережить главному герою Ивану Долгову, прообразом которого является писатель: и первый бой, в котором участвовал его курсантский полк [7, с.46-49], и Сталинградская битва, [7, с74-76] и ранение [11, с79-81], и Цымлянские лагеря военнопленных [11с.93-99]. И побег [7, c.111-113 ]. Никогда не забыть Дроздову-Долгову, как  его « внесли на носилках в сарай, где прямо на сыром полу лежали тяжелораненые,… показалось, что они укрыты сплошным блестящим мхом, словно зеленым плюшем. Это были зеленые мухи- жирные, приличные», как спасла его от смерти девушка Валя, тоже плененная под Сталинградом, как помогла ему   бежать из лагеря.

                В процессе работы над романом   у нас возник вопрос, кто из жителей станицы, выпускников школы является прототипами героев романа. Этот вопрос мы задали писателю на одной из встреч с ним ..

               Оказалось, что герой книги «Прощание с журавлями» Лука Макарович Долгов- отец писателя- Лука Макарович Дроздов. Родился он в 1899 году. В период коллективизации стал первым председателем колхоза. Прошел три войны. Во время Великой Отечественной войны был   председателем колхоза «Пятилетка». Умер в 1977году1.(рис.3)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1Из воспоминаний И.Дроздова- писателя Кубани

               

                 Мавра Дмитриевна Долгова- мать писателя_ Мавра Дмитриевна Дроздова. Родилась она в 1905 году. Замуж выдали без ее согласия в 18 лет. Во время коллективизации уговорила мужа вступить в колхоз. Несмотря на то, что образование было всего 2 месяца, была заведующей детским садом, депутатом городского совета. Во время войны осталась одна с 5   детьми. Семья попала в список приговоренных к расстрелу, и Мавра Дмитриевна  ушла из Старокорсунской вместе с детьми и другими беженцами, спасая колхозный скот. Ей было поручено важное дело- сохранить колхозные деньги. Умерла в 1985 году. 1(рис.3)

                 Рая- сестра писателя – Ефимцева Раиса Лукьяновна. Родилась она в 1941 году. В книге «И некуда руки воздеть» [4,с.11] И.Дроздов пишет, что именно он давал ей имя. Рая мечтала стать певицей, но отец решил по-своему: отвез документы в Анапский сельхозтехникум. Несколько лет она работала агрономом в ст.Старокорсунской, а   сейчас заведует станичной библиотекой.2 (рис.3)   

                Повесть «Не верится»[4]- своеобразное продолжение того, что было с Иваном Долговым после побега из плена. Главный герой этого произведения- Дроздов Иван- рассказывает о своем возвращении в станицу Старокорсунскую после побега из фашистского плена. [4, с.143-144, 152-154, 159-160]    

                И вновь на страницах книги наши станичники и выпускники школы: мать писателя, Мавра Дмитриевна, Петр Смирнов, Федор Логинов и даже полицай Дмитрий Луняка

                  В центре станичного парка – братская могила. Похоронено в ней более 700 человек, а вот фамилий выбито только 118.(рис.5)

                Нам удалось встретиться с жительницей ст. Старокорсунской Лунякой Е.Ф., которая рассказала , как освобождали станицу от немцев.

                  Когда бойцы 353 стрелковой дивизии перешли реку Кубань и подошли к Старокорсунской,   в разведку были посланы несколько человек. В назначенное время они не вернулись. Вторично посланные разведчики встретили полицая, который сообщил им, что в станице немцев нет. Бойцы ринулись в атаку, и упор были расстреляны немецкими пулеметами, установленными вдоль плавни на кручах.3

                  Иван Лукьянович Дроздов был в числе тех, кто хоронил погибших . Об этом он говорил на станичном митинге, посвященном  50-летию Победы и  об этом он расскажет на страницах  повести «Не верится»: « На следующий день мы хоронили тех раненых красноармейцев, так по-варварски жестоко пристреленных полицаями….420 красноармейцев погибло от рук полицаев!

    На припорошенной снегом станичной площади, как отчаяние, раскрыли черные пасти две черные ямы…»[4, c/160].

                Бывший директор школы№85 Курпитко А.Г., возглавлявшая поисковую работу школы   в 1968-1991)г, рассказала нам о том, как в 1972г . красными следопытами школы были найдены очевидцы гибели и захоронения Шищенко И.Т., до этого считавшимся без вести пропавшим. Удалось найти жену и сына отважного воина, которые  только через 31 год смогли приехать на могилу мужа и отца4.

