XIX
областной конкурс исследовательских работ
учащихся образовательных организаций Кировской области по краеведению.
Номинация
«Историческое краеведение».
История
Знаменской
церкви
села Круглыжи
Соболев Иван, 13 лет.
7
класс муниципального образовательного учреждения
основной
общеобразовательной школы имени Ю.Я. Долгих
с.
Круглыжи Свечинского района Кировской области
Руководители: Е.А. Кудрина, Н.С. Скурихина,
учителя МОУ ООШ им. Ю.Я. Долгих с. Круглыжи
2016 год
Содержание работы
1.
Введение…………………………………………………………….………... 3
2.
Основная
часть. История храмового строительства в селе Круглыжи …..5
2.1. Обзор источников и методика исследования.…………………………..5
2.2.
Первые церкви села…………………………………………………..….5
2.3. Строительство Знаменской церкви
……………………………….……..6
2.4. Роль
церкви в жизни села………………………………………………...7
2.5. Гибель
храма……………………………………………………………..9
3.
Заключение. Вера и
надежда………………..………………..……………..10
4.
Список источников………………….………………………….…….…….. 11
5.
Приложения………………………………………………………..……......12
Введение.
История малой родины - это прошлое самого близкого и
родного для человека места. Из этого
прошлого ничего не может быть зачеркнуто
и предано забвению.
Ведь прошлое, настоящее и
будущее родного края составляют
непрерывный поток жизни всего русского народа. Его частью являемся и мы сами –
молодое поколение
XXI
века.
Не знать историю своей малой родины – значит, отделиться от своего народа,
потерять свои корни.
Я
живу в селе Круглыжи. Его история насчитывает уже 300 лет. История моего села –
это прошлое замечательной Ветлужской земли. А для меня – это, прежде всего,
история жизни моих земляков, близких и родных мне людей. Меня всегда
интересовало, как раньше жили мои односельчане: как трудились, во что верили,
где брали силы для преодоления всех бед
и
невзгод. Ответ очевиден: духовной основой жизни
русского человека всегда была вера в бога. С ней человек рождался, жил, умирал.
Христианство было распространено по всей России. Даже в самых дальних
уголках страны возводились храмы и
монастыри.
В
моём родном селе такого храма нет. Зато
есть одна достопримечательность – большой камень с памятной табличкой. На
табличке надпись: «Исток реки Ветлуги».
По решению местных властей, он был положен
на высоком красивом берегу - в
том месте, где действительно берёт
начало полноводная Ветлуга. Все жители села знают: этот камень – единственное,
что осталось от красивейшей во всей округе Знаменской церкви.
Меня
не могла не взволновать эта история. Как развивалось храмовое
строительство в моём селе? Как возводилась и какую роль в жизни села
играла самая величественная во всей округе Знаменская церковь? В чём причины её разрушения и кто в этом
виноват? Изменилась ли духовная атмосфера села после разрушения храма? Эти вопросы определили тему моей исследовательской работы.
Проблема исследования:
православная история моей малой родины.
Объект исследования:
Церковь во имя Знамения Божией Матери.
Предмет исследования:
история Знаменской церкви, её роль в жизни моих односельчан.
Цель исследования:
-
воссоздать достоверную историческую картину храмового строительства в селе
Круглыжи
-
определить роль и значимость церкви в жизни села и моих земляков
Задачи исследования:
-
обобщение и систематизация имеющихся в школьном музее материалов
о храмах села Круглыжи
-
формирование уважительного отношения к
прошлому страны, её духовному наследию
-
отработка навыков исследовательской работы.
Гипотеза
:
Знаменская церковь была основой духовной жизни моего села. Её разрушение было
актом вандализма, но оно не уничтожило веру русских людей.
Основная часть. История храмового строительства в селе Круглыжи.
2.1.
Обзор источников и методика
исследования.
Главным
источником для исследовательской работы
по данной теме были материалы
школьного краеведческого музея, полученные из Государственного архива
Кировской области. К ним относятся: выписки из «Сборника Храмозданных грамот Вятской епархии» и «Рукописной настольной
книги о церквях и духовенстве Вятской епархии»; Клировые ведомости о количестве
церквей, церковнослужителей и приходских дворов в Котельническом духовном
правлении, выписки из архивов по делопроизводству Вятской
Духовной консистории. Учениками нашей школы
прошлых лет записаны воспоминания односельчан о Знаменской церкви. Весь имеющийся в музее материал
не был систематизирован и обобщён
в единую работу.
