Свет Свечи. Казаков Д.Н. - Наталия Витальевна Карпикова
https://proshkolu.info/


Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?
http://proshkolu.info/

  О портале   Реклама   ТОП-100 школ   ТОП-100 участников   Рейтинги `Источника знаний`  

http://totaltest.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50 (edited)

https://ginger-cat.ru?from=proshkolu

https://diso.ru/?promo=proshkolu&utm_source=site&utm_medium=proshkolu&utm_campaign=250x50

https://mogu-pisat.ru/kurs/uchitel/?SECTION_ID=&ELEMENT_ID=1759325



ГЛАВНАЯ

ВСЕ ШКОЛЫ

НА КАРТЕ

КЛУБЫ

КОНКУРСЫ

БИБЛИОТЕКА

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ПОМОЩЬ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Краеведы Свечи
 ▫ Ступников А.А.
 ▫ Юферев Генрих Иванович
 ▫ Краеведение. Генеалогия
 ▫ Вохмянин А.Д.- мой дедушка
 ▫ Незабываемые встречи
 ▫ Колхоз `Красное Знамя`
 ▫ Деревня Вохмяки
 ▫ Слово о вятском хлебе. Конференция
 ▫ История МТС
 ▫ Трактористки
 ▫ Деревня 2е Щенники
 ▫ Знаменитые земляки
 ▫ Кавалеры ордена Славы
 ▫ Свечинцы - Герои Советского Союза
 ▫ Кавалеры ордена Ленина
 ▫ Герои Социалистического Труда- свечинцы
 ▫ Куваев О.М., писатель
 ▫ В. Малышев - наш современник
 ▫ Известные земляки
 ▫ Писатели
 ▫ Знаете ли вы, что...
 ▫ Это было, было...
 ▫ Скоро масленица!
 ▫ Свеча. Страницы истории.
 ▫ Моя Свеча
 ▫ Юмская больница. История возникновения и развития.
 ▫ Заметки краеведа
 ▫ Шагнувшие в бессмертие
 ▫ Солдаты Победы - свечинцы.75 лет Великой Победы
 ▫ Эвакогоспиталь
 ▫ Дети войны
 ▫ Поисковый отряд
 ▫ Библиотека
 ▫ Музей
 ▫ Почетные граждане поселка
 ▫ Дом детского творчества
 ▫ Священнослужители
 ▫ Школа искусств
 ▫ Свечинское РАЙПО
 ▫ Станция Свеча. Железнодорожники.
 ▫ Архив
 ▫ История Свечи в фото
 ▫ Живое слово ветерана
 ▫ Родственникам погибших воинов
 ▫ Хроника памятных дат
 ▫ Свеча-100 лет.Список литературы
 ▫ Буфет на станции Свеча
 ▫ 70-лет Великой Победы
 ▫ Электросвязь
 ▫ Дом культуры
 ▫ Профессиональное училище
 ▫ Газета. Редакция
 ▫ Военкомат
 ▫ Свечинский район. История детского туризма
 ▫ Детскому туризму -100
 ▫ Жемчужины природы
 ▫ Памятники природы
 ▫ Ацвежский пруд
 ▫ Ветлужский заказник
 ▫ Примечательные объекты
 ▫ Природа Свечинского района
 ▫ Год экологии -2017
 ▫ Тайны наших лесов. Червоткин Н.Д.
 ▫ Зима
 ▫ С Новым годом!
 ▫ Весна
 ▫ Лето!
 ▫ Осень
 ▫ Паспорт Свечинского района
 ▫ По району (фото)
 ▫ Праздник урожая
 ▫ Образование
 ▫ Сельское хозяйство
 ▫ Каменка - село, детский дом
 ▫ Памятники землякам
 ▫ Молодежь
 ▫ Сельское поселение
 ▫ Свечинский район в годы Великой Отечественной войны
 ▫ История комсомола
 ▫ Женское движение
 ▫ Доклад главы. Итоги 2016г
 ▫ Cвечинский район в 2016
 ▫ Свечинский район в 2017г.
 ▫ Свечинский район на сломе двух эпох