                 В сборнике «Окопники», изданном к 50-летию Победы, напечатан рассказ «Смерть поправ»[11], написанном после войны. Посвящен он памяти курсантов, погибших под Сталинградом. Во вступительной статье «Вечно живая память» И.Дроздов напишет:« Рассказ автобиографичен. Но я лейтенанта Дроздова скрыл под фамилией Ивана Берестова».[11, c.19] , (рис.5)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1Из воспоминаний И.Дроздова- писателя Кубани

2Из воспоминаний И.Дроздова- писателя Кубани

3Из воспоминаний Луняки Е.Ф.- жительницы ст. Старокорсунской

4Из воспоминаний Курпитко А.Г.- бывшего директора школы №85

 

              Насмерть стоял отдельный Грозненский курсантский полк. Перекрыв немцам дорогу на Сталинград, полегли безусые парни, не успевшие стать лейтенантами. [4, с. 21-26] Но Ивану Берестову (Дроздову) удалось выжить и через 30 лет проехать по местам этих страшных боев. [4, с.69]                                          

               Как удалось установить, в живых сейчас осталось только трое краснодарцев, бывших курсантами Грозненского полка :Дроздов, Костаньянц, Крестинский.

              Учился в Старокорсунской школе №85 (тогда №15) и легендарный Тит Никитович Кононец.(рис.1)  В 1941 году он, как и И.Дроздов, после выпускного вечера добровольцем ушел на фронт. Службу начал в Пермской танковой бригаде, а затем был направлен в Орловское танковое училище, после окончания которого получил звание лейтенанта и стал командиром танкового экипажа. Награжден орденом Боевого красного Знамени , Отечественной войны   второй степени. О беспримерном подвиге нашего земляка по освобождению г Львова   рассказывается в книге «Добровольцы»[3, с. 66-67], (рис. 6)

               Жители ст. Старокорсунской – дочь знаменитого танкиста  Н.Т. Паршкова, Губин Б. Я., хорошо знавший Т.Кононца,   и бывший директор школы №85 Курпитко А.Г.,   поделились с нами воспоминаниями о Тите Никитовиче  и о том, как за героизм и мужество, проявленные за взятие г. Львова,  командованием дивизии Т.Н. Кононец   был представлен к званию Героя Советского Союза. Посмертно.

                 Во время боя однополчане, увидев его сгоревший танк, решили, что весь экипаж погиб. Кононец находился в госпитале, а документы о присвоении ему высокого звания в самый разгар войны были утеряны и до Москвы не дошли. В 1975 г 9 Мая, в день празднования тридцатилетия Победы над фашистской Германией, фронтовики собрались во Львове почтить память погибших. Когда на торжественном собрании однополчане зачитывали списки погибших и прозвучало: « Пал смертью храбрых за взятие Львова   Кононец», то находящийся здесь   Тит Никитович встал и произнес: «Я здесь1 [1]

                 Нам удалось найти в семейном архиве Курпитко А.Г. книгу Н. Малыгиной «Сестренка батальона» с дарственной надписью писательницы. Эту книгу  Т.Кононец лично передал Анне Григорьевне после встречи в станичной библиотеке Н.Малыгиной со своим однополчанином Т.Кононцом,  ветеранами войны , учащимися школы №85 в 1970 году.

                 Одним из героев повести Н.Малыгиной  является   отважный танкист   Виктор Румянцев, прообраз  Т.Н.Кононца.. Об этом, как свидетельствует Курпитко Анна Григорьевна, рассказывала писательница Н. Малыгина на встрече с жителями ст Старокорсунской, где и подарила   Т.Н. Кононцу   и читателям станичной библиотеки свою книгу2. (рис.6)

                   Почти с документальной точностью повествуется в «Сестренке батальона» все, что на самом деле произошло   с Т.Н.Кононцом:   Во время страшного боя на кургане был подбит танк Румянцева (Кононца) [12, с.27-31]. Бойцы увидели, что танк горит, поэтому решили, что погиб весь экипаж, а Надя (героиня повести ) слишком рано отвела в сторону бинокль и поэтому не увидела , как покинул танк раненый Виктор [12, с. 33-34] . Виктора   Румянцева посмертно  представили к высокой награде-званию Героя Советского Союза [12, с.38-39] , а   Надя    сообщила матери Виктора о  героической гибели ее сына [12, c.94]