Поэтому
основным методом исследования стал метод
анализа, сопоставления, обобщения и систематизации в хронологическом порядке
собранного ранее краеведческого
материала.
2.2.
Первые церкви села.
Первый
деревянный храм в нашем селе появился в
1712 году. В то время наше село называлось Матюги. Строительство храма шло меньше года. 10
декабря 1712 года состоялось торжественное его освящение во
имя Знамения Пресвятой Богородицы.
Поэтому и село Матюги стало именоваться Знаменским. Но через 16 лет церковь сгорела. Началось возведение новой деревянной церкви. На её строительство жители села средств
не жалели - отдавали всё, что могли, вплоть до последних медных
денег. В
1730 году построенная церковь, как и прежняя, была освящена во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Новая церковь была лучше прежней. Через 30 лет в селе появилась ещё одна
деревянная церковь, освящённая во имя Иоанна Предтечи. Как тогда называли –
холодная, то есть неотапливаемая.
Таким образом, в нашем селе величественно
возвышались две деревянные церкви: Знаменская и Предтеченская - одна
лучше другой. Все деревянные церкви строились местными мастерами по своему
умению и образцам других церквей. Владыкой Великопермским выдавались Храмозданные и благословенные грамоты на строительство и
освящение всех храмов. [Приложение 1].
2.3.
Строительство Знаменской
церкви.
К концу
XVIII
века здания церквей
обветшали. Растущему селу нужна была основательная каменная церковь. 11 февраля
1794 года Епископ Вятский преосвященный Лаврентий дал церковную грамоту на
разрешение строительства каменной церкви - во имя Знамения Божией
Матери с
приделом в честь Святого Иоанна Предтечи. [ Приложение 2]. Так началась история
первой каменной церкви Свечинской земли.
Проектированием нашей церкви занимался Филимон Меркурьевич
Росляков. Он жил в Вятке и был
губернским архитектором. Разработанный им проект и составленная смета были
одобрены Вятской Епархией. [Приложение 3].
Строительство
храма началось в 1798 году. На месте был кирпичный завод. На нём изготовляли крупные
кирпичи. Храм возводился на средства всех жителей округи. С крестьян собирали добровольную подать. Также люди делились своими сбережениями. Богатые, в числе которых были и местные
купцы, добровольно отдавали десятую часть своих доходов. У кого не было денег, давали продукты питания
строителям. Для приготовления прочного строительного раствора было
необходимо много яиц. И народ принёс
нужное количество. В каждый
кирпичик, камень был вложен огромный труд и любовь. Храмы всегда были гордостью
села. Поэтому для постройки ничего не
жалели: ни денег, ни труда.
В
1800 году строительство было окончено. В последующие годы шло интенсивное
расширение здания. К церкви была
пристроена каменная колокольня. Храм
имел холодный (не отапливаемый) и тёплый престолы. [Приложение 4]. В холодной
части клали покойников до отпевания. В теплой части молились, исповедовались,
причащались, крестили детей, венчались, совершали различные обряды и службы. В
общей сложности на строительство всех частей церкви ушло сорок лет.
Знаменская церковь
стала самым крупным строением в
округе - каменная, белая, крытая железом, крепкая. Триста метров в длину, она была видна
за 15-20 километров до села. Величественное здание отличалось, тем не менее, необыкновенной легкостью и красотой. В солнечную погоду крест ее купола ярко сверкал на солнце, как золотой. На самом
деле, он был покрашен позолоченной краской. Колокольня была высотой 60 метров, и на ней располагалось 20 колоколов разного
веса. Самый тяжёлый весил более трёх тонн. Было несколько
средних по весу колоколов и множество маленьких. Колокольный звон Знаменской
церкви был слышен за десять вёрст.
Великолепно
было и внутреннее убранство церкви. В
храме имелось множество уникальных старинных икон и предметов утвари. По народному преданию, в церкви была такая
икона, которая плакала настоящими слезами, когда к ней подходил сильно грешный человек. Всё убранство церкви приобреталось на средства местных жителей.
В 1915 году в храме служили 4 священника, 1
диакон и 4 псаломщика. Умерших служащих
хоронили рядом с церковью.
2.4.
Роль церкви в жизни села.
Больше
века Знаменская церковь была центром экономической и культурной жизни
села. В начале
XX
века в
Круглыжский приход входило 97
деревень. В них проживало более 8 тысяч человек! Жизнь всех этих людей была тесно связана с
родным храмом. К церкви относились, как к Божьему дому. Сельчане
оставляли любую работу, одевались в свои лучшие наряды и шли в церковь.