 ▫ 2019 год
 ▫ Свечинская средняя школа
 ▫ Учителя
 ▫ Выпускники
 ▫ Юбилей-75лет!
 ▫ Выпуск 1975 года
 ▫ Юбилей-80лет!
 ▫ Школе 85!
 ▫  Заметки по истории школы
 ▫ Детский дом
 ▫ Рядом с мастером
 ▫ Информация
 ▫ Времен связующая нить
 ▫ Свеча спортивная
 ▫ Лыжня России 2011
 ▫ Свечинский футбол
 ▫ Самбо
 ▫ Автомотоспорт
 ▫ Лучшие из лучших
 ▫ Областная спартакиада работников ПФР и Союза пенcионеров России
 ▫ На приз ОООим18Марта
 ▫ Областная спартакиада пенсионеров - май 2015
 ▫ Лыжня России-2016
 ▫ Областная спартакиада пенсионеров, июнь 2016г.
 ▫ Лыжня России-2017
 ▫ История ветеранского спорта
 ▫ Рылов Виктор.Ориентиро- вание
 ▫ Мастера спорта Свечинского района
 ▫ Свеча талантливая
 ▫ Юные поэты
 ▫ Местные поэты
 ▫ Проекты сына
 ▫ Мастеровые Свечи
 ▫ Свечинский художник В.В. Градобоев
 ▫ Свеча православная
 ▫ `Свет Свечи.` книга Казакова Д.
 ▫ Храм в поселке Свеча
 ▫ Утраченные святыни
 ▫ Сборник `Вятская деревня`
 ▫ История сел и деревень Свечинского района. Выпуск 1
 ▫ История сел и деревень Свечинского района. выпуск 2
 ▫ Сельские населенные пункты, 2016
 ▫ Ф. Рахлин. Записки без названия
 ▫ Деревни Свечинского района
 ▫ Деревня Рыбаковщина.
 ▫ Немые свидетели (на месте б.н.п.)
 ▫ д. Четвериковщина
 ▫ д. Глушки
 ▫ История заселения Свечинского района
 ▫ Деревня Альгины
 ▫ Списки домохозяйств. Деревни к югу от ж/д
 ▫ Юбилей села
 ▫ Село Круглыжи - 300 лет
 ▫ село Юма - 295 лет
 ▫ село Ацвеж - 250 лет
 ▫ село Ивановское - 165 лет. (1848г)
 ▫ село Успенское
 ▫ село Октябрьское
 ▫ село Старица
 ▫ село Федосеевское
 ▫ село Благовещенское
 ▫ Село Ильинское
 ▫ Одежда славян
 ▫ Село Каменка
 ▫ Кировская область
 ▫ город Орлов (Халтурин)
 ▫ г.Киров
 ▫ Визитная карточка Вятки
 ▫ Вятский, значит вятский
 ▫ Книга вятских родов. Автор Старостин В.А.
 ▫ Котельнич
 ▫ Архитектор Росляков
 ▫ Вятский говор
 ▫ д. Цепели Орловский район
 ▫ Энциклопедия земли Вятской. Села. Деревни
 ▫ Моя копилка
 ▫ Ольга Фокина, вологодская поэтесса
 ▫ От Вятки до Эльбы - Онохин Д.Ф.
 ▫ Ухтомский А.А. академик
 ▫ Бунин И.
 ▫ Молитва о России. Эренбург И.
 ▫ Шабалинский район Ленинская средняя школа. К 100-летию детского туризма
 ▫ выпуск 1996года
 ▫ Выпуск 1989 года
 ▫ Туристско-краеве- дческая работа в Ленинской средней школе
 ▫ Примечательные объекты




















Конкурсы


Конкурсы не выбраны









Наталия Витальевна Карпикова

Папка "`Свет Свечи.` книга Казакова Д."



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Свет Свечи. Казаков Д.Н.

Свет Свечи. Казаков Д.Н.
Свет Свечи. Казаков Д.Н.
Свет Свечи. Казаков Д.Н.Источники.Литература

 Свет Свечи. Казаков Д.Н.




Из книги Казакова  Д. Н. «Cвет Свечи». 

Часть первая. Из истории Православия на Свечинской земле.

