Вспоминаю с любовью грустью. - Наталия Витальевна Карпикова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Краеведы Свечи
 ▫ Ступников А.А.
 ▫ Юферев Генрих Иванович
 ▫ Краеведение. Генеалогия
 ▫ Вохмянин А.Д.- мой дедушка
 ▫ Незабываемые встречи
 ▫ Колхоз `Красное Знамя`
 ▫ Деревня Вохмяки
 ▫ Слово о вятском хлебе. Конференция
 ▫ История МТС
 ▫ Трактористки
 ▫ Деревня 2е Щенники
 ▫ Знаменитые земляки
 ▫ Кавалеры ордена Славы
 ▫ Свечинцы - Герои Советского Союза
 ▫ Кавалеры ордена Ленина
 ▫ Герои Социалистического Труда- свечинцы
 ▫ Куваев О.М., писатель
 ▫ В. Малышев - наш современник
 ▫ Известные земляки
 ▫ Писатели
 ▫ Знаете ли вы, что...
 ▫ Это было, было...
 ▫ Скоро масленица!
 ▫ Свеча. Страницы истории.
 ▫ Моя Свеча
 ▫ Юмская больница. История возникновения и развития.
 ▫ Заметки краеведа
 ▫ Шагнувшие в бессмертие
 ▫ Солдаты Победы - свечинцы.75 лет Великой Победы
 ▫ Эвакогоспиталь
 ▫ Дети войны
 ▫ Поисковый отряд
 ▫ Библиотека
 ▫ Музей
 ▫ Почетные граждане поселка
 ▫ Дом детского творчества
 ▫ Священнослужители
 ▫ Школа искусств
 ▫ Свечинское РАЙПО
 ▫ Станция Свеча. Железнодорожники.
 ▫ Архив
 ▫ История Свечи в фото
 ▫ Живое слово ветерана
 ▫ Родственникам погибших воинов
 ▫ Хроника памятных дат
 ▫ Свеча-100 лет.Список литературы
 ▫ Буфет на станции Свеча
 ▫ 70-лет Великой Победы
 ▫ Электросвязь
 ▫ Дом культуры
 ▫ Профессиональное училище
 ▫ Газета. Редакция
 ▫ Военкомат
 ▫ Свечинский район. История детского туризма
 ▫ Детскому туризму -100
 ▫ Жемчужины природы
 ▫ Памятники природы
 ▫ Ацвежский пруд
 ▫ Ветлужский заказник
 ▫ Примечательные объекты
 ▫ Природа Свечинского района
 ▫ Год экологии -2017
 ▫ Тайны наших лесов. Червоткин Н.Д.
 ▫ Зима
 ▫ С Новым годом!
 ▫ Весна
 ▫ Лето!
 ▫ Осень
 ▫ Паспорт Свечинского района
 ▫ По району (фото)
 ▫ Праздник урожая
 ▫ Образование
 ▫ Сельское хозяйство
 ▫ Каменка - село, детский дом
 ▫ Памятники землякам
 ▫ Молодежь
 ▫ Сельское поселение
 ▫ Свечинский район в годы Великой Отечественной войны
 ▫ История комсомола
 ▫ Женское движение
 ▫ Доклад главы. Итоги 2016г
 ▫ Cвечинский район в 2016
 ▫ Свечинский район в 2017г.
 ▫ Свечинский район на сломе двух эпох
 ▫ 2019 год
 ▫ Свечинская средняя школа
 ▫ Учителя
 ▫ Выпускники