Там очищались от всего плохого в своей душе,
получали веру и надежду, испрашивали прощения. Соблюдали посты, молились дома и в церкви. В
селе помогали самым бедным, вместе отстраивали дома погорельцев, не бросали
сирот. Одним словом, жили по заповедям
божьим. Такие отношения с верой для большинства крестьян не были
показными. Они были искренними, шли от
души, потому что вера была для людей основой жизни.
На
центральной площади села, где стояла церковь, происходили ярмарки и торговли.
Особенно оживлённо было в дни религиозных праздников. Так как часть церкви была построена в честь
Иоанна Предтечи, главным престольным
праздником в Круглыжах стал Иванов день
- 7 июля. На Ивановскую съезжались из
всех деревень. Какая бы работа не была,
Иванов день - выходной. В церкви велась
торжественная служба. Проходила
ярмарка. Торговали всем: горшками, бураками, лаптями, «фистюльками», «всяким снесным».
Ставили карусель, украшенную зверюшками.
Гуляния были весёлые, дружные: пели, плясали, катались на лошадях. [
Приложение 8]. До сих пор в нашем селе
Иванов день остаётся главным праздником.
В 1885 году при Знаменской церкви
открылась школа. Это была первая
церковно-приходская школа на Свечинской земле. Она была одноклассная. В школе
обучалось около 50 учеников. Учились
только мальчики. Позднее на средства церкви для школы было построено каменное
здание. Церковно-приходская школа работала вплоть до 1918 года.
В нашей
церкви была богатая библиотека. В ней была собрана литература духовного и
«иного содержания». Фонд
церковной библиотеки составлял 1194 тома. Любой грамотный прихожанин мог взять
эти книги.
Таким
образом, Знаменская церковь собирала народ,
просвещала его, прививала любовь
к чтению. Она была главной духовной частью жизни нашего села.
2.5.
Гибель храма.
Наступил
1917 год - год революционных потрясений.
К власти пришли люди, которые объявили, что вера – это пережиток прошлого.
Власть решила построить «новый мир» - без веры, без церквей. По всей России
творилось страшное - закрывали и
разрушали храмы, монастыри. Не обошла
беда стороной и нашу церковь.
В 1929 году в Круглыжах перестали звонить
церковные колокола, проходить службы.
Знаменскую церковь закрыли.
Церковные ценности: около 12 пудов серебра и «много золота» - были изъяты. В здании церкви разместили
столовую коммуны «10-й Октябрь»,
слесарную и столярную мастерские, кузницу. В алтарях сушили зерно. В тридцатые годы церковь начали разрушать и
растаскивать на колхозное строительство.
Колокола сняли и увезли на переплавку.
Стены храма были прочные, вручную
не разбирались, их растаскивали тракторами.
К 1939 году на месте величественного архитектурного памятника посередине
села лежала груда развалин с небольшим
остатком подколокольной части.
Советская власть разрушила церковь, но не веру жителей
села в бога. Многие наши земляки
продолжали сохранять те нормы жизненного уклада, которые веками вырабатывал
православный русский народ, оберегать
извечные ценности: веру, семью. Во многих домах
сохранили иконки. В годы войны
женщины прижимали их к груди и
молили уберечь своих родных от гибели. Икона Знамения Пресвятой Богородицы из
разрушенной церкви бережно была
сохранена одной круглыжской семьёй. Затем она была передана в Никольский храм
поселка Свеча. Не забыли сельчане и религиозные праздники. Всегда отмечали
рождество, пасху, Иванов день.
Заключение. Вера и надежда.
В результате своей исследовательской работы я
пришёл к следующим выводам: больше века Знаменская церковь была основой духовной жизни моего села. Её
разрушение было чудовищным актом вандализма. Ведь было уничтожено прекраснейшее
творение рук и душ человеческих. Сейчас на том месте, где был храм, поставлен
памятный крест. Он стоит, как напоминание о нашей Знаменской церкви. Многие
односельчане воспринимают его и как укор: «Не сохранили, не сберегли».
Храмы помогают людям обрести покой, веру, стать чище и добрее,
быть терпимее в наше сложное время.
В
селе Круглыжи церкви нет. Значит,
нет той отдушины, которая дает людям силу, терпение, мудрость. Но разрушение
храма не уничтожило веру людей. Я уверен: если сохранилась вера, то жива и надежда.