2. Первые храмы  

              

  Достоверно известно, что  первый деревянный храм на Свечинской земле появился в 1712 году в местечке, расположенном в междуречье Ветлуги и Матюга в селении Матюги, известном позднее, как село Круглыжи. Строительство храма шло с весны 1711 г.и было завершено к зиме 1712 года. Храмозданная грамота на учреждение прихода и постройку первой деревянной церкви в округе была выдана Владыкой Великопермским; Вятская земля тогда относилась, как известно, к Велико-Пермской епархии. Торжественное освящение храма состоялось 10 декабря 1712 г. в христианский праздник Знамения Пресвятой Богородицы. На праздник собрался люд со всех окрестных деревень. Освященный храм стал называться Знаменской Богородицей, а поселение, в котором он возник – селом Знаменским. Правда, как это часто бывало, церковное название села не прижилось и оно по-прежнему звалось в народе Матюгами, а потом появилось нынешнее название Круглыжи 27 По одному народному преданию, вокруг села были лужи, от этого де и произошло название Круглыжи, согласно другому название села происходит от слова «круглыш» - круглый стог сена 28..

   7 января 1728 г. первая церковь в Матюгах сгорела. Вятская духовная консистория разрешила построить в селе новый деревянный храм. Он  был сооружен в 1730 году, как говорят, - еще лучше прежнего.    Этот храм простоял долго и сгорел в октябре 1818 года29  ..           В 1762 г.епархиальное начальство дало разрешение на постройку в селе еще одной церкви, на этот раз холодной ( неотапливаемой) в честь Иоанна Предтечи30.. Таким образом, в конце XVIII  века в Круглыжах стояло 2 деревянные церкви – Знаменская и Предтеченская.

 

            В 1717 г. было основано село Юма на месте Юмских починков. По храмозданной грамоте преосвященного Дионисия епископа Вятского и Слободского здесь в 1719 году была построена и освящена первая церковь в честь Николая Чудотворца 31. С тех пор престольным праздником стал (да и остается по сей день в сознании верующих) Николин день, так же как в Круглыжах – Иванов день, т.е. день Иоанна Предтечи.

            Всего за столетие в Юме сменилось 5 деревянных храмов. Первая церковь сгорела 24 декабря 1723 г. В 1727 г. сгорела и вторая деревянная церковь, построенная и освященная в том же году. Вновь строится деревянный храм из дерева. К 1769 г. он обветшал и был заменен новой Покровской деревянной церковью. Старую церковь разобрали в 1770 г. и построили еще одну церковь, видимо, холодную 32 В конце XVIII века в Юме, также как и в Круглыжах, стояло 2 деревянные церкви – Николаевская и Покровская, но и они уже не вмещали резко возросшее число прихожан, особенно в дни больших праздников..

            В 1763 году на Свечинской земле был открыт третий приход, в селе Ацвеж, точнее говоря, в расположенной на его месте деревне Лодейной над речкой Малой Юмой, которая протекала между нынешней деревней Сараи и селом   Ацвеж; в самой деревне стояло только два двора и она была передана священослужителям.  В новый приход были выделены деревни соседних Юмского и Екатерининского приходов Котельничского уезда. Первая деревянная церковь была освящена в честь святого Димитрия Ростовского. Стояла она на пригорке между двух речек 33..

             Сохранилось народное предание, когда утверждали приход и были, соответственно, некоторые территориальные споры с соседями, решили спор уладить этаким пари – назначить крестный ход из Ацвежского и Екатерининского приходов навстречу друг другу и где он встретится, там и будет граница нового прихода. В указанное время из обоих приходов вышли верующие со святынями; встреча их, как гласит предание, произошла у деревни Несветаевской, которая отошла к новому приходу, а на месте памятной встречи была построена часовня 34..