 ▫ Юбилей-75лет!
 ▫ Выпуск 1975 года
 ▫ Юбилей-80лет!
 ▫ Школе 85!
 ▫  Заметки по истории школы
 ▫ Детский дом
 ▫ Рядом с мастером
 ▫ Информация
 ▫ Времен связующая нить
 ▫ Свеча спортивная
 ▫ Лыжня России 2011
 ▫ Свечинский футбол
 ▫ Самбо
 ▫ Автомотоспорт
 ▫ Лучшие из лучших
 ▫ Областная спартакиада работников ПФР и Союза пенcионеров России
 ▫ На приз ОООим18Марта
 ▫ Областная спартакиада пенсионеров - май 2015
 ▫ Лыжня России-2016
 ▫ Областная спартакиада пенсионеров, июнь 2016г.
 ▫ Лыжня России-2017
 ▫ История ветеранского спорта
 ▫ Рылов Виктор.Ориентиро- вание
 ▫ Мастера спорта Свечинского района
 ▫ Свеча талантливая
 ▫ Юные поэты
 ▫ Местные поэты
 ▫ Проекты сына
 ▫ Мастеровые Свечи
 ▫ Свечинский художник В.В. Градобоев
 ▫ Свеча православная
 ▫ `Свет Свечи.` книга Казакова Д.
 ▫ Храм в поселке Свеча
 ▫ Утраченные святыни
 ▫ Сборник `Вятская деревня`
 ▫ История сел и деревень Свечинского района. Выпуск 1
 ▫ История сел и деревень Свечинского района. выпуск 2
 ▫ Сельские населенные пункты, 2016
 ▫ Ф. Рахлин. Записки без названия
 ▫ Деревни Свечинского района
 ▫ Деревня Рыбаковщина.
 ▫ Немые свидетели (на месте б.н.п.)
 ▫ д. Четвериковщина
 ▫ д. Глушки
 ▫ История заселения Свечинского района
 ▫ Деревня Альгины
 ▫ Списки домохозяйств. Деревни к югу от ж/д
 ▫ Юбилей села
 ▫ Село Круглыжи - 300 лет
 ▫ село Юма - 295 лет
 ▫ село Ацвеж - 250 лет
 ▫ село Ивановское - 165 лет. (1848г)
 ▫ село Успенское
 ▫ село Октябрьское
 ▫ село Старица
 ▫ село Федосеевское
 ▫ село Благовещенское
 ▫ Село Ильинское
 ▫ Одежда славян
 ▫ Село Каменка
 ▫ Кировская область
 ▫ город Орлов (Халтурин)
 ▫ г.Киров
 ▫ Визитная карточка Вятки
 ▫ Вятский, значит вятский
 ▫ Книга вятских родов. Автор Старостин В.А.
 ▫ Котельнич
 ▫ Архитектор Росляков
 ▫ Вятский говор
 ▫ д. Цепели Орловский район
 ▫ Энциклопедия земли Вятской. Села. Деревни
 ▫ Моя копилка
 ▫ Ольга Фокина, вологодская поэтесса
 ▫ От Вятки до Эльбы - Онохин Д.Ф.
 ▫ Ухтомский А.А. академик
 ▫ Бунин И.
 ▫ Молитва о России. Эренбург И.
 ▫ Шабалинский район Ленинская средняя школа. К 100-летию детского туризма
 ▫ выпуск 1996года
 ▫ Выпуск 1989 года
 ▫ Туристско-краеве- дческая работа в Ленинской средней школе
 ▫ Примечательные объекты




















Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Наталия Витальевна Карпикова

Папка "Село Круглыжи - 300 лет"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Без названия
Без названия
Без названия

А. Аксенова
Три года домой
Три года домой-2стр.

  Вспоминаю с любовью грустью.




                                   Вспоминаю с любовью грустью.

 

Анна Сергеевна Аксенова, по образованию учитель, член Союза писателей, автор нескольких книг для детей. Жила в Ленинграде. Незадолго до начала войны она, будучи девочкой, вместе с мамой и маленьким братом выехали на дачу… Около 3 месяцев, пересаживаясь с поезда на поезд, пытались вернуться в Ленинград. Не знали о том, что город окружен немцами, блокирован герметически. Аксеновы сошли с поезда на станции Свеча в сентябре 1941 г, так они попали в числе других эвакуированных в Круглыжи. А уехали в августе 1944 г. Без малого три года.

 «Три года домой» - так назвала свои воспоминания Анна Аксенова, воспоминания о военных годах, проведенных в Круглыжах. Повесть была опубликована в журналах «Север» №№ 2,3 1981 г. Передавая эти журналы, она написала: «Дорогим круглыжанам с любовью и грустью от круглыжанки Анны Аксеновой 27 апреля 81г»

 

Некоторые выдержки из этой повести:

 

« …Село было расположено вокруг пустой площади, образуя некий круг с этой площадью посередине, а Барановщина примыкала к селу одной длинной улицей. Получалась как бы громадная буква Р, где верхняя часть – село, а удлиненная ножка – деревня. В центре площади – сельсовет, школа- десятилетка, клуб, столовая, магазин и библиотека. А недалеко в стороне - больница с амбулаторией. В деревне же были только одни избы окнами на улицу, колхозная конюшня, ветеринарный пункт и в самом конце деревни – отнесенные в сторону молочные фермы и  ток. Вдоль деревни, за огородами текла река Ветлуга. Не очень широкая, кое-где подзаросшая кустами с заболоченной во многих местах поймой…  Еще в деревне было кладбище. Оно нисколько не пугало, как пугают обычно кладбища. Было вроде как лесочком, случайно разорвавшим одну сторону улицы… Река в этом месте делала крутую излучину, выгибаясь далеко в сторону, и кладбище не затапливало во время паводков…»

           

«…В школе занятия перенесли на октябрь. Надо было убирать урожай. Мы оставляли братишку дома одного, а сами в летних пальтишках, в единственных туфлях, под моросящим дождем, в грязи, собирали картошку. За каждые 10 собранных мешков колхоз разрешал одиннадцатый брать себе. Да еще за работу начислялись трудодни. Я еще ни с кем не подружилась и собирала картошку в обществе деревенских женщин. Им было не до меня, городской девчонки, и я была целый день одна. Всавала затемно, шла к сельсовету, глее собиралась бригада. Потом вслед за всеми шла в поле, с каждым разом все дальше и дальше. Как и все, рылась в земле, выбирая и складывая в кучки картошку. Потом ее насыпали в мешки. В сумерках возвращалась, ела столовский суп, почему-то всегда один и тот же – с крупнонарезанными листьями капусты…

Потом – уже к следующему году – я привыкла к нелегкому деревенскому труду. Вместе с местными девушками и женщинами мы теребили лен, пололи овес, выдирая из него колючий осот, гребли сено, жали, копали, окучивали… Зимой валили лес, волочили тяжелые толстые бревна, пилили их, кололи – отапливать школу…»

 

«…Везде  было битком набито эвакуированными. Некоторые, оглядевшись или списавшись со знакомыми, с родственниками, все- таки уехали отсюда. Но не стало свободнее в нашем перенаселенном селе. Сюда были эвакуированы семьи какой-то воинской части. Было много молоденьких женщин с грудными или на сносях. Были , конечно, женщины постарше. Как мы потом узнали, здесь в селе устроилась мать маршала Воронова, раза два за эти годы маршал прилетал к ней и даже выступал у нас в школе.

Возможно, сюда были эвакуированы и семьи ученых. Во всяком случае, у нас в школе какое-то время преподавала географию невестка Семенова-Тяньшанского. Запомнилось ее бледное лицо и сережки с кораллами…»

           

«…По утрам у нас в школе бывала линейка. На линейке рассказывали о новостях с фронта и важнейших событиях в стране. Радио в селе не было, а газеты приходили в сельсовет и в школу устаревшими дня на два, три, поэтому свежие сообщения узнавали из района по телефону. Кто- нибудь из учителей шел утром в сельсовет и дежурил там, ожидая сводку Совинформбюро. Если в село приезжал кто-нибудь, как сказали бы теперь, «с большой земли», его обязательно приводили в школу к нам на линейку… Выступал у нас в школе и маршал Воронов. Он был, как показалось мне тогда, очень высоким и говорил…спокойно и даже хладнокровно. Вся речь мне не запомнилась. Но поразили и поэтому запомнились, остались в памяти слова о том, что воюет вся страна, в том числе и мы, школьники, что и от нас тоже зависит наша общая победа. А ведь действительно: учеба учебой, но мы же еще и работали! И так по всей стране. Мы, деревенские ребята, собирали урожай, работая до глубокой осени, время занятий отодвигалось до октября, а то и до середины ноября. Ходили на лесозаготовки, утопая в рыхлом снегу, пилили вручную толстенные деревья, набивая кровавые мозоли, обрубали упрямые сучья, потом волоком тащили деревья к дороге, глее дряхлая колхозная лошаденка, понукаемая, подпираемая со всех сторон, везла их в село.»