Я очень
надеюсь, что когда-нибудь над нашим селом снова раздастся малиновый
звон церковных колоколов. Мои
земляки снова пойдут в храм, чтобы
молиться и набираться душевных сил.
Простые мастера, не пришлый иностранец,
Плетя свои
гирлянды и венцы,
В морозных
зорях видели румянец,
Создав
шедевр Ветлужской красоты.
И верили – церковное цветенье
Убережёт
российская зима…
Теперь
лишь в памяти осталось нам творенье
Живой
мечты, таланта и ума!
Давайте возрождать всё то, что поломали.
Давайте
возвращать всё то, что потеряли мы.
Пока в
бездушном мире мы души не сломали,
Вернёмся в
чистый мир христианской доброты! [Приложение 10]
Список источников.
Архивные
материалы:
1.
Ведомости о количестве церквей, церковнослужителей и приходских дворов в
Сарапульском и Котельническом духовных правлениях. Государственный архив
Кировской области (ГАКО), ф.237, оп.74, т.1, ед.хр. 311, л.13
2. Дело
о постройке церкви в селе Круглыжи Котельнического уезда. ГАКО, ф.237,
оп.74,т.1,ед. хр. 1074, л.1,2.
3.
Настольная книга о церквях и духовенстве Вятской епархии. ГАКО, ф.1404, оп.1,
ед. хр.5, л.308, 309.
Материалы
школьного краеведческого музея:
1. Фотоархив
музея.
Печатные
издания:
1. Круглыжи – село моё родное. Киров, 2012.
2.
Очерки истории земли Свечинской. Киров, 2003.
Устные источники
:
1. Запись воспоминаний Кулаковой Р.П., сделанная
в 1995 г.
2. Запись
воспоминаний Парфёновой С.В., сделанная в 1995 г.
3. Запись
воспоминаний Стариковой А.А., сделанная в 1996 г.
Приложения.
Аннотация
.
В
приложениях 1-4 представлены материалы
Государственного архива Кировской области. Это, прежде всего, выписки из
документов Вятской Епархии и Вятской духовной консистории. Так как записи
сделаны в рукописном виде и с использованием старых букв дореформенного
алфавита, к каждому документу прилагается перевод.
Приложение
1
Приложение
2
Дд
Приложение 3
Перевод
При
Приложение
4
Приложение
5
.
Фотографии Знаменской церкви из архива
школьного музея
Приложение
6
.
Фотография иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
Приложение
7
. Из воспоминаний Парфёновой С.В.:
« А вот церковь какая была. Она 40
лет строилась этим приходом; деньги с крестьян собирали. Был, это самое,
кирпичный завод: кирпич, значит, делали. Так она такая высокая. Даже были две:
одна была теплая, зимняя, другая холодная, летняя. Было колоколов 200 пудов
(это медных колоколов), дак я не помню, как сказать, сколько это стоило и как
поднять. Ведь это не было ни кранов, ничего. Люди поднимали на веревках. Очень
высока была церковь: звон был слышен за 15-20 километров».
Приложение 8
. Из воспоминаний
Кулаковой Р.П.:
«Летом
Ивановскую по-старому праздновали. Какая бы работа не была, Ивановская -
выходной. Все идут в церковь. Церковь была у нас знаменитая, красивая.
Приезжали из всех деревень на тарантасах. Потом гуляли весело. Люди крутили
карусель за деньги. Зверюшками украшали карусель. Торговали горшками,
фистюлечками, горшками, бураками, лаптями. Рождество, Пасху тоже справляли. И
тоже в церковь ходили».
Приложение 9
. Из воспоминаний А.А. Стариковой:
«Церковь стали растаскивать, МТС строить. Колокола сняли и
увезли. Всё, что в церкви было растащили. Много чего было – 12 пудов серебра и
золота много».
Приложение 10
. Стихотворение Е.А. Кудриной
Простые мастера, не пришлый иностранец,
Плетя
свои гирлянды и венцы,
В
морозных зорях видели румянец,
Создав
шедевр Ветлужской красоты.
И верили – церковное цветенье
Убережёт
российская зима…
Теперь
лишь в памяти осталось нам творенье
Живой
мечты, таланта и ума!
Давайте возрождать всё то, что поломали.
Давайте
возвращать всё то, что потеряли мы.
Пока
в бездушном мире мы души не сломали,
Вернёмся
в чистый мир христианской доброты!
|