            А теперь попытаемся представить, как же могли выглядеть первые свечинские храмы. Изображений их не сохранилось, но, оказывается, представить, какими они могли быть, не такое уж трудное дело, ведь на Вятке существовал только один тип деревянных церквей — клетские. На севере области строили еще шатровые храмы, но они не получили широкого распространения, и уже в середине XVII века были запрещены Церковью. Плотники русского севера, конечно, не видели ни каменных византийских храмов, ни храмов времен Древней Руси, поэтому свой поиск конструктивного решения православного храма они начали с самого простого, с того, что было перед глазами: с рубленой клети, которая была основой и деревенского дома, и хором знатного человека, и часовни. Так появился 3-х частный тип клетской церкви, получивший наибольшее распространение и ставший образцом для постройки многих и многих церквей: основная, более крупная и высокая клеть (молельный зал); прирубленная к ней с западной стороны вторая клеть (притвор, трапезная); третья клеть, прирубленная с востока (алтарь). Правда, в начале, третья клеть имела прямоугольную форму, наиболее простую для срубов. И только позднее, когда форма этой части деревянной церкви стала копироваться с круглых алтарей каменных храмов, она изменилась на пятистенную, восьмигранную, наиболее близкую к кругу. «Круглый» прируб стал признаком принадлежности к церкви. Примерно такими были первые храмы в Круглыже, Ацвеже и Юме: 3-срубные, приземистые, с волоковыми окнами, с бревенчатыми охлупенями (коньками) на крышах. Службу в них старались проводить чаще всего в летнее время года 35..

            Со временем менялся облик деревянных церквей. Наверное, в свое время в Круглыже или Юме это можно было видеть и сравнивать по двум церквям, поставленным в разные годы. Появились кирпичные печи с дымовыми трубами, округлые алтари, расширились окна. Одним из средств «преукрашения» мастера считали повышение высоты храмов. Сруб основной церкви постепенно приобретал квадратный план со стороной от 3 до 6 сажен и высоту до 25 сажен и при этом перекрывался на 4 ската «колпаком» или «шатром». С ростом численности прихожан менялись размеры трапезной: она становится шире даже основной церкви. В ней и ставились «черные печи». После окончания топки и выпуска дыма через волоковые окна, открывали двери в основное помещение и нагревали его за счет теплого воздуха из трапезной. Колокольни при русских церквях появились гораздо позднее; даже в середине  XVIII  столетия многие церкви ставили без звонниц, а прихожан собирали к службе ударами в «било», или колокола вешали на деревянные столбы под кровлей. Скорее всего, и над свечинскими селами колокольный звон зазвучал впервые только в конце  XVIII  века, когда на этой земле была построена первая каменная церковь с колокольней.

            Деревянные храмы позднейшего времени, хотя и сохраняли в своей основе принцип постройки клетского типа, ставились уже на фундаменте, у них имелись более увеличенные окна, наружная обшивка и железная кровля. Внутри эти церквушечки были оштукатурены и покрашены. Все это резко отличало деревянные храмы второй половины  XIX  века от храмов, например,  XVIII  века, а храмам в каменном исполнении они мало в чем уступали как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству.

            Только в самом конце  XVIII  века на Свечинской земле началось возведение добротных каменных храмов, хотя в остальных уголках Вятской земли каменное церковное строительство было начато на 20-30 лет раньше. Как раз в это время в России наблюдается новый подъем каменного строительства, запрещенного в свое время Петром  везде, кроме Петербурга, и возобновившегося с воцарением Елизаветы Петровны. При этой царице число каменных храмов, в т. ч. и на Вятке, увеличивалось с каждым десятилетием. 70 процентов деревянных храмов заменилось каменными. Пик «церковного строительства» пришелся на 1770 годы, в которые только в Вятской губернии было построено или начато сооружение более 30 каменных храмов 36

             На Свечинской земле первый подобный храм был построен в селе Матюги-Круглыжи. Храмозданная грамота на его постройку за № 217 была выдана епископом Вятским и Слободским преосвященным Лаврентием 11 февраля 1794 г. Строительство началось местными зодчими только в 1798 г. и было закончено  к концу 1800 г. В последующие годы церковь в Круглыжах была значительно расширена за счет приделов. Эта работа затянулась до 20х годов XIX    века 37

            Хотелось бы сказать несколько слов о том, как в те времена производилось строительство каменных храмов, заимствуя в качестве примеров некоторые факты из истории других районов Вятской земли.

            Большинство сельских храмов сооружалось «тщанием всех прихожан» — на их средства и, зачастую, их трудом. В редких случаях храмы воздвигались на средства отдельных особ, например, разбогатевших крестьян, но их средств хватало на строительство лишь деревянных церквей. Так, деревянная церковь с. Федосеевского была построена в 1901 г на капитал, пожертвованный умершим священником села Юмы Феодором Агафонниковым в сумме 500 р., на добровольные пожертвования сторонних лиц и прихожан 38.. Вера в Господа была неотъемлемой частью быта крестьян. Тамбовский архимандрит Феодор Поздеевский в 1905 году писал, что, может быть, только в простом народе не утрачена еще живая вера во Христа и что в среде деревенских прихожан выпускник семинарии завершает свое духовное образование, получая здесь то, чего ему недоставало в учебном заведении: «по крайней мере, в деревне нередко паства намного выше духовно, чем её молодой пастырь».

