Из воспоминаний директора интерната «Каменка»
Сары Григорьевны Нанкиной об организации
коллектива.
В 1940-1941 учебном году я работала учителем истории 9 и 10 классов 185 школы
Дзержинского района города Ленинграда. На 9-й день войны, 30 июня 1941 года по мобилизации РОНО я выехала со школьниками в эвакуацию эшелоном, начальником которого был
директор 185 школы
Андрей Сергеевич Шарков. Путь в Кировскую область был «окольным», трудным и мучительным.
Начальник нашего эшелона проявил
исключительную распорядительность, энергию и заботу о детях, благодаря которым наше длительное и тяжелое путешествие благополучно завершилось. По прибытии на место он же связался с районными организациями и колхозами, разместил детей по интернатам (учащиеся школы были по возрасту разбиты на три интерната
)
и руководил ими в сложный и трудный период их организации. В октябре 1941г
.,
в связи с уходом А. С. Шаркова на фронт, я была назначена директором интерната в Каменке.
К нашему приезду Каменка пустовала. Заняв находившиеся там 5 домиков, мы оказались её единственными обитателями. На берегу протекавшего здесь ручья стояла баня. Кругом был лес. Ближайшая деревня находилась в километре от Каменки.
Обстановка помещений
была наипростейшая: топчаны, деревянные столы, скамейки. Ели из алюминиевых
мисок алюминиевыми или деревянными ложками. Отопление во всех домиках было печное, отсюда постоянная забота о дровах, которые по заданию сельсовета издалека доставляли колхозы. Вместе с колхозниками за дровами ездили и наши старшие ребята. Летом все собирали хворост и шишки в лесу. Электричества не было, освещались керосиновыми лампами и маленькими коптилками. Воду брали из колодца, находившегося возле нашего главного здания. Туалеты были холодные. Радио не было. Слушать последние известия, которыми все обитатели Каменки живо интересовались, бегали в сельсовет в Рыбаковщину, там забирали и корреспонденцию, приходящую в интернат.
Воспитанниками каменского интерната были ученики средних и старших классов
185 школы, а также учащиеся других школ Дзержинского района.
В интернате числилось примерно 100 детей. Все воспитанники были разбиты на четыре группы, называвшиеся у нас бригадами.
Каменские дети учились в Рыбоковщине, в 10 - летней школе «Красная Заря» (по имени колхоза) вместе с местными ребятами. Здесь же учились и воспитанники Казанского интерната. Сотрудниками интерната были также ленинградцы, приехавшие с детьми
учителя и некоторые родители, оставшиеся здесь работать. Штат интерната был невелик: директор, завхоз, 3-4 воспитателя, 2 повара, прачка, медсестра. Основными работниками Каменки были учителя: Мария Алексеевна Карамазова, Сара Григорьевна Нанкина, Надежда Дмитриевна Румянцева и родители: Аполлинария Петровна Гречишкина, Надежда Анисимовна Воробьева, Мария
Александровна
Четверикова,
Зоя Николаевна Крылова, Таисия Сергеевна Кузьмина, Антонина
Ильинична Пензина, Кузьма Сергеевич Алпатов. Медсестрой в нашем изоляторе работала Маргарита Павловна Гомаш. М. А. Карамазова, С. Г. Нанкина и Н. Д. Румянцева были и учителями школы «Красная Заря», в которой учились каменские дети. Эта школа с нашим приездом стала 10 - летней.
Решать стоящие перед нами многочисленные и сложные задачи без самого активного участия воспитанников было невозможно, тем более при таком малом количестве сотрудников. Поэтому
в организации детского самоуправления и самообслуживания мы видели свою важнейшую задачу, для успешного решения которой особенно много сил и напряженного труда пришлось затратить зимой 1941- 1942 гг.
В вопросах организации
детского коллектива и работы с ним работники интерната широко использовали метод и опыт А.С.Макаренко; конечно, применительно к нашим условиям и к нашему составу ребят. Макаренковские формулировки:
«Не пищать»,
«Чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему», «Ничто так не украшает человеческую жизнь, как перспектива впереди» - прочно вошли в нашу жизнь и в сознание каменских детей. Работе в этом направлении способствовал контакт, установившийся между сотрудниками и воспитанниками. Со стороны всех работников
ребята видели
бескорыстную, самоотверженную работу, полностью направленную на облегчение и улучшение их жизни. Отсюда у детей возникало чувство доверия и уважения, без которых не могло быть взаимопонимания и контакта.
Высшим органом самоуправления в Каменке был старостат
. В него
входили бригадиры четырех бригад и председателей пяти созданных в интернате комиссий: учебной, производственной, культмассовой, санитарной и хозяйственной. Возглавлял старостат председатель, техническую работу
вел секретарь. Председатель и секретарь старостата и председатели комиссий
избирала
сь на общей линейке (так называлось собрание все
х воспитанников).
Каждая бригада выбирала своего бригадира и своего представителя в каждую из пяти
комиссий. Таким образом, все бригады были связаны со всеми комиссиями и старастатом. На собраниях старостата, как правило, присутствовал директор интерната, воспитатели и в случае необходимости – завхоз и медицинский работник. На собраниях мы совместно решали все вопросы интернатской жизни: устанавливали режим дня в зимнее и летнее время, организовывали помощь колхозам, решали вопросы организации и работы в своем подсобном хозяйстве, организации праздников в интернате и др. Здесь отчитывались бригадиры, председатели комиссий и с самоотчетами
выступали отдельные воспитанники.
На собрания
вызывались нарушители установленных нами
норм поведения (если воздействия бригады было недостаточно). В лице старостата мы, опытные
педагоги, имели надежных и верных младших товарищей, вносивших в работу свою инициативу, молодой задор и энергию. В ряде случаев члены старостата, действуя с нами в одном направлении,
добивались лучших, чем мы, результатов: будучи по возрасту ближе к ребятам, они больше знали о положении в бригадах, чувствовали настроение ребят. Права и ответственность старостата
с течением времени возрастали. Обязанности ответственного дежурного по интернату поочередно несли все члены старостата, вместо воспитателей.
Отвечая за весь распорядок и ход
дня в интернате, ответственный дежурный нес личную ответственность за точное распределение всех нормированных продуктов: вместе с дежурной
бригадой он развешивал на порции хлеб, масло, сахар.
Старостат и воспитатели прилагали все усилия к тому, чтобы ребята
добросовестно и хорошо учились.
На учебу смотрели как на дело большой государственной важности.
|