 

«…Сушили дома в печах картофель для фронта, хотя сами его ели не досыта. Вязали теплые шерстяные носки, хотя сами обматывали ноги простым тряпьем. Вязали рукавицы с двумя пальцами, чтоб боец мог стрелять, не снимая их, а сами прятали зимой руки за пазухой. В школе и в сельсовете – везде, где только было можно, - висели, взывая к нам лозунги: «Все для фронта! Все для победы!». И мы собирали посылки с простенькими гостинцами: набитый махоркой кисет с вышитыми на нем словами «Бей крепче фашистов, дорогой боец!» да десяток печенюшек из овсяной муки, которые одним хороши: твердые как камень, их можно было сосать часами, ощущая во рту вкус хлеба. Мы искренне верили, что наши подарки и письма принесут радость там, на фронте. И они приносили: ведь мы часто получали ответы со словами благодарности, с пожеланиями отлично учиться и слушаться учителей… И как тут не вспомнить учительниц военных лет! В самые тяжелые, самые опасные для Родины дни они не раскисали, были приветливы и бодры. Что бы лично с ними не происходило, они шли в классы делать свое дело – учить нас. Могли ли мы, глядя на них, сомневаться в нашей победе? И мы не только сами верили, мы знали, что должны вселять эту веру в других… Мы сидели на уроках в верхней одежде, а учительницы позволяли себе лишь накинуть теплый платок на плечи. А ведь мерзли даже чернила в чернильницах, и приходилось их отогревать своим дыханием. Не хватало дров отапливать школу в две смены, потому что не хватало наших сил заготавливать столько дров на длинную зиму, тем более, что дрова нужны были и фермам, и хлебопекарне, и столовой, и больнице, и библиотеке, и престарелым колхозникам, оставшимся без помощи близких.»

           

«…У нас и огород был – для эвакуированных отвели большой пустырь за почтой и получали кое-что по трудодням, а не хватало. Только на огороде начнет появляться ботва моркови, свеклы, а мы уже варим из этих травок рагу. И до чего же оно было вкусное. Маме, чтобы накормить нас, приходилось все время что-то изобретать: она пекла лепешки пополам с клевером – и это было так вкусно, хотя всегда мало! Варила кашу из целых зерен ржи. (После уборки урожая младшие классы собирали на полях колоски. Каждый колосок нужен был колхозу. Какая-то часть выдавалась сборщикам за работу. С законной гордостью брат приносил свою долю домой. Позднее, после сбора колосков, можно было ходить по сжатому полю и искать оставшиеся. Сегодня принесешь горсть, завтра, а там, глядишь, высушит их мама, выколотит вальком, провеет на ветру и сварит кашу. Рассыпчатую, ароматную. Не ела я никогда каш вкуснее.)…

…Сера -  это обыкновенная смола сосны или ели. Вначале ее долго жевали, без конца сплевывая, потому что она страшно горькая. Постепенно горечь выходила и оставалась просто жвачка. Жвачку жевали чуть не весь день. Кто находил чужую жвачку, оставленную где-нибудь на подоконнике, нимало не смущаясь – чья она – брал себе… Сера эта, помимо прочего, выручала, когда уж очень хотелось есть».

           

«…Мы – старшеклассники и учителя – ставили в клубе пьесы из фронтовой жизни…Кроме пьес, мы также устраивали и концерты. Стараясь разнообразить программу, мы каждый раз придумывали новые номера, новые частушки.»