            Чаще всего решение о постройке в селе каменного храма принималось «всем миром» на сельском сходе или на приходском собрании. Составлялся «общезаручной приговор» вместе с соответствующим «доношением» (прошением), направлявшийся затем правящему архиерею для получения «храмозданной грамоты». На собрании выдвигался «выборный», который должен был доставить это «доношение» архиерею в Вятку. Ему же поручалась вся организация строительства: денежные дела, прием материалов, наем подрядчика (мастера), досмотр за работами («ходить и наблюдать ежедневно»). Выборной имел право «мирских людей во всем наряжать», но он обязан был решать все вопросы совместно с причтом и церковным старостой, что получалось порой не всегда мирно — староста и священники действовали иногда по-своему усмотрению, не считаясь с выборным и мастером.

            Разумеется, архиерей, несмотря на всю полноту власти, принимал подобные решения не от своего имени, для этого он сам должен был получить разрешение Святейшего Синода и даже Его Величества; без особого разрешения Синода не дозволялось даже ставить престолы в церквях, не говоря уж о том, чтобы строить и освящать сами церкви. Синод же сообщал точную дату установки «святых престолов» и даже их размеры. Об освящении вновь построенной церкви требовалось «просить особым доношением» архиерея.

            После того, как «выборный» возвращался с победным видом в родное село, начинали искать «подрядчика» — мастера. Наем подрядчика часто зависел от его репутации, красоты и прочности созданных им ранее построек.  Как правило, заказчики в лице прихожан и подрядчик заключали договор (по-нашему — контракт) на постройку церкви, которую подрядчик собирался вести чаще всего  «своими работными людьми». В подобных договорах почти всегда предусматривалось строительство из уже готовых материалов, о которых обязаны были позаботиться сами заказчики. То же касалось и строительного инвентаря. Часто строительный кирпич вырабатывался и обжигался в специально вырытой большой яме. Иногда церковный кирпич вырабатывался и хранился в специально построенном сарае. Любили наши предки порядок!

            Изготавливался кирпич, как правило, по подряду. Сами каменщики обязывались этот кирпич напрасно не тратить и не разбивать, содержать его в кладке в чистоте и беречь при непогоде. Необходимые плотничьи работы (кружала, леса и «вымостки»), а также побелку стен, устройства печей в трапезной, настил полов, подъем и установку крестов на церковные главы мастера брали на себя и дополнительной платы за это не требовали. С подрядчика бралось обязательство «самому не пьянствовать, и работных людей от пьянства удерживать, не чинить «озорства», «частых гулянок» и т. п.

            Мастер гарантировал прочность и нерушимость возведенного им здания, бесплатное исправление допущенных ошибок в течение первых 3 лет за свой счет. Места под церкви и колокольни выбирались высокие, как правило, вблизи оживленных дорог или на высоком берегу реки, с тем расчетом, чтобы купола с крестами были бы заметны издалека; свидетельством тому до сих пор служат уцелевшие храмы в некоторых свечинских селах. 

            Как правило, строились храмы на общенародные средства: люди делились своими сбережениями, давали, кто, сколько мог, хотя бы по рублю. Например,  на постройку каменной церкви в с. Круглыжи собиралась подать с крестьян 39 Она собиралась деньгами, хлебом, продуктами питания — всем, кто, что мог дать. У кого не имелось денег, отдавали продукты питания, вплоть до яиц. Один из старожилов села Красноярского Лебяжского района рассказывал мне, в свою очередь, услышанную им от родителей и бабушек легенду о том, что Красноярская церковь была построена полностью из яиц. «И откудов тогда столько яиц взяли?», — удивлялась старушка. Все это может говорить только о высоком качестве строительства того времени. И может быть, благодаря этому, каждое церковное здание отличалось от другого каким-то особенным своеобразием и красотой, присущими лишь ему. По состоянию церковного здания судили о богатстве прихода. Каждая церковь была «лицом» своего прихода.