                  В рассказе Е.И. Носова «Живое пламя» героиня – простая русская женщина, глядя на отцветший мак, сказала: «Да, сгорел.. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И   у людей так бывает.» [13, с. 42] Эти слова можно отнести   в адрес

еще одного выпускника школы- Ивана Васюхно, именем которого была названа   пограничная застава в/ч 2358.(рис.1)

 

1Из   воспоминаний Губина Б.Я.- жителя ст. Старокорсунской

2Из воспоминаний Курпитко А.Г.- бывшего директора   школы№85

               Многое в станице связано с его именем. Улица Трамвайная, на которой жил Иван Васюхно, носит его имя.(рис.7). В станичном музее ему отведено особое место. Бывший директор школы Иван Трофимович Цыганков рассказывал, что в школе между учениками шло настоящее соревнование за то, чтобы сидеть за партой , за которой учился Васюхно.   Пионерская дружина Старокорсунского детского дома   до 1979 года носила имя Ивана Васюхно, а воспитанники детского дома неоднократно посещали именную заставу. Выпускники школы считали за честь служить на заставе имени Ивана Васюхно. Среди них- племянник героя Иван Алексеевич Васюхно, Алейник И.И., Луценко С.А.

                В книге «Их именами названы заставы» (рис.7)   об Иване Васюхно помещен очерк    А.Пенских «Неотправленное письмо» [13, с. 18-23].

                Родился Иван Васюхно в 1927 году. Во время войны (ему тогда не было и 15) помогал партизанам: тайком   с другими ребятами подкрадывался к немецким машинам, уносил ящики с патронами, снарядами и переправлял в отряд. После войны овладел специальностью тракториста.. Когда исполнилось 17 лет , добровольцем уходит в армию. На прощание сказал матери и сестре: «За меня не беспокойтесь, Постараюсь служить так, что не стыдно вам будет от людей»

                  В 1947 году   с Карпат Васюхно переводят в Закавказье, где он прослужит 1.5 года и где войдет в бессмертие.

                   26 июня 1948г. Дежурный по заставе объявил, что в наряд отправляются ефрейтор Васюхно и рядовой Смолянинов. Вместе с собакой Рейдой пограничники отправились на охрану государственной границы. Находясь в районе Последней поляны, Васюхно почувствовал, что Рейда неожиданно бросилась в сторону от тропы.   Тогда он дал знак Смолянинову приготовиться к немедленному открытию огня, а сам стал осторожно пробираться между кустов. Не успел пограничник сделать и пяти шагов, как до его слуха вновь донесся треск сухого валежника. Васюхно припал к земле. Раздались еще 2 выстрела. Пули впились   в ствол дерева всего лишь несколькими сантиметрами выше головы Васюхно.

                 Ефрейтор направил автомат на выстрел и нажал на спусковой крючок. Из кустарника раздался стон, а затем мелькнула темная фигура. Васюхно дал еще одну очередь. Нарушитель ответил. Рейда неестественно ткнулась мордой в землю. Васюхно крикнул Смолянинову, чтобы тот заходил справа.

                До границы было рукой подать, и  через несколько минут нарушитель скроется в лесу и уйдет. Васюхно побежал в том направлении, куда скрылся нарушитель. Неожиданно из-за валежника вырвался сноп огня. Иван почувствовал толчок в грудь. Подбежавший рядовой Смолянинов попытался его перевязать, но Васюхно приказал ему передать сигнал на заставу и преследовать нарушителя границы

                   С помощью прибывшей с заставы поддержки вражеский лазутчик был задержан. Но   Ивана спасти не удалось. Он умер от ран на руках товарищей.

                  Приказом Министра государственной безопасности СССР от 5 января 1956 года   И.Васюхно навечно зачислен в списки заставы 2358, заставе присвоить   его имя [16]

                   Родителей И.Васюхно приглашали на заставу. Иосиф Самойлович лично открыл памятник сыну. Родители прошли по тем тропам, где ходил Иван. Побывали на месте его гибели

              В процессе поиска материалов о Васюхно нам удалось найти людей, хорошо знавших героя, изучить материалы, находящиеся в станичном музее, побывать в Старокорсунском детском доме, найти архивные материалы у родственников .