           

«…Вспоминаются зимние вечера. Именно зимние,- летние до самого сна проходили вне избы: с работы колхозной только к ночи возвращались, а то огород пололи. А зимние, те – долгие, темные. В щель между бревнами вставлена длиннущая березовая лучина. Она потрескивает и горит очень ярко, освещая все углы нашего дома. Но ее часто надо менять, она быстро сгорает. От лучины в избе сладковатый дух, и хоть горит она почти бездымно, все-таки постепенно начинает першить в горле. Поэтому лучиной пользовались не часто – когда нужен был большой свет. И это было вроде праздника. После лучины наш обычный фитилек в пузырьке с льняным маслом казался особенно жалким, слабеньким. Углы избы сразу темнели, только светилась середина стола, за которым сидели все мы. Нет, нехорошо я сказала о нашем фитильке. Он изо всех сил старался дать нам свет. Виноват ли он, что силенок было мало? При его тихом свете мы читали, учились, умнели. Писали между строк в старых книгах, заменяющих нам тетради. Вот уж работы было нашим учителям – проверять задания! Лишь для контрольных работ полагалось нам по чистому листу, из привозимых по строгому счету из района.»

           

«…Было так странно, что люди одной национальности, русские, одни и те же вещи называют по- разному и при этом не понимают друг друга. Лопатина, например, означала одежду. Разоблакайся – раздевайся. Много чего, сейчас и не вспомнить. Интересно, что «ухажер», «ухажерка» имели много синонимов: дроля, матаня, залетка, ягодинка.

                    Ты залеточка, залеточка,

                    Веселые глаза,

                    За твои глаза веселые

                    Наплакалася я.

                                                           Не хвалися, что отбила,

                                                           Не хвались, что увела,

                                                           Сколько звездочек на небе,

                                                           Столько дролей у меня.

Частушки вообще поразили меня, точно были открытием. Здесь почему-то не пели песен –ни современных, ни старых, только частушки. Они мне не очень нравились – не всегда, на мой вкус, звучали благозвучно, грамотно, но в то же время было любопытно, что на такой маленькой площади успевается сказать так много. В селе то и дело шли провожания: молодые мужики и парни уходили на войну. И на каждых проводах, когда в последний раз гуляли по селу подвыпившие новобранцы, звучала под гармошку зловещая, с надрывом частушка:                    Во солдатушки, ребятушки,

                                     Дорога широка.

                                     Она сахаром усыпана,

                                      Слезами полита.

Похоже, это была старинная частушка, петая издавна. Но были и совсем новые:

                                        Ты не плачь, моя матаня,

                                        Жди письма с передовой,

                                        Или буду весь в медалях,

                                        Иль погибну как герой.»

«…Некоторые приезжали на побывки после ранения, а некоторые насовсем…Появились безрукие, безногие, слепые. Но их как-то не было видно, они прятались по домам, они еще стеснялись своего увечья. А на их жен с завистью смотрели не только те, кому уже некого было ждать, но и –с боязнью, как бы не сглазить свое счастье – каждая, чей муж был жив, не изувечен, но пока еще оставался на фронте, где в любой момент, может быть, вот в этот самый, неслась в него его смертушка.  Все смешалось в это время –радость и страх, боль и любовь, хлеб и долг, единое и общее. Сейчас, когда теряли жизнь миллионы, жизнь каждого в отдельности приобрела неизмеримую ценность для других. Все смешалось и стало тем особым настроением. Тем особым подъемом духа, который есть наивысшее состояние любви к Родине».

 

«…Жизнь была суровая, порой нестерпимо горькая, но было в ней и много светлых моментов – ведь это была жизнь».

 

           

           

 

 

 

                                                                     Материал подготовила Краева Н.В.

                                                                   Использованы журналы «Север» № 2 и3 1981 гг

 


Автор: Н.В. Краева
Источник: краеведческий музей Круглыжской школы
Тэги: СвечаВеликаяОтечественнаявойнаЭвакуированныеизблокадного Ленинграда



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу


































 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/