            Поэтому храмы всегда являлись гордостью прихожан, и они ничего не жалели для постройки, ни средств, ни своего посильного труда. Помогая возводить на века вперед церковные стены, они вкладывали в них как бы частичку себя. Не случайно архитектурное искусство кто-то метко окрестил «застывшей музыкой поколений». Тому есть много интересных примеров. Упоминавшийся красноярский старожил поведал мне удивительный рассказ о том, как возводили последнюю церковь в Красноярском. На постройке её участвовали практически все поселяне; выстроившись цепью, все от мала до велика, от разрушенной старой церкви до строящейся церкви, передавали по рукам друг другу кирпич. Благодаря такому организованному методу он оказывался на стройке быстрее, чем если бы его доставляли вручную. На строительстве церкви в с. Байса Уржумского уезда также работали все жители села и ближних деревень. Каждый взрослый человек обязан был отработать на стройке определенное количество дней, помогали и дети. Правда, здесь кирпич не был, видимо, заготовлен заранее, и прихожане везли его из разных мест на своих лошадях. Затем строительный материал вручную поднимали наверх по винтообразной лестнице 40.. Строительный сезон длился обычно с конца апреля-начала мая до наступления осенних холодов. Подрядчика обязывали «до окончания вселетняго времени никуда из села не отлучаться» и «работать с поспешностью».

            Во время строительства новой церкви священнослужение совершалось обычно в старой церкви, а если таковой не имелось (деревянные церкви часто горели), то его предписывалось совершать во временной часовне или, в крайнем случае, в церкви соседнего прихода.

            В XVIII веке каждый строящийся храм копировался  с какого-нибудь образца, ранее построенной церкви. Традиция ориентировать зодчего при сооружении храма на какой-нибудь образец идет еще со времени средневековья, а в Вятском крае существовала вплоть до XIX    столетия. Исполнение нехитрого «проектного» рисунка было под силу многим священнослужителям и мастерам-строителям. Скорее всего, они изучали и как умели зарисовывали полюбившуюся церковь и её основные детали по требованиям своих нанимателей. К примеру, в селе Лебяжье они обязывались «оную… зделать наподобие села Истобенского Николаевской церкви во всем непременно» 41..

            Сколько получал мастер за свою работу? Известно, что мастер Кошкин получил за свою работу в слободе Кукарке на строительстве Покровской церкви в 1780 г. 97 рублей 50 копеек, из чего 80 рублей ушло его немногочисленным помощникам  — 3 каменщикам, водовозу, старику «кой из творила накладывал на лотки известку», и 5 малолеткам, носившим кирпич, со включением им пропитания. Таким образом, чистый заработок мастера за сезон составил всего лишь 17 рублей 50 копеек 42

       После того, как церковь практически достраивалась, на ее купола возводили кресты, которые в солнечную погоду ярко горели на солнце как золотые, но они были не золотые, а всего лишь позолоченные. Красились купола, что интересно, чаще в один цвет: зеленый.

            Всё оформление интерьера церкви — иконы, статуэтки, фрески — выполнялось местными мастерами.   Колокола чаще всего для церквей дарились (жертвовались) или покупались. Дарились и покупались они в основном зажиточными людьми.  В старину существовала в среде зажиточных людей такая прекрасная традиция, как пожертвования на Церковь. Считалось непременным из вырученного капитала десятую часть отдать Церкви - а там и Бог не забудет жертвователя. Традиция эта шла с древних времен, еще со времени установления христианства на Руси. Пришла она и на Вятскую землю, пустила здесь прочные корни. Наиболее состоятельные люди строили даже целые храмы, как правило, из числа уроженцев здешних мест, которые уехали в большие города и нажили там большие капиталы.

            После своей постройки церковь достраивалась и приукрашалась и в последующее время, содержалась в порядке денно и нощно, подкрашивалась её кровля, ремонтировалась ограда вокруг неё. Об этом заботился и причт, и прихожане, и местная власть в лице земского начальника или управы.