 

 

 

                                       

 

 

Заключение

 

Считаем, что заявленные в работе цели достигнуты полностью. В процессе работы удалось собрать интересный материал по истории школы, станицы, провести встречи с родственниками и людьми, хорошо знавших знаменитых выпускников, найти художественные и публицистические произведения, прототипами героев которых являются выпускники школы, жители станицы.

                Мы открыли для себя много нового, изучая материалы для проекта. Выполненная работа позволила нам углубить и систематизировать знания по истории школы и станицы, увековечить память о выдающихся выпускниках школы №85. Уверены, что данная работа поможет учителям литературы, истории, кубановедения использовать материал как на уроках, так и во внеурочное время с целью формирования нравственных идеалов   моих современников   на положительных примерах бывших выпускников.

                  Собранный материал оформлен в альбом и 13 февраля 2008 года в честь 65-летия освобождения ст. Старокорсунской от немецко-фашистских захватчиков будет передан в станичный музей.

                 Учащиеся, подготовившие данный проект, в школьной библиотеке проводят беседы с учащимися 6-8 классов.

                 Принято решение ходатайствовать перед администрацией Старокорсунского сельского Совета об установлении мемориальной доски на улице им. И. Васюхно. В школе объявлен конкурс на лучший эскиз.

 

 

 

 

 

 

                                                             Приложения.

 

 

 

Рис.   1- выпускники школы- Кононец Т.Н., Дроздов И.Л., И.И.   Васюхно- герои

художественных и публицистических произведений.

Рис. 2- писатель Кубани И. Дроздов и его книги.

Рис. 3- родители И.Дроздова и его сестра- герои романа «Прощание с журавлями»

Рис. 4- И.Дроздов- прототип И.Долгова, И. Берестова

Рис.З-    братская    могила       в    ст.    Старокорсунской.    Автобиографический    рассказ

И.Дроздова «Смерть поправ» с дарственной надписью

Рис. 6-   Т.Н.Кононец- герой повести   «Сестренка батальона» Н. Малыгиной   и книги

«Добровольцы Урала»

Рис. 7- И.Васюхно- герой книги «Их именами названы заставы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Приказ Министра государственной безопасности СССР от 5 января 1956 года

 

  Старший пограничного отряда комсомолец, ефрейтор Васюхно Иван Иосифович, героически выполнял свой долг. Будучи тяжело раненым, он продолжал руководить боем.   Решительными действиями соседних нарядов и прибывшей группы с заставы важные нарушители государственной границы   были задержаны. Отмечая самоотверженность, патриотический поступок ефрейтора Васюхно И.И. при выполнении задания по охране государственной границы

                                                  Приказываю:

  1. Присвоить заставе в/ч 2358 войск МГБ Грузинского округа имя ефрейтора И.Васюхно и впредь ее именовать: «Застава И.Васюхно».
  2. Зачислить навечно в списки заставы в/ч 2358 ефрейтора Васюхно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

            Работа интересна и содержательна. Отличается подробностью и глубиной изложения материала, яркостью открывшихся в ходе исследования фактов. Особенностью работы является творческий подход  к выбранной теме. Использование данного материала на уроках литературы, истории, кубановедения, а также во внеклассной работе даст возможность педагогам школы более эффективно осуществлять патриотическое воспитание учащихся.





ОБСУЖДЕНИЕ


Наталья Юрьевна Ахметшина2012-03-06 23:34:03 - Наталья Юрьевна Ахметшина
Галина Николаевна, работа очень интересная, и девочки Ваши молодцы. Но лучше было бы поместить ее файлом, так намного удобнее.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться



Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2020. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Чудо молодости...
Добились,Игорь Вячеславович. Смотрите с какой тоской люди смотрят на текст больше страницы? Много `букофф`, не хочется `букоффы` читать. То ли дело, увидел,нужное выделил, вставил картинку . Все, я образованный человек, могу общаться.
Благодарствую! было интересно прочитать Ваш рассказ,в нем почувствовалось мгновение счастья))
Лозунг центробанка и МО:`Решения МВФ по России -в жизнь`.Бурут четко под козырек к исполнению...
Ирина Валентиновна, спасибо! Я же прошу битый час И.В. показать мне блондинку не по сути, а по колеру шевелюры)))
Александр Геннадьевич, я вам как женщина за блондинок поясню))) Блондинки делятся на две категории: по цвету и по сути. Те, которые по цвету, бывают натуральные и крашеные. Блондинки по сути - просто дуры. Цвет волос при этом у них может быть какой угодно.





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/