             Первый каменный храм в Круглыжах вышел на славу, поражая своей архитектурой. По словам современника, « в воды реки Матюг смотрелось красивейшее сооружение с самой высокой в округе колокольней» 43..  Величественная Круглыжская церковь имела много общего по своему архитектурному стилю и отделке с храмом села Пасегово, сохранившегося до нашего времени, и другими храмами, расположенными вблизи города Вятки 44.. Она стала одним из последних храмов, созданных в народном стиле. Как известно, 11 ноября 1777 г. Вятская духовная Консистория издала указ о запрещении строить церкви и колокольни без «проектов архитекторских». Отныне все храмы стали возводиться только под архитекторским надзором и только по архитекторским проектам 45..

             «Клировая ведомость Круглыжской церкви» за 1915 год сообщала: «…зданием каменная, крыта железом с отдельной колокольней, соединена коридором. Крепка. Колокольня и коридор каменные же и крыты железом

  Престолов 3: главный в холодном храме в честь Знамения Божией Матери; в приделе теплой церкви правый во имя Рождества Иоанна Крестителя и левый во имя святителя Модеста архиепископа Иерусалимского.

Утварью достаточна» 46

 

             Пожилая жительница села Круглыжи так вспоминала о своем приходском храме : « А вот церковь какая была. Она 40 лет строилась этим приходом; деньги с крестьян собирали. Был, это самое, кирпичный завод: кирпич, значит, делали. Так она такая высокая. Даже были две: одна была теплая, зимняя, другая холодная, летняя. Было колоколов 200 пудов (это медных колоколов), дак я не помню, как сказать, сколько это стоило и как поднять. Ведь это не было ни кранов, ниче. Люди поднимали на веревках. Я вот не помню, сколь эта церковь была высока. Очень высока была церковь: звон был слышен за 10 километров. Мама была у Суворовых (деревня была такая) так вот она рассказывает, что было слышно. Мати говорит : «зазвонит – так и слышно. 10 километров было слышно звон…В алтаре там все было позолочено» 47..

             К этому остается добавить, что высота церкви составляла 60 м, а на высоченной колокольне в начале XX века висело 20 колоколов разного размера. Самый большой колокол весил 210 пудов48.. Великолепно было и внутреннее убранство церкви. К 1917 году в храме имелось множество уникальных старинных икон и предметов утвари, позднее безжалостно уничтоженных и разворованных. К примеру, по народному преданию, в церкви была такая икона, когда к ней подходил на исповеди сильно грешный человек, она плакала настоящими слезами 49

           

В 1792 году была выдана храмозданная грамота на постройку каменного храма в честь 3 Святителей в селе Ацвеж. Его строительство было закончено в начале XIX века. В 1819 году к храму была пристроена колокольня в одной связи с ним 50

            В XVIII столетии при первых церквях стали заводиться первые церковные документы – описи церковного имущества, метрические книги и исповедные росписи, в большинстве своем сохранившиеся до нашего времени. Самые первые из них датируются концом 1770-х годов: в 1777 г. заводятся исповедные росписи в Юмском приходе, в 1779 г. метрические книги в Ацвежском приходе, в 1780 году в Юмском приходе заводятся метрические книги. В 1784 году актовые книги были заведены в Круглыжском приходе 51.. Если обратиться к этим документам, можно узнать о всех сторонах духовной жизни тех лет – о священстве, о требах, о числе населения в каждом приходе и даже о том, какие болезни были распространены в то время.

            Каменное церковное строительство на Свечинской земле началось в обстановке больших перемен, произошедших в жизни этого уголка Вятской земли.  По реформе, проведенной Екатериной  II  в 1775 г., на территории Вятского края в 1780 г. было образовано Вятское наместничество с центром в Хлынове-Вятке. По указу сената 13 декабря 1796 г. Вятское наместничество было преобразовано в Вятскую губернию с 11 уездами. Свечинская земля вошла в состав Котельничского уезда, к которому административно относилась, впрочем, и раньше, была поделена на 4 волости 52.. В церковном плане первые свечинские приходы также были причислены к Котельничскому церковному округу, войдя в состав его благочиний. Так приход села Круглыжи вошел в 4й благочинный округ с центром в селе Даровском 53..

            К этому времени должность благочинного существовала уже около 80 лет, введенная Петром I. Благочинные - временные управляющие церковным округом, назначаемые только архиереем,- заменили прежних  выборных «поповских старост», выполнявших финансовые задания, должность которых существовала еще со времен митрополии 54.. Неуклонный рост числа населенных пунктов, церквей и приходов, вызвал к жизни в конце  XVIII  ст. образования особых церковных округов – благочиний, управляемых особыми должностными лицами из среды приходского духовенства. Так возникли и Котельничские благочиния.

            При Екатерине  II  через северную часть Свечинского края на месте древней дороги был проложен  тракт государственного значения из Петербурга в Сибирь , известный как Старо-Вятский тракт. Шел он через Кострому, Галич, Шарью, у села Пыщуг отделялся от Велико-Устюжского тракта и шествовал через Вохму и Вятку на Сибирь ; по территории Свечинского края тракт шел через Сретенское и Старицу55.  Благодаря ему центр экономической и общественной жизни окончательно закрепился за северной частью будущего района и оставался им до основания станции Свеча. По этому тракту за всю его историю кто только не проезжал!   Ехали по этому тракту в свое время и жена Пушкина Наталья Гончарова и декабристы в сибирскую ссылку, и поэт В.А.Жуковский в Вятку. 

            В разное время по Вятскому тракту проезжали и царственные особы. Так в 1824 году по нему проезжал царь Александр  I , возвращавшийся с Уральских заводов в Питербург. Богомольный царь, большой любитель церковного пения, по пути следования неоднократно посещал сельские храмы, стоял там на молитве, иногда щедро одаривал священнослужителей 56.. В 1889 г. здесь ехал в кибитке Государь Алекандр III  . В местные церкви он, правда, не заезживал, а только любовался красою местной природы. Старожил д. Пронино  Никита Семенович Скурихин вспоминал рассказ отца: «Государь, видимо, любовался красотою природы, он изволил открыть окно кибитки и посмотреть из любопытства на нашу деревню» 57..

            По этому знаменитому тракту в Сибирь прошло немало партий каторжан. Вели их на каторгу пешком, а для надзора рядом ехало верхом на лошадях 4 вооруженных конвоира. Часто люди из-за тяжелой дороги умирали в пути. Старожилы деревни Скурихины знали безымянную могилу около своей деревни, где были захоронены 12 каторжан, погибших в дороге 58.. Следует заметить, что дорога на царскую каторгу была гораздо тяжелее, чем сама каторга. Если отбросить в сторону страшилки, сочиненные в советское время, а брать за основу реальные факты, получается, что на этой «каторге» заключенные жили на правах вольнонаемных, получали зарплату за свою работу (а работали они мало, жаловались на бездельную жизнь) и часто сбегали с такой каторги, т.к. охраны там не было почти никакой…

 

 


Автор: Казаков Д.Н.
Источник: из книги Казакова Д.Н. Свет Свечи
Тэги: СвечаИсторияХрамынасвечинскойземле



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться




Вакансии для учителей









  Copyright © ПроШколу.ру 2007-2024. Все права защищены.   О проекте | Реклама | Статистика | Контакты | Translate
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Спасибо, Татьяна Павловна! Сколько юбилейных дат! Все имена близки и дороги! 6760347-a3949665
Здорово! Опавший лист дрожит от нашего движенья, Но зелени ещё свежа над нами тень, А что-то говорит средь радости сближенья, Что этот жёлтый лист - наш следующий день. - Афанасий Фет, `Опавший лист дрожит от нашего движенья`, 1891
6771551-a3949665
Здорово!!
Мощный зверь) Очень хотела хорошо рисовать. Не вышло поучиться. Внучка хорошо рисует, учится на дизайне. Люблю смотреть что она рисует.
Антонина Алексеевна, очень приятно Вас видеть. Многие из прежних активных участников Прошколы сейчас изредка сюда заглядывают, видимо, ушли в другие дела, поэтому радостно иногда встречаться и знать :слава Богу, живы. Здоровья и благополучия Вам на долгие годы. Хочется узнать, как складывается жизнь Александра Владимировича Серолапкина из Чебоксар. У него были проблемы со зрением. Удалось ли ему сделать операцию? Может быть, кто-то знает ...





















 



http://www.roscomsport.com/

https://proshkolu.ru/user/robot/blog/568472/

https://roscomsport.com/

https://roscomsport.com/